Эссе
на тему «Социальные
науки. Переход первой
волны ко второй.
Со второй волны на
третью.»
Элвин
Тоффлер - американский социолог, философ
и публицист-футуролог, автор книги «Третья
волна» (1980г.). Автор концепции постиндустриального
общества - Тоффлер считает, что историю
развития общества нельзя рассматривать
в виде процесса плавного развития.
По его мнению, мир стоит на пороге грандиозных
социальных перемен, технических и культурных
нововведений. Развертывание потенциала
техники оказывает воздействие на все
стороны социальной жизни. Меняется не
только содержание труда, в десятки и сотни
раз возрастает его производительность.
Существенные преобразования происходят
во всем строе культуры и современной
цивилизации. Микроэлектронная революция
увеличивает мощь человеческого интеллекта.
Технологические новшества оказывают
влияние на социальную структуру общества.
По существу, рождается новый цивилизационный
уклад, в котором принципиально иной будет
сфера труда, управления, досуга. В своих
основных работах американский социолог
проводит мысль о том, что человечество
переходит к новой технологической революции,
то есть на смену Первой волне (аграрной
цивилизации) и Второй (индустриальной
цивилизации) приходит новая, ведущая
к созданию сверхиндустриальной цивилизации.
Тоффлер предупреждает о новых опасностях,
социальных конфликтах и глобальных проблемах,
с которыми человечество столкнется на
рубеже двух веков.
Главной
темой современного обществознания
становится судьба капиталистического
общества, а важнейшим предметом
— постиндустриальное, «массовое
общество» и особенности его
формирования.
Это придает
данным исследованиям явный футурологический
оттенок и публицистическую страстность.
Оценки состояния и исторической
перспективы современного общества
могут быть диаметрально противоположными:
от предвидения глобальных катастроф
до прогнозирования стабильного
процветающего будущего. Мировоззренческой
задачей подобных исследований является
поиск новой общей цели и способов
ее достижения.
По
мнению Тоффлера, чем скорее человечество
осознает потребность в переходе к новой
волне, тем меньше будет опасность насилия,
диктата и других бед. По мнению Тоффлера,
развитие науки и техники осуществляется
рывками, по его терминологии, - волнами.
Процесс изменений, описанный
автором, можно сравнить с вечно
живым океаном, в котором время
от времени возникают огромные
волны, вовлекая в поток изменений
всех людей, которые становятся
непосредственными участниками
цивилизационных трансформаций. В общественном
развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют
четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера,
но решающую роль в волнообразном потоке
изменений играет первая из них. Поэтому
источником и движущей силой нововведений
в обществе выступают технологические
революции. В результате развертывания
первой технологической революции - аграрной,
по Тоффлеру, - возникла гигантская волна
сельскохозяйственной цивилизации или
Первая волна. Её основополагающие признаки
таковы: земля - основа экономики,
семейной и политической организации,
культуры; господство простого
разделения труда и связанное с этим
наличие нескольких четко определенных
каст и классов: знать, духовенство, воины,
рабы или крепостные крестьяне; жестко
авторитарная власть; сословное
положение - определяющий параметр
социального статуса и индивида
и социальной группы; экономика
децентрализована, производителем является
природа, а не человек. В наше время на
данной стадии развития до сих пор находится
большинство стран Африки, Латинской Америки
и Юго-Восточной Азии.
На
смену этой цивилизации приходит
новая, индустриальная цивилизация
или Вторая волна. Её символом становится
распространение крупного машинного производства
и урбанизация, а люди становятся придатками
машины. Вторая волна породила гигантизм
и единообразие. Проявляется массовость
во всех сферах жизни, включая труд, культуру
и образ жизни. В соответствии с этим, приспосабливается
и социосфера: возникают с ней нуклеарная
семья, корпорации, массовое образование
(школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви,
профсоюзы, партии и искусство.
Индустриализм
расслаивает общество, разделяет
его на две половины человеческой
жизни - производство и потребление,
создавая образ жизни, наполненный
экономической напряженностью, социальными
конфликтами, семейными драмами и психологическими
недомоганиями (Глава 3 - Невидимый клин).
Все эти социальные последствия исходят
из действия шести взаимосвязанных принципов
индустриализма: стандартизации, специализации,
синхронизации, концентрации, максимизации
и централизации (Глава 4. Разрушение кода).
Ныне же индустриальная цивилизация изжила
себя. В пределах индустриальной цивилизации
во второй половине XX века возникла
и начала её захлестывать Третья волна
технологических и социальных трансформаций.
Последняя вызвана появлением у людей
свободного времени и как следствие - нарастающим
и повсеместным распространением «сложной
техники»: компьютеров, лазерной техники,
биотехнологии, генной инженерии, информатики,
электроники, теле- и видеокоммуникаций.
Главными становятся информация, творчество
и интеллектуальная технология. На смену
пролетариату, являвшемуся придатком
машины, приходит интеллектуальный работник,
обладающий мастерством и информацией,
позволяющих квалифицированно и эффективно
работать со всё более сложной и разнообразной
техникой. В процессе преобразования предприятий
Второй волны в предприятия Третьей волны
возрастает безработица, связанная с коренными
технологическими преобразованиями основ
производственной деятельности, содержанием
и характером труда. Происходит воссоединение
разделенных индустриализмом производителя
и потребителя, возникает новый тип работника:
потребитель более активно вовлекается
в производство, в принятие управленческих
решений. Самое важное - трансформация
не машин, а людей, перевооружение их сознания.
Одновременно с преобразованием техносферы
происходит изменение инфосферы. Эволюция
производства демассифицирует умы и культуру.
Мир в целом перестает казаться машиной;
он заполняется инновациями, для восприятия
и понимания которых необходимо постоянное
развитие способностей и непрерывное
образование.
Столкновение Второй и Третьей цивилизационных
волн не проходит безболезненно. Если
из противоречий зарождающейся индустриальной
и сельскохозяйственной цивилизации возникли
многочисленные революции, контрреволюции
и войны, то из столкновения Третьей волны
со Второй проистекают экономический
кризис, вызванный хищническим отношением
к природе с губительными последствиями
для человечества.