Федеральное агентство связи
ФГОБУ ВПО СибГУТИ
Кафедра социологии
Реферат
Социальные нормы
и их роль в обществе
Выполнил: Ершов И.Е.
Проверил: Сторожева С.П.
Новосибирск 2012 г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . 3
Социальные нормы . . . . . . . . 4
Классификации социальных норм . . . . . . 7
Роль социальных норм . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . 15
Введение
Слово «норма» происходит
от лат. norma, что означает «правило, образец,
стандарт». Норма указывает те границы,
в пределах которых тот или
иной объект сохраняет свою сущность,
остается самим собой. Нормы могут
быть разными — естественными, техническими,
социальными. Действия, поступки людей
и социальных групп, являющихся субъектами
общественных отношений, регулируют социальныенормы.
Для того чтобы существовать
в социальном мире, человеку необходимы
общение и сотрудничество с другими
людьми. Но существенным для реализации
совместного и целенаправленного
действия должно быть такое положение,
при котором люди имеют общее
представлен о том, как им действовать
правильно, а как неправильно, в
каком направлении прилагать
свои усилия. При отсутствии подобного
представления нельзя добиться согласованных
действий. Таким образе человек, как
существо социальное, должен создавать
множество общепринятых шаблонов поведения,
для того чтобы успешно существовать
в обществе, взаимодействуя с другими
индивидами. Подобные шаблоны поведения
людей в обществе, регулирующие это
поведение в определенном направлении,
называют социальными нормами.
Социальные нормы
Социальные нормы - совокупность
требований и ожиданий, которые предъявляет
социальная общность (группа), организация,
общество к своим членам в их взаимоотношениях
друг с другом, с социальными институтами
с целью осуществления деятельности
(поведения) установленного образца. Это
всеобщие постоянно действующие
предписания, предполагающие их практическую
реализацию. Возникают потребности
в определеном поведении. Важнейшей
характеристикой нормы является
ее общепризнанность и всеобщность.
Социальная норма является одной
из сложных форм выражения социальных
отношений. Она состоит из множества
элементов, каждый из которых обладает
различными свойствами, способными к
тому же изменятся в достаточно широких
пределах. В социальной норме находит
воплощение общественная воля, осознанная
социальная необходимость. Именно этим
она отличается от так называемых
квазинорм. Последние чаще всего
носят грубый, насильственный характер,
сковывают инициативу, творчество.
Социальная норма выполняет
следующие функции.
1. Нормы призваны ориентировать
и
2. регулировать поведение
людей в различных ситуациях.
Регулирующее воздействие состоит
в том что, норма устанавливает
границы, условия, формы поведения,
характер отношений, цели и
способы их достижений.
3. социализирует личность;
4. оценивает поведение;
5. Предписывает модели
должного поведения.
6. Средство обеспечения
порядка.
Главное общественное предназначение
социальной нормы может быть сформулировано
как регуляция социальных отношений
и поведения людей. Регулирование
отношений через социальные нормы
обеспечивает добровольное и сознательное
сотрудничество людей.
Можно условно выделить следующие
группы норм:
1. По носителям: общечеловеческие,
групповые.
2. По сфере деятельности:
экономические нормы, политические
нормы, культурные нормы, юридические
нормы.
3. Существуют формальные
и неформальные нормы.
4. По масштабу действия:
общие и локальные.
5. По способу обеспечения:
опирающиеся на внутренние убеждения,
на общественное мнение, на принуждение.
Основные типы норм в порядке
повышения их общественной значимости.
1. Обычаи - это просто привычные,
нормальные, наиболее удобные и
достаточно широко распространенные
способы групповой деятельности.
Новые поколения людей воспринимают
эти общественные способы жизни
частично путем бессознательного
подражания, частично путем сознательного
обучения. При этом новое поколение
выбирает из этих способов
то, что ему представляется необходимым
для жизни.
2. Нравственные нормы
- идеи о правильном и неправильном
поведении, которые требуют выполнения
одних действий и запрещают
другие. При этом члены той
социальной общности, где действуют
подобные нравственные нормы,
разделяют веру в то, что их
нарушение несет бедствие всему
обществу. Члены другой социальной
общности могут, конечно, считать,
что по крайней мере некоторые
из нравственных норм данной
группы неразумны. Нравственные
нормы передаются последующим
поколениям не как система практических
выгод, а как система незыблемых "священных"
абсолютов. В результате нравственные
нормы твердо устанавливаются и выполняются
автоматически.
3. Институциональные нормы
– совокупность специально разработанных
норм и обычаев, касающихся
важных моментов деятельности
О, воплощенные в соц институтах.
4. Законы - это просто усиленные
и формализованные нравственные
нормы, требующие неукоснительного
выполнения
Нарушение норм вызывает конкретную
и четкую негативную реакцию со стороны
О, его институциональных форм, направленную
на преодоление отклоняющегося от нормы
поведения. Виды санкций – негативные
или позитивные, т.е. наказания или поощрения.
Однако нормативные системы не являются
застывшими и навсегда данными. Изменяются
нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение
от нормы столь же естественно, как и следование
им. Конформизм – полное принятие нормы;
девиация – отклонение от нее. Резкие
отклонения от нормы грозят стабильности
О.
В общих чертах процесс
становления и функционирования
социальных норм можно условно представить
в виде последовательно взаимосвязанных
этапов. Первый этап – это возникновение
и постоянное развитие норм. Второй
– понимание и усвоение индивидумом
системы социальных норм общества,
социальной группы, личности, иначе
говоря, это этап включения человека
в обществе, его социализация. Третий
этап – реальные акты, конкретное поведение
индивида. Этот этап является центральным
звеном механизма социально-нормативной
регуляции. Именно на практике обнаруживается
как глубоко вошли в сознание
личности социальные нормы. Четвертым
этапом процесса функционирования нормы
выступает оценка и контроль за поведением
человека. На этом этапе выявляется
степень соблюдения или отклонения
от нормы.
Классификации социальных норм
Существуют различные
классификации социальных норм. Наиболее
важным является разделение социальных
норм в зависимости от особенностей
их возникновения и реализации. По
данному основанию выделяют пять
разновидностей социальных норм: нормы
морали, нормы обычаев, корпоративные
нормы, религиозные нормы и правовые
нормы.
Нормы морали представляют
собой правила поведения, которые
являются производными от представ?лений
людей о добре и зле, о справедливости
и не?справедливости, о хорошем
и плохом. Реализация этих норм обеспечивается
общественным мнением и внутренним
убеждением людей.
Нормы обычаев — это
правила поведения, вошед?шие в
привычку в результате их многократного
повторения. Реализация обычных норм
обеспечивается силой привычки. Обычаи
морального содержания называют нравами.
Разновидностью обычаев
считаются традиции, которые выражают
стремление людей сохранить определенные
идеи, ценности, полезные формы поведения.
Другая разновидность обычаев —
это ритуалы, регламентирующие поведение
людей в бытовой, семейной и религиозной
сферах.
Корпоративными нормами
называют правила поведения, установленные
общественными организациями. Их реализация
обеспечивается внутренним убеждением
членов этих организаций, а также
самими общественными объединениями.
Под религиозными нормами
понимаются правила поведения, содержащиеся
в различных священных книгах
либо установленные церковью. Реализация
данного вида социальных норм обеспечивается
внутренними убеждениями людей и деятельностью
церкви.
Правовые нормы — это
правила поведения, уставленные
или санкционированные государством,
церкви вовые нормы это права
д, у новленные или санкционированные
государством, а иногда и непосредственно
народом, реализация которых обеспечивается
авторитетом и принудительной силой
государства.
Роль социальных норм
На современном этапе
развития российского общества социальные
нормы как бы ушли в тень по сравнению
с другими правовыми несоциальными
нормами. Как мне кажется тому
виной излишняя политизированность
самого нашего общества, правотворческий
бум одолевший наши законодательные
органы не всегда отвечал насущным
требованиям этого самого общества
и не соответствовал уровню его правосознания.
В целом ворохе законодательных
актов были приняты очень хорошие
и казалось бы социально ориентированные
положения, но многие из них остались
только на бумаге и стали «мертвыми
нормами». Как говорится «гладко
было на бумаге, да забыли про овраги».
Прежде всего это произошло из-за
низкой правовой подготовки наших законодателей
и низкой правовой активности самого
общества, из-за апатичного состояния
правосознания нашего общества.
В ворохе законов
порой трудно разобраться даже
опытному юристу, не говоря уж
о рядовых членах нашего общества.
и тем более социальные нормы
предаются незаслуженному забвению,
поскольку воплощение их в
жизнь требует не только определенных
политических решений со стороны
государства, а так же определенной
экономической поддержки социального
законодательства.
Правосознание нашего
общества тоже требует определенного
вмешательства со стороны государства,
так как правосознание - это
осознание права, а высокий
уровень правосознания предполагает
и высокую правовую культуру
общества, которую как известно
нужно воспитывать. А для этого
должны работать именно государственные
программы, отдельными, частными
вливаниями тут ничего не сделаешь.
Эти долгосрочные программы должны
финансироваться именно государством,
так как оно провозгласило
себя не только правовым, но
и социальным государством. Но
как показывает практика провозгласить
это одно, а вот осуществить
на практике это совершенно
другое.
И все таки правосознание
нашего общества имеет тенденцию
к повышению своего уровня
и не последнюю роль в этом
процессе играют именно социальные
нормы, поскольку именно по
ним люди сообразуют свое поведение
в обществе. Именно эти нормы
в своей совокупности называются
правилами человеческого общежития.
Но на мой взгляд
в настоящее время им уделяется
недостаточно внимания, поскольку
руководство страны и главный
законодательный орган России
заняты более насущными проблемами,
а именно поисками источников
финансирования государственного
бюджета и именно по этой
причине были свернуты многие
долгосрочные социальные программы.
Недостаточное внимание уделяется
нашей российской культуре, все
это рикошетом бьет по уровню
общего правосознания общества.
Юридическая грамотность
населения оставляет желать лучшего,
а для исправления положения
в этой области опять же
нужны денежные средства, которых
у России почти нет.
Но одно радует, что
в России очень сильны нравственные
и духовные традиции, которые
не дают правосознанию упасть
до предела, хочется верить, что
Россия возродится в великое
русское государство с высоким
уровнем духовной культуры, способным
помочь ей выстоять в эти
трудные времена.
Россия всегда была
общиной и в ней были сильны
коллективистские обычаи и традиции,
на их основе строилось и
правосознание русского общества.
Социальные нормы всегда оказывали
сильное влияние на правовое
сознание русского общества. Зачастую
они даже имели решающее значение.
Теперь их влияние несколько
ослабло, но мне кажется это
явление временное и положение
скоро исправится. Социальные нормы
будут более детально отражены
в законах и других правовых
актах, поскольку именно социальные
нормы придают им духовную, живую окраску,
это уже не сухой язык правовых норм, а
живое воплощение права в законодательстве.
Влияние социальных
норм на современное правосознание
просто трудно отрицать и переоценить
степень его влияния тоже трудно,
поскольку социальные нормы сопровождают
человечество на всем пути
его развития. Оно играет важную
роль в правовой и социальной
жизни общества, а так же в
совершенствовании отношений царящих
в этом обществе.
Оно является необходимым
фактором при создании не только
социальных норм, но и права
в целом, ведь и социальные
нормы и нормы права формируются
в процессе сознательной волевой
деятельности правотворческих органов.
Поэтому качество правовых и
социальных норм, их соответствие
потребностям общественного развития
связано неразрывными связями
с правовыми представлениями,
т.е. уровнем правосознания тех,
кто создает эти нормы.