Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:19, контрольная работа
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.
Введение_________________________________________________2
1. Понятие социального конфликта_________________________________2
2. Основные типы социальных конфликтов ___________________4
3. Стадии развертывания конфликта. Управление социальным конфликтом. Варианты разрешения конфликтов_____________________________6
4. Положительные и отрицательные последствия конфликтов
для общества _________________________________________11
Заключение__________________________________________________14
Список использованной литературы_____________________________15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
на тему: «Социальные конфликты»
Вариант № 8
ПЛАН
Введение______________________
1. Понятие социального
конфликта_____________________
2. Основные типы социальных конфликтов ___________________4
3. Стадии развертывания конфликта.
Управление социальным конфликтом. Варианты
разрешения конфликтов____________________
4. Положительные и отрицательные последствия конфликтов
для общества ______________________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
1. Понятие социального конфликта
Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Социальные связи, свойственные обществу
как сложной системе и
К тому же общество не есть простая
совокупность индивидов и их взаимосвязей.
Представляя собой целостную
систему с характерным для
нее качественным состоянием, оно
первично по отношению к отдельной личности.
Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную
структуру ранее сложившихся связей и
по мере своей социализации включается
в нее, усваивает ставшие к тому времени
доступными людям знания и ценности, определившиеся
нормы повеления.
Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.
Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт — явление осознанное,
действие обдуманное. Он подтверждает
ту истину, что человек принципиально
отличается от других живых существ
тем, что его намерения и поступки
направляются не врожденными инстинктами,
не
«меркой своего вида», а программой, целевыми
установками, которые вырабатываются
им самим в процессе своей жизнедеятельности.
Человек наделен специфическим, только
ему присущим качеством — разумом, способностью
отражать реально существующий мир и общественно-историческую
практику.
Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность — это иллюзия,
утопия и уж тем более не благо.
Конфликты, как и любые социальные противоречия,
являются формой реальных общественных
связей, которые как раз и выражают взаимодействие
личностей, отношения социальных групп
и общностей при несовпадении, несовместимости
их потребностей, мотивов и ролей. Словом,
там, где действуют люди, практически всегда
есть место и конфликтам.
Весьма существенно, что конфликт
— это такое взаимодействие, которое
протекает в форме
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
2. Основные типы социальных
Существуют различные
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л.
Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными)
или нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты
вызваны неудовлетворением определенных
требований участников или несправедливым,
по мнению одной или обеих сторон, распределением
между ними каких-либо преимуществ и направлены
на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты
имеют своей целью открытое выражение
накопившихся отрицательных эмоций, обид,
враждебности, т. е. острое конфликтное
взаимодействие становится здесь не средством
достижения конкретного результата, а
самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт
может превратиться в нереалистический,
например, если предмет конфликта чрезвычайно
значим для участников, а они не могут
найти приемлемое решение, справиться
с ситуацией. Это повышает эмоциональную
напряженность и требует освобождения
от накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны.
Их гораздо сложнее урегулировать, направить
по конструктивному руслу. Надежный способ
профилактики подобных конфликтов в организации
— создание благоприятной психологической
атмосферы, повышение психологической
культуры руководителей и подчиненных,
овладение приемами само регуляции эмоциональных
состояний в общении.
Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.
Внутри личностный конфликт.
Этот тип конфликта не полностью соответствует
данному нами определению. Здесь участниками
конфликта являются не люди, а различные
психологические факторы внутреннего
мира личности, часто кажущиеся или являющиеся
несовместимыми: потребности, мотивы,
ценности, чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные
с работой в организации, могут принимать
различные формы. Одна из наиболее распространенных
форм — это ролевой конфликт, когда различные
роли человека предъявляют к нему противоречивые
требования. Например, будучи хорошим
семьянином (роль отца, м
атери, мужа, жены и т. п.), человек должен
вечера проводить дома, а положение руководителя
может обязать его задержаться на работе.
Или: начальник цеха дал мастеру указание
выпустить определенное количество деталей,
а технический руководитель в то же самое
время — произвести технический осмотр
оборудования. Причиной первого конфликта
является рассогласование личных потребностей
и требований производства, а второго
-- нарушение принципа единоначалия. Внутренние
конфликты могут возникать на производстве
вследствие перегруженности работой или,
напротив, отсутствия работы при необходимости
находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.