Социальные проблемы отношений между поколениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Содержание

Введение
Актуальность темы
Цель
Задача
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
2.2 Конфликт, его причины и типологизация
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра социологии  
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:« Социальные проблемы отношений между поколениями » 

Выполнил

ст.гр. НАП-09           ________________Р.Э. Денисюк   

Проверил

д.т.н. проф. каф.                                _______________И.И. Крижановская 
 
 
 
 
 

Донецк-2012

     Содержание: 

Введение

Актуальность  темы

Цель

Задача

Раздел  І. Теоретико-методологические основания  исследования межпоколенных взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические  традиции изучения межпоколенных  взаимодействий

Раздел  ІІ. Проблема взаимоотношений поколений  в семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  взаимоотношений между молодежью  и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы  отношений между поколениями.

     Нынешнее  время требует от молодого поколения  формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность  к риску).

     Проблема  взаимопонимания старшего поколения  и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой  воспитано одно поколение, будет  пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения  действуют, исходя из результатов, доставшихся  в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому  наследству весьма избирательно. Они  принимают и развивают в нем  только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и  развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности  поколений.

     Актуальность  темы

     В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

     Цель

     Самостоятельно  изучить социальные проблемы отношений между поколениями.

     Задача

    1. Рассмотреть проблемы взаимоотношение старшего и младшего поколений;

          2.Рассмотреть теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий;

          3. Рассмотреть проблемы взаимоотношений поколений в семне. 
 
 
 
 
 

     Раздел  І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий

     1.1 Теоретико-методологические  традиции изучения межпоколенных взаимодействий.

     Цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность – это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости – период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

     Понятие «поколение» включает в себя целый  комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно же, поступаемся  различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с этим подчёркиваем разницу между  поколениями. У разных поколений  разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.

     Итак, поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и  возрастной структур исторического  развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями – национальными, половыми и классовыми.

     Социокультурная среда межпоколенных отношений  либо сокращает дистанцию между  поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

     В социологической литературе имеются  два полюса трактовки межпоколенных  отношений:

     1. В современном обществе существует  большая разница между поколениями  и этот доходящий до противоположности  разрыв увеличивается. 

     2. Представления о росте межпоколенных  различий иллюзорны. Ничего нового  в этом отношении не произошло. 

     Встречается также точка зрения, согласно которой  подобные взгляды на взаимоотношения  поколений существует лишь в спекулятивных  глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные  отношения являются отношениями  «селективной преемственности».

     В настоящее время происходят сильные  изменения в экономической жизни  страны, старшее поколение полностью  отдаёт себя работе, пытаясь выжить в наше нелёгкое время. В связи  с этим встаёт такая важная проблема, как снижение воспитательной функции  семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребёнком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни.

     Это ведёт к напряжению в институте  семьи, с которым себя всё-таки отождествляет  подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы  в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к  старости. Но, к сожалению, это часто  бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над жилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворённой потребности  общения, заботы, старшее поколение  испытывает желание оградиться от конфликтных  взаимоотношений со своим потомством. И, в большинстве случаев, желает жить раздельно со своими родственниками.

     Под поколением в семье понимается условная социально-возрастная совокупность людей, одинаково удалённых в родственном  отношении от общих предков (родители, дети, внуки), образующих по отношению  к ним одинаковую степень родства  по прямой линии. Поколением также называют потомство супружеской пары (или  совокупности супружеских пар) по степеням родства.

     Раздел  ІІ. Проблема взаимоотношений  поколений в семье

     2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

     Соответственно, межпоколенные конфликты в семье  — это, прежде всего, конфликты между  родителями и детьми, прародителями  и внуками. Очевидно, что к межпоколенным  можно отнести конфликты между  родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также  между членами семьи, которые  постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным  родственникам, например, между усыновителями  и усыновленными, приемными родителями и детьми.

     Конфликт  трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных  интересов, целей, взглядов, идеологий  между индивидами или социальными  группами; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.

     Представляется, что данные определения вполне применимы  к семейным межпоколенным конфликтам.

     Семья, будучи одним из важнейших элементов  социальной структуры, в современной  отечественной социологии рассматривается  как основанное на браке или кровном  родстве объединение людей, связанных  общностью быта и взаимной ответственностью.

     Семейные  отношения — это отношения  между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья  представляется единством супружества, родительства и родства.

     К этому необходимо, на мой взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее  приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение)

     Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями  старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры  семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы  семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и  переживается членами семьи как  расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д..

     2.2 Конфликт, его причины и типологизация

     Конфликт  между поколениями социологами  рассматривается как возникновение  противоречий и столкновение интересов  представителей разных поколений по причинам как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.

     Нельзя  не считаться с фактом огромного  многообразия межпоколенных конфликтов в семье. Поэтому, с методологической точки зрения, при социологическом  анализе конфликтов поколений в  современной семье необходима их типологизация, которая может осуществлять по многим основаниям. Рассмотрим некоторые  из них.

     По  специфике субъектов межпоколенные  конфликты могут быть внутриличностными (которые протекают в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими  сторонами конфликта); межличностными (между конкретными представителями различных поколений); между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери); социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями); социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

Информация о работе Социальные проблемы отношений между поколениями