Социальные науки. Переход первой волны ко второй. Со второй волны на третью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:31, сочинение

Краткое описание

Элвин Тоффлер - американский социолог, философ и публицист-футуролог, автор книги «Третья волна» (1980г.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по Тоффлеру.docx

— 16.25 Кб (Скачать файл)

Эссе  на тему «Социальные  науки. Переход первой волны ко второй. Со второй волны на третью.» 
 

     Элвин Тоффлер - американский социолог, философ и публицист-футуролог, автор книги «Третья волна» (1980г.). Автор концепции постиндустриального общества -  Тоффлер считает, что историю развития общества нельзя рассматривать в виде процесса  плавного развития. По его мнению, мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. В своих основных работах американский социолог проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже двух веков.

Главной темой современного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом  — постиндустриальное, «массовое  общество» и особенности его  формирования.

Это придает  данным исследованиям явный футурологический оттенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и исторической перспективы современного общества могут быть диаметрально противоположными: от предвидения глобальных катастроф  до прогнозирования стабильного  процветающего будущего. Мировоззренческой  задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и способов ее достижения.

     По  мнению Тоффлера, чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами.

   Процесс изменений, описанный  автором, можно сравнить с вечно  живым океаном, в котором время   от времени возникают огромные  волны, вовлекая в поток изменений  всех людей, которые становятся  непосредственными участниками  цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль  в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В результате развертывания первой технологической революции - аграрной, по Тоффлеру, - возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации или Первая волна. Её основополагающие признаки таковы:  земля  - основа экономики, семейной и политической организации, культуры;  господство  простого разделения труда  и связанное с этим наличие нескольких четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне;  жестко авторитарная власть;   сословное положение - определяющий параметр  социального статуса  и индивида  и социальной группы;  экономика  децентрализована, производителем является природа, а не человек. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

  На  смену этой цивилизации приходит  новая, индустриальная цивилизация  или Вторая волна.  Её символом становится распространение крупного машинного производства и урбанизация, а люди становятся придатками машины. Вторая волна породила гигантизм и единообразие. Проявляется массовость во всех сферах жизни, включая труд, культуру и образ жизни. В соответствии с этим, приспосабливается и социосфера: возникают с ней нуклеарная семья,  корпорации, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии и искусство.

  Индустриализм  расслаивает общество, разделяет  его на две половины человеческой  жизни - производство и потребление,  создавая образ  жизни, наполненный  экономической напряженностью, социальными  конфликтами, семейными драмами и психологическими недомоганиями (Глава 3 - Невидимый клин). Все эти социальные последствия исходят из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма: стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации (Глава 4. Разрушение кода). Ныне же индустриальная цивилизация изжила себя.  В пределах индустриальной цивилизации во второй половине XX века  возникла и начала её захлестывать Третья волна технологических и социальных трансформаций. Последняя вызвана появлением у людей свободного времени и как следствие - нарастающим и повсеместным распространением «сложной техники»: компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций. Главными становятся информация,  творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату,  являвшемуся придатком машины, приходит интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, позволяющих квалифицированно и эффективно работать со всё более сложной и разнообразной техникой. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержанием и характером труда. Происходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника: потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. Самое важное - трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания. Одновременно с преобразованием техносферы происходит изменение инфосферы. Эволюция производства демассифицирует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие  способностей и непрерывное образование.

   Столкновение Второй и Третьей цивилизационных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цивилизации возникли многочисленные революции, контрреволюции и войны, то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением  к природе с губительными последствиями для человечества.  

Информация о работе Социальные науки. Переход первой волны ко второй. Со второй волны на третью