Социальные отношения и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных, взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные.

Содержание

Введение__________________________________________________3
Сущность социальных отношений____________________________6
Природа социальных процессов_____________________________12
Социальная сфера общества, её сущность_____________________16
Заключение______________________________________________20
Список литературы________________________________________21

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УКРАИНИ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНІЙ УНИВЕРСИТЕТ

 имени В.И.ВЕРНАДСКОГО

Севастопольський экономико-гуманитарный институт

Филиал кафедры общей психологии ТНУ

 

 

Реферат

 «Социальные отношения и их структура»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Размыслович А.Г.

студент 3 курса

заочной формы обучения

 

Проверил:

доцент

Бунецкий Л.Л.

 

 

 

 

Севастополь, 2013г.

Содержание

  1. Введение__________________________________________________3
  2. Сущность социальных отношений____________________________6
  3. Природа социальных процессов_____________________________12
  4. Социальная сфера общества, её сущность_____________________16
  5. Заключение______________________________________________20
  6. Список литературы________________________________________21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать одновременно у  разных индивидов отношения ненависти  и солидарности или даже дружбы?

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а  совокупность постоянных изменений  как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают  социальные процессы. Как правило, результатом  таких однонаправленных, взаимосвязанных  изменений, определяющихся мотивами и  ориентациями людей, является смена  состояния социальной системы, а  значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в  период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка  социальной структуры, произошло изменение  системы ценностей, регуляторов  отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь процветания общества. Наряду с глобальными структурными изменениями в обществе в период реформ, стал возможен плюрализм подходов к социальной структуре общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К. Маркса к обществу, представители других теорий говорят о том, что такой подход годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах, поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность социальных групп и отношений между ними. Кроме того, часть работы посвящена рассмотрению социальной сферы общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и индивидов. В социальной сфере реализуется социальная функция общества, посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов. Автором используются понятия “ социальные отношения”, “социальная структура”, “ социальная стратификация”, “ социальная мобильность”, “ социальная сфера общества”, “социальные процессы”, “социальная политика”. В работе приводятся разные взгляды на природу социальных процессов и отношений, определяются направления дальнейшего развития общества в условиях переходного периода, роль государства в регулировании социальных процессов и отношений. Сущность социальных отношений. Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые “Я”, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что “естественная необходимость, свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества”. Именно интерес и является таким свойством общественного человека, который, поскольку он включен в определенные социальные отношения, делает его представителем определенной социальной общности. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальные нормы - это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних, разрушительных воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность социальных отношений

Под социальными отношениями  понимается определенная устойчивая система  связей индивидов, сложившаяся в  процессе их взаимодействия друг с  другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через  внутреннее содержание или состояние  человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к  окружающей действительности.

Потребности индивидов, природа  и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость  друг от друга, обусловливают необходимость  их взаимодействия друг с другом и  вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что «естественная необходимость, свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества». Именно интерес и является таким свойством общественного человека, который, поскольку он включен в определенные социальные отношения, делает его представителем определенной   социальной общности. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

Социальные нормы –  это средства социальной регуляции  поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Важным моментом природы  социальных отношений является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.

Социальная группа – есть совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с  другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами  этой группы с точки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но бесконечно множество их связей, взаимоотношений. Так, К. Маркс под «социальным» в  собственном его значении понимал  «обработку людей людьми», а социальные отношения полагал не отношениями  одного индивида к другому, а «…отношения  рабочего к капиталисту, фермера  к земельному собственнику и т.д.»  Любой человек занимает много  позиций в обществе. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть «статус». Со «статусом» человека связано ожидаемое  от него другими людьми поведение, т.е. «роль».

Социальная роль – это  социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и  межличностных отношений.

Понятие социального института  охватывает крупные группировки  социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей, является необходимым  условием деятельности социального  института. Институализацию можно понимать как обмен между различными индивидами, группами и сферами внутри общества, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство  означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие социальной стратификации.

«Социальная стратификация  – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит  выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности  и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества».

В рамках этого, существует более узкое понятие «социальных  отношений». «Под социальными отношениями  понимается отношения сходства и  различия, равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами».

Существует множество  критериев, по которым осуществляется стратификация. Это – власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к умственному и физическому труду и т.д.

С социальной стратификацией связано понятие «социальной  мобильности». Под социальной мобильностью понимается « любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано  или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в  другую». Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной мобильности – есть степень демократичности общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять; в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальных системах.  За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.

Социальная структура  есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.

Структура социального объекта  обеспечивает необходимую устойчивость  в функционировании взаимосвязанных  элементов, позволяющую накапливать  количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов  в обществе.

Целостные социальные системы  динамичны, что означает, что в  них протекают процессы, т.е. имеет  место изменение структурных  элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему  из одного состояния в другое. Целое  представляет собой процесс, а поэтому  структура является организацией его  во времени.

Социальная структура  охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между  отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов  в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает  как момент динамизма общественных процессов в целом.

          Лишь совсем недавно была  поставлена  под сомнение надежность социально  - организмических моделей общества, дихотомия социальной статики и социальной динамики. Все большее значение стали приобретать два обстоятельства: во-первых, желание сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социальной реальности, т.е. на восприятии общества в движении («процессуальный образ»), и, во-вторых, стремление не рассматривать общество как объект, т.е. дематериализация социальной реальности («образ поля»). Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния, все более доминирует в современной науке. Появилась альтернативная модель, определяющее общество как динамичное социальное поле.

Для социологии это означало, что общество должно рассматриваться  не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть определено как существующее лишь постольку  и до тех пор, пока внутри него что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, общество не может  существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений  различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.

Соответственно изменился  и образ объекта, претерпевающего  изменения. Общество рассматривается не как жесткая, «твердая» система, а, скорее, как «мягкое» поле взаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой существует сеть связей, зависимостей, обменов.  Она является специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом.

Существуют специфические, принципиально важные для жизни  «узлы», комплексы, сплетения социальных отношений, которые мы научились  вычленять (группы, сообщества, организации, государства). То, что они существуют в качестве реального объекта - иллюзия. Реальны постоянные процессы группировки, перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые группами; процессы организации и реорганизации, а не  стабильные организации; процессы «структурирования», а не структуры; формирование, а не формы; изменчивые «фигуры», а не жесткие модели.

Социальные взаимоотношения  связывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение  поля, его «социальное сознание». Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное  измерение поля, его «социальные  инструкции». Взаимосвязанные сети действий составляют «социальную организацию» общества, а сети интересов - измерение  поля по шкале возможностей, его  «социальную иерархию». На всех четырех  уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных  взаимосвязях.

Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом  обосновании изменения и процессов  как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа социальных процессов

Классическое определение  социального процесса дал Питирим  Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или  «эволюции», короче говоря, любое изменение  данного изучаемого объекта в  течение определенного времени, будь то изменение его места в  пространстве, либо модификация его  количественных и качественных характеристик».

Среди социальных процессов  социологи выделили две их специфические  формы. Во-первых, это «социальное  развитие» - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в  системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний  системы не повторяется ни на какой  предыдущей стадии, а на более поздней  выходит на более высокий уровень  в какой-либо сфере (например, рост экономических  показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме  того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию  социального равенства, процветания  или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря  появлению качественно новых  форм социальной жизни; присущее людям  творческое начало направляется на  масштабные организационные инновации  и т.д.). Другая форма социального  процесса - это «социальный цикл». Он не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое  состояние, в котором пребывает  система на той или иной стадии, может повториться в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале  изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку  система возвращается к первоначальному  состоянию.

Информация о работе Социальные отношения и их структура