Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:55, реферат
Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор
Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.
Введение
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
Вопросы о возможности
существования общества без конфликтов,
является ли конфликт проявлением дисфункций
организаций, аномалией в общественной
жизни или же это нормальная, необходимая
форма социального
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Конфликт, в особенности
социальный, весьма интересное явление
в общественной жизни людей, и
в связи с этим не случаен интерес
к нему многих крупных ученых, занимающихся
весьма широким спектром наук. Так
профессор
Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул
и тормоз прогресса, развитие и деградация,
добро и зло”.
Эйнштейн замечал, что природа сложна, но не злонамеренна. Природа конфликтов иная: конфликтирующие стороны могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порою сами не ведая и тем более не зная истинных тенденций другой стороны.
1.Социальный конфликт и его субъекты.
Конфликты представляют собой
особый тип социального
Относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе, существует много различных теорий.
Основателем конфликтологической теории в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтения эволюционному развитию человечества.
В отличие от Спенсера, социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт – это всего лишь временное состояние, периодически возникающая в обществе, и что это состояние может быть преодолено только в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая, к примеру, в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктату пролетариата, что представляет собой переход к бесклассовому (т. е социально бесконфликтному) обществу.
Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены:
Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку они помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.
Современные западные социологи
объясняют природу социальных конфликтов
социально-психологическими факторами.
Они полагают, что присущие обществу
неравенства порождает
Участниками конфликта могут
быть как отдельные личности, так
и социальные группы, организации
и государство. Основные субъекты конфликта
называются оппонентами или
Ранг – это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжении ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если ее ранг окажется выше.
Не все участники конфликта
обязательно находятся в
Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны. Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликтам. Пособник – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Наконец, посредников, которые своими действиями предотвратить, остановить или разрешить конфликт, также относят к его участникам.
Анализируя причины поведения людей в различных конфликтах, социологи выяснили, что мотивами бытовых столкновений обычно являются такие чувства, как обида, месть, ревность, зависть, корысть. В групповых конфликтах мотивами конфликта выступают политические симпатии и антипатии, либо желание перераспределения экономических ресурсов.
Причины же конфликтов лежат в существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности и власти. Это неравенство может быть различным по типу и масштабам, но оно всегда присутствует в любом обществе.
Предметом конфликта в социологии принято считать объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий между оппонентами. Каждая из сторон конфликта заинтересовано в разрешении этой проблемы в свою пользу. Объект конфликта представляет собой некоторые дефицитный ресурс (или контроль над такими ресурсами).
Возникновению любого конфликта
предшествует такое сочетание объективных
условий и обстоятельств, которое
создает реальный предмет конфликта.
Это сочетание социологи
Социальная напряженность - это особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий. Социальная напряженность в обществе характеризуется:
Уровень социальной напряженности
в обществе может изменяться –
снижаться или увеличиваться. Чем
больше уровень социальной напряженности,
тем более вероятной является
опасность социального взрыва. Однако
даже очень высокий уровень социальной
напряженности не обязательно приводит
к конфликту.
2.Классификация конфликтов.
В зависимости от освоения, по которой проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:
Все конфликты можно
1. Личностный конфликт. Эта
зона включает конфликты,
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности.
Происходит в силу двойной
принадлежности индивидов,
5. Конфликт с внешней
средой. Индивиды, составляющие группу,
испытывают давление извне (
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.
Развитие эмоционального
конфликта непредсказуемо, и в
подавляющем большинстве
Социальный конфликт можно
определить как силовое динамическое
воздействие, осуществляемое двумя
или большим числом индивидов (или
социальных групп), на основе действительного
или ошибочного несовпадения интересов,
нехватки ресурсов. Возникший конфликт
трудно остановить. Это объясняется
тем, что конфликт имеет кумулятивную
природу, то есть каждое агрессивное
действие приводит к ответному действию,
причем часто более сильному, чем
первоначальное. Конфликт обостряется
и захватывает все больше людей.
Можно привести пример острого конфликта
между азербайджанцами и
Теперь следует разобраться в некоторых
составляющих социального конфликта,
которые выделил С. Фролов. Любое вмешательство,
создающее преграду в удовлетворении
потребностей индивида или социальной
группы, можно назвать блокадой.
При
появлении блокады от человека или социальной
группы требуются переоценка ситуации,
отказ от желаемой потребности или постановка
новой цели, принятие нового плана действий.
Ситуация блокирования - это всегда некоторое
первоначальное замешательство различной
степени интенсивности (от легкого недоумения
до шока), а затем побуждение к новым действиям,
поиск обходных путей. Встреча человека
или социальной группы с непреодолимым
затруднением в удовлетворении желаемой
потребности вызывает фрустрацию.
Реакция на фрустрацию может развиваться
по двум вариантам: отступление от намеченных
целей или агрессия. Агрессивное поведение
может быть направлено на другого человека,
группу людей. С этого момента, собственно,
и начинается социальный конфликт.
Однако далеко не всякое состояние
фрустрации и вызванное им эмоциональное
напряжение приводят к социальному конфликту.
Эмоциональное напряжение, связанное
с неудовлетворенными потребностями,
должно перейти некую границу, за которой
агрессия выступает в форме направленного
социального действия. Эта граница определяется
состоянием общественного страха, авторитетом
властных структур, культурными нормами,
действием социальных институтов. Если
в обществе или социальной группе происходят
процессы дезорганизации, снижаются авторитет
и эффективность действий социальных
институтов, то участники социального
конфликта легко переходят грань, отделяющую
их от самого конфликта. Можно выделить
простые и сложные формы социального конфликта.