Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:07, реферат
Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей.
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.
Введение……………………………………………………………………………3стр.
Глава 1.Анализ общественных отношений……………………………………..4стр.
1.1 Понятие общества……………………………………………………………..4стр.
1.2 Социальная структура общества……………………………………………..10стр.
Глава 2. Социальные нормы………………………………………………………14стр.
2.1 Социальные нормы в общественной жизни…………………………………14стр.
2.2 Взаимосвязь права и морали……………………………….………………….16стр.
Заключение…………………………………………………………………………22стр.
Список используемой литературы…………………………
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами морального регулирования являются:
идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
2.2 Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно
взаимосвязаны, они дополняют друг
друга в регулировании
В регулировании общественных
отношений право
Как форма общественного
сознания, система отношений и
норм - мораль зародилась раньше политической
и правовой форм сознания, раньше государственной
организации общества. Обычаи, мораль
регулировали взаимоотношения людей
в первобытнообщинном строе. В морали
выражены представления людей о
добре, зле, справедливости, достоинстве,
чести, милосердии. Нормы морали - продукт
исторического развития человечества.
Они сформировали в борьбе со злом,
за утверждение добра, человеколюбия,
справедливости, счастья людей. На развитие
морали оказывают воздействие
История развития цивилизации
свидетельствует, что право и
мораль как составные части культуры
общества органически связаны друг
с другом. Правовая система государственно-
Величайшую нравственную
ценность представляют собой основные
права человека - юридическое выражение
его свободы и достоинства. Фактическая
реализация этих прав является условием
обретения человеческого
На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних Jus est ars boni et aegui - право есть искусство добра и справедливости раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля Философия прававопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-филосовским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку делодоктора Смерти является показательным примером столкновения между нормами морали и права. Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Общие черты между правом и моралью:
и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;
им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область
отношений более широкую, нежели
сфера отношений, регулируемая правом.
Многие взаимоотношения людей в
быту, коллективе, семье являются объектами
морали, но не подлежат правовому регулированию.
Содержание норм права характеризуются
большей конкретностью, в правовых
нормах в ряде случаев предусматриваются
весьма подробные детали, связи. В
правовых нормах выражен государственный
подход к оценке конкретных общественных
отношений. Моральные требования отличаются
более широким содержанием, дают
больший простор для толкования
и применения. Например, мораль осуждает
все виды обмана и лжи. В праве
же осуждение конкретизируются применительно
к отдельным видам
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и селу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Заключение
С помощью права государство
добивается утверждения в сознании
граждан, всего населения
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения Все, что не запрещено законом - разрешено в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: Прибыль выше всего, но честь выше прибыли . В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.