Социальные конфликты в России на современном этапе развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

Социальные конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом анализа еще древних исто-риков и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений не-совпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отсто-ять свое право на жизнь и независимость. Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В ХIХ и ХХ вв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
5
2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
7
3. ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
ЛИТЕРАТУРА
19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт позволяет  выделить некоторые наиболее характерные  источники, на базе которых формируются причины конфликтов: богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В разных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого изменяется не очень существенно. Это в полной мере касается и России.

Проблема нравственного конфликта обычно сопряжена с выбором средств достижения своих целей в том или ином конкретном конфликте.

Одной из причин обострения конфликтов между большими группами людей в России является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности.

Подобная неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует  возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

В качестве причин созревания конфликта могут выступать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов. Каждый из них имеет свои особенности.

Социально-экономический конфликт возникает на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение в сравнении с привычным уровнем потребления и уровнем жизни (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение в сравнении с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В развитии политического конфликта на макроуровне особое значение имело переплетение источников этих трех конфликтов, установление связей между движениями разного рода. Так, важнейшим элементом поражения горбачевского курса стало выдвижение бастующими шахтерами и их руководителями требования об отставке Президента СССР, которая и будет представляться конфликтующими сторонами главным предметом столкновения.

Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации, – все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

во-вторых, степень осознания  собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими  сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

На этническую напряженность и конфликтность в России влияют два принципиальных фактора. Прежде всего, то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование: практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем, в нашей стране наблюдается несоответствие либерально-демократических идеологий и реальных экономических и социально-политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться путем решения двух идеологических проблем.

Одна из них – государственность. Сейчас надежду на нее возлагает подавляющее большинство россиян. А вторая – этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор посттоталитарного социально-экономического развития проходит по двум детерминантам: государственность и этничность, можно прогнозировать углубление всех видов конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ  И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества – социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые столкновения, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянутыми целые народы.

Социальные  конфликты получают  своеобразное проявление в современной российской действительности. Россия переживает системный кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.

Наиболее значительными  конфликтами, разворачивающимися в  пространстве России и СНГ, являются три: политический, социальный и национально-этнический. Обособленное рассмотрение этих трех форм конфликта позволяет констатировать, что они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих разную природу.

Политический  конфликт – конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт – в узком смысле слова – конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровню зарплаты, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области  являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.

Все названных выше формы  являются взаимопроникающими конфликтами, каждый из них составляет питательную среду для другого. Например, упомянутые ранее шахтерские забастовки показывают, как именно социальный конфликт превратился в политический. Наблюдатели и исследователи шахтерских забастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственно обострялась в связи с политическими интересами.

В еще большей мере переплелись социально-политические проблемы в национально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от участия во власти, так и от культурного самоопределении соответствующих национальных общностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Трудовые  конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становлением рыночных отношений, которые неизбежно приводят к поляризации социальных групп.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и с тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база разрешения трудовых споров. Были сделаны попытки принять закон о разрешении трудовых конфликтов, определить механизм этого разрешения. В основу его положен принцип примирительных процедур через соответствующие комиссии и трудовые арбитражи. Предусматривался срок рассмотрения споров, обязательность исполнения принятых решений. Но этот закон так и не был принят. Примирительные комиссии, их арбитражи не выполняют свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Это не способствует разрешению трудовых конфликтов и ставит задачу создать более продуманную законодательную систему для их урегулирования.

Конфликты в социально-политической сфере – это конфликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие.

  • Конфликты между основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) в стране и в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния, с одной стороны, президента и правительства, а с другой стороны, Верховного Совета и советов народных депутатов всех уровней. Этот конфликт вылился, как известно, в события октября 1993 г. Формой частичного его разрешения явились выборы Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России.
  • Внутрипарламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них.
  • Конфликты между политическими партиями с разной идеологической и политической ориентацией.
  • Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические  конфликты – вполне нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализованы, прежде всего, через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Заметное влияние на социальные конфликты в современной  России оказывают противоречия в межнациональных и межэтнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет сгруппировать их в три основные типа:

Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям Российской Федерации: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан. А Башкортыстан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье – с непосредственным выходом на международную арену.

Во-вторых, – территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Вполне возможен их выход на межгосударственный уровень. Доминирующую роль здесь играют территориальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер. Примером конфликта этого типа  может служить осетино-ингушский и дагестано-чеченский конфликты.

В-третьих, – межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Тыве.

Вполне возможны два  стратегических подхода к решению  как этнических и национальных проблем, так и связанных с ними социальных конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой в форме территориального разделения России на семь округов. Суть этого подхода состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя.

Вместе с тем, российское право плохо приспособлено к  их разрешению из-за неразвитости процедур разрешения юридических споров и  вообще процессуальных норм и институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальные конфликты  все более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государственной монополией на определенные средства производства. Создается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, культуре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Веренко И.С. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 1990.
  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: АО «Аспект пресс», 1994.
  3. Радугин А.А. Социология. – М.: К.А. Радугин «Центр», 1997.
  4. Фролов С.С. Социология. – М.: «Логос», 1996.



Информация о работе Социальные конфликты в России на современном этапе развития общества