Содержание
Введение
1.Понятие социальной общности
2.Разновидности социальных
общностей
3.Социальные классы
4.Социальная стратификация
4.1.Системы социальной
стратификации
5.Социальная мобильность
и ее типы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В изучении социальных явлений и процессов
социология основывается на принципах
историзма. Это означает , что , во-первых
, все социальные явления и процессы рассматриваются
как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается
процесс их функционирования и развития
; в-третьих , выявляются специфические
изменения и закономерности перехода
их из одного качественного состояния
в другое . Наиболее общей и сложной социальной
системой является общество , а ее элементами
-люди , социальная деятельность которых
обусловливается определенным социальным
статусом , который они занимают , социальными
функциями (ролями) , которые они выполняют
, социальными нормами и ценностями , принятыми
в данной системе , а также индивидуальными
качествами ( социальные качества личности
, мотивы , ценностные ориентации , интересы
и т. д. ).
Социальная система может быть представлена
в трех аспектах . Первый аспект - как множество
индивидов , в основе взаимодействия которых
лежат те или иные общие обстоятельства
( город , деревня, трудовой коллектив и
т. д. ) ; второй - как иерархия социальных
позиций ( статусов ), которые занимают
личности , включенные в деятельность
данной системы , и социальных функций
(ролей) , которые они выполняют на основе
данных социальных позиций ; третий - как
совокупность норм и ценностей, определяющих
характер и содержание поведения элементов
данной системы . Первый аспект связан
с понятием социальной общности , второй
- с понятием социальной организации и
третий - с понятием культуры. Социальная
система, таким образом, выступает как
органическое единство трех сторон - социальной
общности , социальной организации и культуры.
1.Понятие социальной
общности
Общество – это система, так
как это совокупность элементов, находящихся
во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих
единое целое, способное во взаимодействии
с внешними условиями изменять свою структуру.
Это система социальная, т. е. связанная
с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.
Общество имеет внутреннюю форму организации,
т. е. свою структуру. Она сложна, и выявление
ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев.
Под структурой общества понимается его
внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей
общество подразделяется на экономическую,
политическую и духовную подсистемы, именуемые
в социологии социальными системами (сферами
общественной жизни). По субъекту общественных
отношений в структуре общества выявляются
демографическая, этническая, классовая,
поселенческая, семейная, профессиональная
и другие подсистемы. По типу социальных
связей своих членов в обществе выделяются
социальные группы, социальные институты
и социальные организации.
2.Разновидности
социальных общностей
Социальная группа — это совокупность
людей, которые определенным образом взаимодействуют
друг с другом, осознают свою принадлежность
к данной группе и считаются ее членами
с точки зрения других людей. Традиционно
выделяют первичные и вторичные группы.
К первым относятся небольшие по составу
коллективы людей, где устанавливается
непосредственный личный эмоциональный
контакт. Это семья, компания друзей, рабочие
бригады и проч. Вторичные группы образуются
из людей, между которыми почти нет личного
эмоционального отношения, их взаимодействия
обусловлены стремлением к достижению
определенных целей, общение носит преимущественно
формальный, обезличенный характер.
При формировании социальных
групп вырабатываются нормы и роли, на
основе которых устанавливается определенный
порядок взаимодействия. По размеру группы
могут быть самыми разнообразными, начиная
от 2 человек.
К социальным общностям относятся
массовые социальные группы, которые характеризуются
следующими признаками: статистический
характер, вероятностная природа, ситуативный
характер общения, разнородность, аморфность
(н-р, демографические, расовые, половые,
этнические и др. общности).
Социальные институты – устойчивые
формы организации и регулирования общественной
жизни. Их можно определить как совокупность
ролей и статусов, предназначенных для
удовлетворения определенных социальных
потребностей. Они классифицируются по
общественным сферам:
– экономические (собственность,
зарплата, разделение труда), которые служат
производству и распределению ценностей
и услуг;
– политические (парламент,
армия, полиция, партия) регулируют использование
этих ценностей и услуг и связаны с властью;
– институты родства (брак и
семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией
молодежи;
– институты культуры (музеи,
клубы) связаны с религией, наукой, образованием
и др;
– институты стратификации
(касты, сословия, классы), которые детерминируют
распределение ресурсов и позиций.
Социальная организация — это
объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих
на основе определенных процедур и правил.
Социальные организации различаются по
сложности, специализации задач и формализации
ролей и процедур.
Существует несколько типов
классификации социальных организаций.
Наиболее распространенной является классификация
на основе типа членства людей в какой-либо
организации. В соответствии с этим критерием
выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации
люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения
личного удовлетворения, повышения социального
престижа, возможности самореализации,
но не для материального вознаграждения.
Эти организации, как правило, не связаны
с государственными, правительственными
структурами, они образуются для преследования
общих интересов их членов. К таким организациям
можно отнести религиозные, благотворительные,
общественно-политические организации,
клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных
организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать
в эти организации, а жизнь в них строго
подчинена определенным правилам, есть
надзирающий персонал, проводящий умышленный
контроль над средой обитания людей, ограничения
в общении с внешним миром и т. д. Названные
организации – это тюрьмы, армия, монастыри
и проч.
В утилитарные организации
люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить
чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание
признаков разных типов.
По степени рациональности
в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные
организации.
3.Социальные классы
Классовая стратификация характерна
для открытых обществ. Она существенно
отличается от кастовой и сословной стратификации.
Эти отличия проявляются в следующем:
– классы не создаются на основе
правовых и религиозных норм, членство
в них не основано на наследственном положении;
– классовые системы более
подвижны, и границы между классами не
бывают жестко очерчены;
– классы зависят от экономических
различий между группами людей, связанных
с неравенством во владении и контроле
над материальными ресурсами;
– классовые системы осуществляют
в основном связи внеличностного характера.
Главное основание классовых различий
– неравенство между условиями и оплатой
труда – действует применительно ко всем
профессиональным группам как результат
экономических обстоятельств, принадлежащих
экономике в целом;
– социальная мобильность значительно
проще, чем в других стратификационных
системах, формальных ограничений для
нее не существует, хотя мобильность реально
сдерживается стартовыми возможностями
человека и уровнем его притязаний.
Классы можно определить как
большие группы людей, отличающиеся по
своим общим экономическим возможностям,
которые значительно влияют на типы их
стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические
подходы в определении классов и классовой
стратификации принадлежат К. Марксу и
М. Веберу.
М. Вебер определил классы как
группы людей, имеющих сходную позицию
в рыночной экономике, получающих сходное
экономическое вознаграждение и располагающих
сходными жизненными шансами. Классовые
разделения проистекают не только от контроля
за средствами производства, но и от экономических
различий, не связанных с собственностью.
Такие источники включают в себя профессиональное
мастерство, редкую специальность, высокую
квалификацию, владение интеллектуальной
собственностью и проч. Вебер дал не только
классовую стратификацию, считая ее лишь
частью структурирования, необходимого
для сложного по устройству капиталистического
общества. Он предложил трехмерное деление:
если экономические различия (по богатству)
порождают классовую стратификацию, то
духовные (по престижу) — статусную, а
политические (по доступу к власти) — партийную.
В первом случае речь идет о жизненных
шансах социальных слоев, во втором —
об образе и стиле их жизни, в третьем —
о владении властью и влиянии на нее. Большинство
социологов считает веберовскую схему
более гибкой и соответствующей современному
обществу.
4.Социальная стратификация
Люди различаются между собой
по множеству признаков: полу, возрасту,
цвету кожи, вероисповеданию, этнической
принадлежности и пр. Но социальными эти
различия становятся лишь тогда, когда
они влияют на положение человека, социальной
группы на лестнице социальной иерархии.
Социальные различия определяют социальное
неравенство, подразумевающее наличие
дискриминации по разным признакам: по
цвету кожи — расизм, по полу — сексизм,
по этнической принадлежности — этнонационализм,
по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство
в социологии, как правило, понимается
как неравенство социальных слоев общества.
Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация
означает «делать слои», т. е. делить общество
на слои (stratum — слой, facere — делать). Стратификация
может быть определена как структурированные
неравенства между различными группами
людей. Общества могут рассматриваться
как состоящие из страт, расположенных
иерархично — с наиболее привилегированными
слоями на вершине и наименее — у основания.
Основы теории стратификации
были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом,
П. Сорокиным и др. Т. Парсонс выделил три
группы дифференцирующих признаков. К
ним относятся:
1. Характеристики, которыми
люди обладают от рождения, –
пол, возраст, этническая принадлежность,
физические и интеллектуальные
особенности, родственные связи
семьи и проч.;
2. Признаки, связанные с
исполнением роли, т. е. с различными
видами профессионально-трудовой
деятельности;
3. Элементы «обладания»,
куда включаются собственность,
привилегии, материальные и духовные
ценности и т. д.
Эти признаки являются исходной
теоретической основой многомерного подхода
к изучению социальной стратификации.
Социологи выделяют разнообразные срезы
или измерения при определении количества
и распределения социальных страт. Это
разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых, она
связана с распределением населения в
иерархически оформленные группы, т. е.
высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация
заключается в неравном распределении
социокультурных благ и ценностей. По
мнению П. Сорокина, объектом социального
неравенства выступают 4 группы факторов:
– права и привилегии;
– обязанности и ответственность;
– социальное богатство и нужда;
– власть и влияние.
Стратификация тесно связана
с господствующей в обществе системой
ценностей. Она формирует нормативную
шкалу оценивания различных видов человеческой
деятельности, на основе которой происходит
ранжирование людей по степени социального
престижа. В эмпирических исследованиях
в современной западной социологии престиж
часто обобщенно определяется при помощи
трех измеряемых признаков – престиж
профессии, уровень дохода, уровень образования.
Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
Социальная стратификация выполняет
двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в
то же время представляет его социальный
портрет. Социальная стратификация отличается
определенной стабильностью в рамках
конкретного исторического этапа.
4.1.Системы социальной
стратификации
Независимо от форм, которые
принимает социальная стратификация,
ее существование универсально. Известны
четыре основные системы социальной стратификации:
рабство, касты, кланы и классы.
Рабство – экономическая, социальная
и юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и крайней
степенью неравенства..
Причины рабства. Неотъемлемой
чертой рабства является владение одних
людей другими. Рабы были и у древних римлян,
и у древних африканцев. В Древней Греции
рабы занимались физическим трудом, благодаря
чему свободные граждане имели возможность
самовыражения в политике и искусствах.
Наименее типичным рабство было для кочевых
народов, особенно охотников и собирателей,
а наибольшее распространение оно получило
в аграрных обществах.