Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 10:33, контрольная работа
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе, и их связь с социальной работой. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных, взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные.
Введение
Сущность понятия «социальные отношения» и их типы
Социальные отношения и типы социальных структур
Социальные отношения и обмен ценностями
Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы
Список литературы
Содержание
Введение
Список литературы
Введение
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе, и их связь с социальной работой. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных, взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а, следовательно, изменилась и система социальных отношений. Для социальной работы существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые регуляторы, позволяющие помочь людям в периоды трудных перемен в обществе, дающие возможность с меньшей социальной ценой достичь процветания общества. Наряду с глобальными структурными изменениями в российском обществе в период реформ, стал возможен плюрализм подходов к социальной структуре общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К. Маркса к обществу, представители других теорий говорят о том, что такой подход годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах, поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность социальных групп и отношений между ними. Кроме того, часть работы посвящена рассмотрению социальной сферы общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и индивидов. В социальной сфере реализуется социальная функция общества, посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов.
1. Сущность понятия «социальные отношения» и их типы
Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые “Я”, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что “естественная необходимость, свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества”. Именно интерес и является таким свойством общественного человека, который, поскольку он включен в определенные социальные отношения, делает его представителем определенной социальной общности. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальные нормы - это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних, разрушительных воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.
Категория «социальные отношения» до сих пор однозначно не определена и находится в стадии исследования и философами, и социологами. В какой-то степени это объясняется неоднозначным толкованием категории «социальное».
Долгое время в отечественной философии понятие «социальное» рассматривали в двух смыслах. В широком понимании смысла термина «социальное» подразумевалось, что данное понятие охватывает все, что относится к обществу, и противопоставлялось понятию «природное». Так, М.Н. Руткевич отмечал, что «социальное» противополагается «природному», «естественному» и, следовательно, речь должна идти о взаимосвязи социального и биологического в человеке». В узком понимании понятие «социальное» используется при описании социальной сферы, рассматриваемой как одна из сфер общественной жизни, а также при анализе социальных отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами.
Не вдаваясь в дискуссии о статусе категории «социальное» в категориальном аппарате социальной философии, в данном случае будем рассматривать «социальное» в контексте «социальных отношений».
В отечественной научной литературе довольно широко обсуждался вопрос о специфике и месте социальных отношений в системе общественных отношений. Несмотря на разнообразие точек зрения большинство из них как исходную принимают позицию М.Н. Руткевича, рассматривающего социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений. Он подчеркивал, что социальные отношения — это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда присутствуют в экономических, равно как и политических и других общественных отношениях, но не исчерпывают их, не мешают их специфике, соответствующей критериям, отделяющим каждую из этих областей общественной жизни от всех остальных.
Г.В. Осипов социальные отношения рассматривает как «определенную устойчивую систему связей индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Он отмечает, что «социальные отношения преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как его личные отношения к окружающей действительности».
Типы социальных отношений. Отношение - это всегда действие, действие - всегда наличие концепции, а наличие концепции - это всегда выражение общих интересов субъекта и объекта.
У меня могут сложиться прекрасные отношения с понравившейся мне девушкой только в том случае, если она захочет того же, что и я. Когда я поступаю на работу на какое-то предприятие, то это означает, что мои интересы и интересы данного коллектива в области производства полностью или частично, но совпадают. Если молодые ребята, и не только они, объединяются в неформальные или формальные группы, то это означает, что у них появились общие интересы. Понятно, что интересы или потребности проявляются в разных областях общественной жизни. Человеку надо есть, спать, учиться, работать, обзаводиться друзьями, семьей и многое другое. Для того чтобы решить эти и многие другие задачи, а значит, удовлетворить свои потребности, человек вступает в отношения с другими людьми, имеющими точно такие же интересы и потребности. Поскольку интересы человека весьма многообразны, но отражают определенные области его жизнедеятельности, то и отношения отличаются по типам, характеру, интенсивности и т.д.
Типологию социальных отношений можно начать с глобальных и основных типов, определяющих все социальное бытие. Наверное, основной интерес каждого человека и всего человечества - это воспроизводство жизни, понимаемое в самом широком смысле. Исходя из этой главной потребности человечества, можно выделить три основных направления ее реализации и соответствующие им три основных типа социальных отношений:
1. интересы и потребности
людей в области
2. интересы и потребности людей в области социального воспроизводства, или социализация индивида, становление его как общественного существа;
3. интересы и потребности людей в области материального воспроизводства, т.е. производство продуктов питания, дежды, жилья и пр.
Воспроизводство жизни
Биологическое воспроизводство Материальное воспроизводство Социальное воспроизводство
Без реализации этих трех групп интересов и потребностей невозможно решить саму проблему жизни, а, следовательно, и все остальные задачи человека. Простое биологическое воспроизводство возможно только тогда, когда индивид хорошо или плохо, но накормлен, и когда он социализирован. Материальное воспроизводство равно невозможно без полной социализации. Соответственно, и процесс социализации невозможен без материального воспроизводства, не говоря уже о биологическом.
Каждое из этих направлений реализации глобальных потребностей содержит группы частных интересов. Так, потребности в области биологического воспроизводства содержат группы интересов в области секса, в создании семьи, в детях и пр. Социализация предполагает удовлетворение потребностей в сфере воспитания, образования, культуры, духовного развития и пр. Материальное воспроизводство требует удовлетворения потребностей в области производства продуктов питания, одежды и пр. Соответственно каждая из этих групп интересов содержит и другие, частные потребности. Так устанавливается иерархия интересов, потребностей от самых общих до частных, единичных, конкретных. Для их реализации люди вступают друг с другом в серию частных и строго определенных отношений. Совокупность одинаковых интересов, например в области производства материальных ценностей или биологического воспроизводства, порождает и определенную систему отношений, обладающую одинаковыми характеристиками, т.е. отношения, которые направлены на решение определенных задач, удовлетворение определенных интересов. Таким образом возникают типы социальных отношений. Потребности людей во взаимодействии при решении своих задач предполагают выработку определенных правил и законов образования типов социальных отношений, в результате чего появляется устойчивый тип социальных отношений. Следуя этим правилам и законам, можно быть уверенным в том, что поступаешь правильно, и надеяться, что решишь свою задачу. Знание законов функционирования типов социальных отношений позволяет человеку достаточно комфортно себя чувствовать в той или иной социальной группе, более-менее ясно понимать свое место в группе и место каждого ее члена. Более того, тип социальных отношений выступает в качестве, так сказать, системы координат самоопределения человека в социальной группе и узнавания друг друга, определения своей и общей задач. Это и существенная экономия сил, когда в большинстве случаев социального взаимодействия не надо расходовать лишнюю энергию на распознавание образов, раскрытие особенностей данного типа социальных отношений и т.д. Так, зная законы и правила общения, принятые в научной среде, мне легко входить в нее и решать свои задачи. Но, если я попадаю в незнакомую среду, мне потребуется время и много сил, чтобы познать данный тип социальных отношений, правила и законы поведения. Понятно, почему на первых порах так трудно эмигрантам. Попадая в незнакомый мир социальных отношений, нередко принципиально отличный от того, к которому они привыкли, им приходится прилагать немало усилий, чтобы разобраться в существующем типе социальных отношений и найти свое место в нем. Типовые отношения предполагают и типовое поведение, а также типовое решение задач. Типы социальных отношений имеют направленность в развитии, характер и особенности. Будучи устойчивым социальным образованием, тип социальных отношений обладает устойчивой тенденцией к самосохранению, что связано в первую очередь с консерватизмом его концептуальных установок. Чем большей общностью обладает данный тип социальных отношений, тем устойчивей он к внешним влияниям и изменениям, тем легче и быстрее он воспроизводит сам себя.
Однажды я посмотрел неплохой фильм. Пассажиры самолета, потерпевшего аварию, оказались в пустыне, правда, в оазисе, где были вода, пища и где им оставалось только ждать помощи. Но случилось неожиданное. Вернее, события начали разворачиваться именно так, как им и было положено. На основе сложившихся взаимоотношений возникает микрообщество по образцу и подобию того, в котором пассажиры жили раньше. Появляются напористый бизнесмен, который подчиняет себе определенную группу людей, и демократ, сплотивший вокруг себя другую группу. В результате борьбы проходят всеобщие выборы, в которых демократ и побеждает.
Ситуация не столь уж редкая в жизни. Мы постоянно воспроизводим типы социальных отношений, принятые в обществе, в малых и больших группах, в межличностных отношениях, воспроизводим их в каждый момент нашей повседневной жизни.
В России после 1917 года идет постоянный и последовательный процесс воспроизводства "азиатского способа производства", основанного на внеэкономической эксплуатации, прямой деспотии, паразитирующей на идее общественной собственности на средства производства. Этот процесс был обусловлен сохранением в обществе социальной общности с низким уровнем культуры и соответствующим типом социальных отношений.
Когда была уничтожена почти вся культурная прослойка общества, честь и совесть дореволюционной России, которая радея за прогрессивный путь развития страны не давала возможности проникновения в систему управления обществом людям с низким уровнем культуры, именно последние заняли ключевые позиции в социально-политической и экономической структуре общества. Как в каждом человеке заключена история биологического развития человечества, так и общество содержит всю историю своего развития. В России, а затем и в СССР, социальная общность, с низким уровнем культуры стала воспроизводить соответствующий тип социальных отношений, сначала в экономике, а затем и в политике, духовной жизни и т.д., который был ей наиболее близок и понятен. И сегодня этот процесс налицо. В период так называемой перестройки на общественную арену стали выходить высококультурные и высокообразованные люди (в последнем советском правительстве, наверное, впервые за всю ее историю, появились академики). Они начинали создавать новый тип социальных отношений, основанный на демократических принципах, но прошлая социальная общность не отказывается и не может отказаться от старого типа социальных отношений. За фразеологией о перестройке постоянно воспроизводился этот тип отношений прежде всего в политической, социальной и экономической областях. Реликтовые типы социальных отношений очень живучи, они обладают большей приспособляемостью в отличие от слабых ростков нового, прогрессивного.
Информация о работе Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы