Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:20, реферат
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Введение
Актуальность темы
Цель
Задача
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
2.2 Конфликт, его причины и типологизация
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
социологии
РЕФЕРАТ
на тему:«
Социальные проблемы отношений между
поколениями »
Выполнил
ст.гр.
НАП-09 ________________Р.Э.
Денисюк
Проверил
д.т.н. проф.
каф.
_______________И.И. Крижановская
Донецк-2012
Содержание:
Введение
Актуальность темы
Цель
Задача
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические
традиции изучения
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
2.2 Конфликт, его причины и типологизация
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Проблема
взаимоотношений между
Нынешнее
время требует от молодого поколения
формирования нового типа личности, соответствующего
условиям современного мира и переходным
состоянием основных социальных институтов
(формирование рыночных стандартов поведения:
экономическая свобода
Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
Актуальность темы
В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.
Цель
Самостоятельно изучить социальные проблемы отношений между поколениями.
Задача
2.Рассмотреть теоретико-
3. Рассмотреть проблемы взаимоотношений
поколений в семне.
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий.
Цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность – это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости – период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.
Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с этим подчёркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.
Итак, поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями – национальными, половыми и классовыми.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений:
1.
В современном обществе
2.
Представления о росте
Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями «селективной преемственности».
В
настоящее время происходят сильные
изменения в экономической
Это
ведёт к напряжению в институте
семьи, с которым себя всё-таки отождествляет
подавляющее большинство
Под
поколением в семье понимается условная
социально-возрастная совокупность людей,
одинаково удалённых в
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
Соответственно,
межпоколенные конфликты в
Конфликт трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.
Представляется, что данные определения вполне применимы к семейным межпоколенным конфликтам.
Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры, в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Семейные отношения — это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством супружества, родительства и родства.
К этому необходимо, на мой взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение)
Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д..
2.2 Конфликт, его причины и типологизация
Конфликт
между поколениями социологами
рассматривается как
Нельзя не считаться с фактом огромного многообразия межпоколенных конфликтов в семье. Поэтому, с методологической точки зрения, при социологическом анализе конфликтов поколений в современной семье необходима их типологизация, которая может осуществлять по многим основаниям. Рассмотрим некоторые из них.
По
специфике субъектов
Информация о работе Социальные проблемы отношений между поколениями