Социальные общности и группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:14, контрольная работа

Краткое описание

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии

как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

- как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

- как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

- как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

- как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие социальной общности и её разновидности. 5

1. 1. Понятие социальной общности 5

1. 2. Разновидности социальных общностей 5

Глава 2. Группы: их виды, размеры, структура. 9

2.1. Группы: их виды, размеры, структура 9

Глава 3. Социальные организации. 14

3. 1. Понятие виды и структура социальных

организаций 14

Глава 4. Социальные классы и классовые отношения. 16

4. 1. Социальные классы 16

Глава 5. Социальная стратификация и социальная мобильность. 18

5. 1. Понятие социальной стратификации 18

5. 2. Системы социальной стратификации 20

5. 3. Понятие социальной мобильности 26

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные общности и группы.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Основы  теории  стратификации  были  заложены  М.Вебером,  Т. Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т. Парсонс выделил три группы  дифференцирующих  признаков.

К ним  относятся:

    1) характеристики, которыми люди  обладают от рождения, – пол,  возраст, этническая  принадлежность,  физические  и   интеллектуальные   особенности, родственные связи семьи и проч.;

    2) признаки, связанные с исполнением  роли,  т.е.  с  различными  видами профессионально-трудовой деятельности;

    3) элементы «обладания»,  куда  включаются  собственность,  привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Эти  признаки  являются  исходной  теоретической  основой  многомерного подхода   к   изучению   социальной   стратификации.   Социологи    выделяют разнообразные   срезы   или   измерения   при   определении   количества   и распределения социальных страт. Это  разнообразие  не  исключает  сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с  распределением  населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие  и  низшие  слои;  во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении  социокультурных  благ  и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства  выступают 4 группы факторов:

    -права и привилегии

    -обязанности и ответственность

    -социальное богатство и нужда

    -власть и влияние

Стратификация  тесно  связана  с  господствующей  в  обществе  системой ценностей.  Она  формирует  нормативную  шкалу  оценивания  различных  видов человеческой деятельности, на основе которой происходит  ранжирование  людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в  современной западной социологии престиж часто обобщенно  определяется  при  помощи  трех измеряемых  признаков  –  престиж   профессии,   уровень   дохода,   уровень образования.  Этот  показатель  называют  индексом   социально-экономической позиции.

Социальная  стратификация выполняет двойную  функцию: выступает как метод выявления  слоев  данного  общества  и  в  то  же  время  представляет   его социальный  портрет.  Социальная   стратификация   отличается   определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа. 

5.2. Системы социальной стратификации. 

Независимо  от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и  крайней степенью неравенства.

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних

людей другими. Рабы были и у древних  римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах. Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В- третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде  статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством. Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают  две его формы:

- патриархальное рабство – раб обладал   всеми  правами  младшего  члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной  жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

  - классическое  рабство  –  раба  окончательно  закабалили;  он  жил  в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение  – единственная в истории форма  социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и  свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек

обязан исключительно своим рождением. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая  форма стратификации, стремятся  к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Хотя  в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

До недавнего  времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и небелым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

После отмены рабства в Соединенных  Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

Клановая  система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

Класс – большая социальная группа людей  не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не

оставляют людям возможности для перемещения  из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы  социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице. 

Информация о работе Социальные общности и группы