Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:08, доклад
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.
Социальные нормы - понятие и виды
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это
общеобязательные, формально-определенные
правила поведения, которые
2. Нормы морали (нравственности)
- правила поведения, которые
3. Нормы обычаев - это
правила поведения, которые,
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
нормы культуры и др.
1. Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?
Классу предлагается из слов собрать целое понятие.
Ценности |
Нормы |
Социальные ценности - это
мир внутренних устремлений, незыблемые,
сокровенные жизненные |
Социальная норма - общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. |
Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:
Вечные ценности | |
Добро Благородство Достоинство Красота Совесть |
Вера Надежда Истина Свобода Любовь |
Регулирование поведения
людей социальными нормами
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?
Социальные нормы
Виды |
Пример |
Обычаи |
Празднование Нового года в ночь на 1 января (дозволение) |
Традиции |
Регулярные встречи |
Правовые нормы |
«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет) |
Моральные нормы |
Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание) |
Политические нормы |
«Народ осуществляет свою
власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления»
(Конституция РФ, |
Эстетические нормы |
Канон пропорций человеческого
тела, утвердившийся в пластике Древнего
Египта, и разработанная |
Религиозные нормы |
«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет) |
Правила этикета |
Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание) |
Мода |
Мода на одежду спортивного стиля (дозволение) |
2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
позитивные |
негативные | |
формальные |
Ф+ |
Ф- |
неформальные |
Н+ |
Н- |
Формальные позитивные санкции
Неформальные позитивные
Формальные негативные санкции
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.
Понятие социального
контроля.
Социализация касается прежде всего индивида.
Это индивидуальный процесс. Но он протекает
всегда под бдительным оком общества,
окружающих его людей. Они не только обучают
детей, но и контролируют правильность
усвоенных образцов поведения. Если контроль
осуществляется отдельным человеком,
то он носит индивидуальный характер,
а если целым коллективом - семьей, группой
друзей, учреждением или социальным институтом,
то приобретает общественный характер
и называется социальным контролем.
Социальный контроль - элемент социальных
институтов, наличие которого обеспечивается
следованием индивидов социальным нормам,
правилам деятельности и социальным ограничениям.
Такой способ регулирования человеческой
жизнедеятельности способствует воспроизводству
определенного типа отношений и социальных
общностей, слоев, стабилизации общества.
Помимо создания условий для устойчивости
социальной системы, социальный контроль
стимулирует позитивные изменения обществе,
просеивая различные по социальному смыслу
отклонения от социальных норм в деятельности
индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие
обществу вред, отклонения от социальных
требований в поведении человека система
социального контроля пресекает, а позитивные
отклонения - допускает и даже поощряет
Под социальным контролем понимается
особый механизм социальной регуляции
поведения людей и поддержания общественного
порядка. Кроме того, социальный контроль
включает в себя совокупность материальных
и символических ресурсов, которыми располагает
общество для поддержания комфортного
поведения своих членов в рамках предписанных
норм и санкций. В его функционировании
можно выделить две стороны: нормативную,
которая сводится к действию ценностно-нормативных
регуляторов человеческого поведения,
и институциональную, которая представлена
существованием в обществе системы субъектов
социального контроля (специальных институтов,
в функции которых входит регуляция поведения
людей с помощью санкций). Социальный контроль
может быть определен как совокупность
культурных моделей, социальных символов,
коллективных значений, ценностей, идей
и идеалов, так же как и действий и процессов,
которые их охватывают, рассматривают
и используют и посредством которых каждое
глобальное общество, каждая частная группа,
каждый индивид, преодолевают напряжения
и конфликты, которые им свойственны, путем
временного и нестабильного равновесия,
находя также точки соприкосновения для
новых усилий, направленных на коллективное
творчество
Основная задача социального контроля
- создание условий для устойчивости той
или иной социальной системы, сохранение
социальной стабильности и в то же время
для позитивных изменений. Это требует
от контроля большой гибкости, способности
распознавать отклонения от социальных
норм деятельности: дисфункциональные,
приносящие обществу вред, и необходимые
для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества
основан на изменениях, инновациях, привнесениях
нового, однако невозможен без сохранения
старого, если это старое заслуживает
быть сохраненным для потомства. Самое
важное в этом старом - нравственные законы,
нормы, правила поведения, обычаи, которые
составляют содержание культуры и без
которых невозможна практика социальных
отношений, жизнедеятельность общества.
Переселяясь на другое, новое место народ
переносит с собой не памятники материальной
культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя
наши привычки, желания и обычаи, является
одним из основных факторов социального
контроля и установление порядка в обществе.
Она облегчает трудности при принятии
решений, подсказывая, как одеваться, как
вести себя, как действовать в той или
иной жизненной ситуации. При этом любое
решение, идущее вразрез с тем, которое
принимается и усваивается в ходе реализации,
кажется нам неуместным, незаконным и
опасным. Именно таким путем осуществляется
значительная часть внутреннего контроля
личности за своим поведением
Функции социального
контроля.
Согласно Т. Парсонсу, функция социального
контроля заключается в том, чтобы минимизировать
расхождения между социальными ожиданиями
и фактическим поведением индивидов. Фактически
эта важнейшая социальная функция, которую
в обществе выполняет институт контроля,
расщепляется на три отдельные социальные
функции:
— регулятивную - контроль является важнейшим
фактором социальной регуляции на всех
уровнях жизни общества(регуляциия- [лат.
regulare — приводить в порядок, налаживать]
— совокупность процессов, направляющих,
ограничивающих и определяющих форму
реализации внутреннего потенциала и
сформированного опыта активности организма
или группы организмов в конкретных условиях
жизнедеятельности.);
— охранительную - социальный контроль
служит сохранению существующих в обществе
и принятых им ценностей и пресечению
попыток посягательства на эти ценности.
К таким безусловно значимым для современного
общества ценностям относятся: человеческая
жизнь, имущество, честь и достоинство,
физическая неприкосновенность, свободы
и права личности, установленный политический
строй, национальные, государственные,
религиозные приоритеты. Эта функция социального
контроля позволяет осуществлять трансляцию
социального опыта от поколения к поколению;
— стабилизирующую - социальный контроль,
организуя поведенческие ожидания, обеспечивает
предсказуемость поведения людей в стандартных
ситуациях и тем самым способствует неизменности
социального порядка.
Социальный контроль существовал в обществах
всех типов. Его первичной формой является
обычай. Именно обычай в архаических обществах
определял, какое поведение индивида является
дозволенным, а какое - неприемлемым. С
возникновением религии она также стала
выполнять функцию социального регулятора.
В современном обществе роль регулятора
выполняет преимущественно право, представляющее
собой наиболее действенный и одновременно
наиболее формализованный способ социального
контроля.
Современный человек вписан в систему
многоярусного и многостороннего социального
контроля, осуществляемого со стороны
самых разных институтов общества. П. Бергер
представляет систему контроля в виде
нескольких концентрических кругов, в
центре которых находится индивид. Внешний
круг образует политико-юридическая система
в лице государства, которому индивид
обязан подчиняться в том, что касается
формально-правовой стороны его жизнедеятельности:
ему приходится платить налоги, служить
в армии, соблюдать законы и многочисленные
предписания. Второй круг - это общественная
мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то,
что нарушение моральных норм, пренебрежение
обычаями и традициями, неуважение к общественному
мнению не наказывается жесткими санкциями,
подобными тюремному заключению или штрафу,
контроль, осуществляемый обществом на
этом уровне, достаточно ощутим для индивида,
поскольку потеря репутации, доброго имени,
превращение в социального аутсайдера
тяжело переносятся и, как правило, все
стараются не доводить до применения к
ним подобных санкций.
Ближе к индивиду расположены малые круги,
соответствующие давлению, которое оказывают
на него работа, - коллеги, начальник, производственные
обязанности, неформальная окружающая
среда, наконец, самый близкий и наиболее
тесно сжимающий его круг, который образует
семья и частная жизнь. Будучи включенным
в профессиональную среду с ее жесткими
требованиями, человек непременно испытывает
на себе ее давление, проявляющееся в необходимости
считаться с корпоративными профессиональными
интересами, подчиняться приказам начальника,
не портить отношения с коллегами и т.п.
Бергер пишет: "...читатель может для
наглядности представить врача, который
кладет на лечение невыгодного для клиники
больного; предпринимателя, который рекламирует
недорогие похороны... государственного
чиновника, который упорно тратит денег
меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего
сборочной линии, который недопустимо,
с точки зрения коллег, превышает нормы
выработки, и т.д. В этих случаях экономические
санкции применяются наиболее часто и
эффективно: врачу отказывают в практике...
предпринимателя могут исключить из профессиональной
организации...
Столь же серьезными могут быть санкции
общественного бойкота, презрения, осмеяния.
Любая профессиональная роль в обществе,
даже самая незначительная, предполагает
специальный кодекс поведения... Приверженность
этому кодексу, как правило, столь же необходима
для профессиональной карьеры, сколь и
техническая компетентность, и соответствующее
образование" ( Бергер П.Л. Приглашение
в социологию: Гуманистическая перспектива
С 74-75).
Кроме прямого давления, профессиональная
среда оказывает на индивида еще и косвенное,
поскольку именно профессиональная роль
обычно (по крайней мере, у мужчин) является
доминирующей и подчиняет себе все другие
роли. Так, профессия и должность во многом
определяют круг знакомых, положение в
обществе, уровень жизни, тип досуга, степень
свободы в высказываниях, которую человек
может себе позволить, степень респектабельности
в частной жизни и т.д.
Круг общения контролирует индивида в
том, что касается прилюдной стороны его
быта. Он диктует ему, каковы должны быть
стиль его одежды, манеры, речь, политические
взгляды, отношение к религии, уровень
общеобразовательной культуры и необходимой
эрудиции. Если индивид не будет соответствовать
требованиям этого круга, он может постепенно
"утратить респектабельность", и
общения с ним будут избегать. Власть общественного
мнения, особенно в узкой элитарной среде,
очень велика, и чем выше статус самой
среды, тем выше требования, которые она
предъявляет.
Наконец, семья, родственники и близкие
друзья, составляющие самый близкий круг,
оказывают на индивида не меньшее, а даже
большее давление. Дело в том, что семейные,
интимные отношения и связи психологически
обладают гораздо большей значимостью
для человека, чем его внешние, социальные
и профессиональные, связи. Это сфера,
в которой человек непосредственно ощущает
себя счастливым или несчастным. Неприятности
в семье, ухудшение отношений с женой и
тем более развод отзываются на внутреннем
состоянии человека сильнее, чем какие
бы то ни было иные неприятности. А благополучие
и взаимопонимание в семье могут сделать
его счастливым несмотря на бедность или
низкий социальный статус. Именно поэтому
давление со стороны семьи максимально
ощутимо для индивида. Часто властный
начальник, гроза подчиненных, у себя дома
оказывается полностью под властью жены
и готов на что угодно, чтобы избежать
ее гнева.
4.Виды социального
контроля.
В зависимости от субъекта, осуществляющего
контроль, последний подразделяется на
формальный и неформальный. Формальным
называется контроль со стороны социальных
институтов общества - государства, судебных
органов, прокурорского надзора, милиции
или полиции, начальства, церкви. Неформальный
контроль - это контроль, осуществляемый
общественным мнением, особенно мнением
ближайшего окружения - первичной группы.
Исторически неформальный контроль появился
гораздо раньше формального. Функцию социального
контроля, как уже говорилось выше, выполняли
обычаи, традиции в синкретизме с религиозными
нормами. Традиции регламентировали общинный
быт, семейные и половые отношения, образ
жизни, манеру себя вести со старшими,
сверстниками, вышестоящими и нижестоящими
на социальной лестнице людьми. Поведение,
выходящее за рамки предписываемых обществом
требований, сразу замечалось и наказывалось
санкциями - общественным презрением или
бойкотом, изгнанием из общины, превращением
в аутсайдера или пар^ю, наконец, казнью,
в осуществлении которой мог принять участие
любой член общины.
С возникновением и развитием государственных
форм управления, специальных механизмов
принуждения и права формальный контроль
оттеснил неформальный на задний план.
В современном обществе неформальный
контроль действует преимущественно на
уровне первичных групп. Его инструментами
преимущественно являются сплетня, насмешка,
бойкот. На уровне больших групп сила общественного
мнения слабеет и неформальный контроль
становится малоэффективным. Формальный
же контроль принимает все более глобальный
характер. Для его реализации существуют
агенты социального контроля - люди, для
которых такая деятельность является
профессией. Они, как правило, имеют специальную
подготовку и получают от государства
зарплату за выполнение своих функций.
Это полицейские, судьи, прокуроры, чиновники
правоохранительного аппарата, работники
тюрем и исправительно-трудовых учреждений,
сыщики и т.д.
В традиционных обществах социальная
регламентация была неписаной и состояла
в представлениях о должном, передававшихся
из уст в уста. Социальный контроль в современном
обществе опирается на существование
норм, зафиксированных в письменных текстах:
это законы, инструкции, судебные решения,
постановления правительства, правила
дорожного движения и т.п.
По форме осуществления контроль подразделяется
на общий и детальный, или надзор. Общим
называется такой способ контроля, когда
контролирующий субъект ограничивается
тем, что следит только за выполнением
требования в целом. Например, начальника
интересует только конечный результат
работы, и он не вникает в то, как именно,
сам или с чьей-то помощью, каким методом,
какими инструментами подчиненный реализует
его требование. В случае надзора субъект
контроля следит за каждой мелочью, регламентируя
ход выполнения работы, сроки, проверяя
подчиненного на каждом этапе. Если надзор
практикуется в масштабе государства,
то это означает формирование государства
полицейского типа, которое контролирует
не только поступки, но и образ мыслей,
и частную жизнь своих граждан. Оно создает
тотальную систему слежки и взаимного
доносительства с сетью осведомителей
и платных агентов, специальной службой
сыска, заполнением личных досье на каждого
члена общества, институтом цензуры.
Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация
выступает результатом