Социальные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, реферат

Краткое описание

Социальные нормы – это правила человеческого общежития, регулирующие отношения людей между собой. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло.1
Это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции: служат образцами, эталонами поведения; регулируют общий ход социализации; . интегрируют, включают индивидов в социальные общности; контролируют отклоняющееся поведение.

Вложенные файлы: 1 файл

всё реферат по тгп.docx

— 19.81 Кб (Скачать файл)

1.1. 

Социальные нормы – это правила  человеческого общежития, регулирующие отношения людей  между собой. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло.1

Это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции: служат образцами, эталонами поведения; регулируют общий ход социализации; . интегрируют, включают индивидов в социальные общности; контролируют отклоняющееся поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.

.  Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение  исторически длительного периода  времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения  естественной внутренней потребностью людей и силой общественного  мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные  нормы) — правила поведения, которые  устанавливаются такими организациями  и охраняются мерами общественного  воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Правовые нормы — это правила  поведения, уставленные или санкционированные  государством, церкви вовые нормы  это права д, у новленные или  санкционированные государством, а  иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой  государства.

Эстетические нормы -правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений  недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения  можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в  обществе порядка, который называется общественным порядком (в отличие  от правопорядка, являющегося результатом  действия одних правовых норм), помимо норм права используются также и  другие правила поведения людей  в обществе: обычаи (традиции), религиозные  нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила  поведения, включая и нормы права, имеют общее название: они называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему  общества.

Социальные нормы разных видов  отличаются друг от друга по способам их формирования, способам обеспечения  их соблюдения, формам закрепления. Обычаи (и близкие к ним традиции) –  это правила поведения, сложившиеся  стихийно, естественным путем и в  результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки, просто потому, что «так принято», «таков обычай» (например, обычай наряжать елку на Новый год). Обычаи бывают национальные (общенародные) и местные. Они передаются из поколения в поколение в  устной форме. Несоблюдение обычаев  влечет негативную реакцию со стороны  окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

 По мнению Ю.А. Агешина: "…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому  ее укоренению в обществе, в  то же время оно само под  влиянием морального фактора  постоянно обогащается: расширяется  его нравственная основа, повышается  авторитет, возрастает его роль  как социального регулятора общественных  отношений". Таким образом, воздействию  права на мораль сопутствует  процесс обратного влияния морали  на право.

Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью). Так, достаточно долгое время уголовное законодательство предусматривало ответственность граждан за отказ от дачи показаний, даже если такие показания касались их близких родственников. На практике это вело к тому, что лицо, привлекаемое в качестве свидетеля по делу, поступало морально, но вопреки закону. В соответствии с действующей Конституцией РФ, супруг и близкие родственники обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) освобождаются от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51).Тем самым на конституционном уровне проблема разночтения права и морали снята. Конституционный императив получил воплощение в новом Уголовно-процессуальном законе (п. 4 ст. 56 УПК РФ). Право лица в уголовном процессе не давать показания против себя и своих близких родственников выражено понятием «свидетельский иммунитет» (п. 40 ст. 5 УПК РФ).

Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Это в особенности  ощутимо в тех случаях, когда  моральные нормы и принципы приобретают  юридическое значение, т.е. закрепляются в праве. В частности, такой фундаментальный  принцип права, как принцип добросовестного  исполнения обязательств (pacta sunt servanta) трансформировался в правовую систему  из морали, где он с глубокой древности  известен как принцип верности данному  слову.

Сформировавшийся с давних пор  в вопросе о соотношении права  и морали некий стандарт, когда  право рассматривается в качестве известного «минимума морали», в  современных условиях должен быть пересмотрен. Такой подход несколько упрощает проблему, не учитывает всего многообразия связей права и морали.4

 

 

 

 

3.

Для начала следует отметить, что  нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения  участников социального общения. Норма  — это всегда стереотип. Все существующие нормы тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены  друг другом. В юридической науке  все действующие в обществе нормы  подразделяются на два вида: социальные и технические.

Граница между социальными и  техническими нормами проходит главным  образом по предмету регулирования. Социальные нормы регулируют отношения  между людьми и их объединениями, а технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним  миром, природой, техникой. Общее же между социальными и техническими нормами состоит в том, что  они имеют дело с человеческой деятельностью, различия же состоят  в объектах и методах регулирования.

Следует отметить, что в эпоху  научно-технической революции роль и значение технических норм многократно  возрастает, что приводит к возведению их в ранг норм, официально закрепленных государством. Таким образом, среди  технических норм есть такие нормы, которые получают закрепление в  правовых актах и снабжаются юридическими санкциями. Данные нормы носят название «технико-правовые», они не теряют своего организационно-технического характера  и при этом приобретают качественные признаки правовой нормы.

Остальные технические нормы не поддерживаются правом, и следовательно, их нарушение не влечет наступления  какой-либо юридической ответственности, но ведет к привлечению иного  рода ответственности — экологической  и др.

Кроме существования технико-правовых норм, существуют также и естественно-правовые нормы, которые являются особой разновидностью технических норм. Естественно-правовые нормы также получают закрепление  в юридических и иных нормативных  актах и определяют отношения  людей к животным.

Социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного  человеческого бытия, указатели  границ должного и возможного поведения. Социальные нормы в различной  степени отражают закономерности общественного  развития, вырабатываются самими людьми и привязаны к конкретным социальным явлениям.

Вообще, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования  связано с переходом людей  от животной стадности к человеческому  обществу, с процессом социализации человеческих отношений. При этом социальная норма выражает как должное, так  и сущее (действительное) поведение  человека. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые общественные отношения.5

 

 

 

 

 

1 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 2006

2 Оборотов Ю. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах – М., 2006

3 Марченко  М. Н. Теория государства и права – М., 2006

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. – Спс., 2004

5 Макуев Р. Х. Теория государства и права. – М.,2006


Информация о работе Социальные нормы