Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:45, курсовая работа
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.
Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СЕМЬЯ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Социальная сущность и функции семьи 6
1.2. Положение семьи и детей в Российской Федерации 11
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ, И ИХ РАЗВИТИЕ 16
2.1. Оказание социальной помощи семье 16
2.2. Социально-психологическое сопровождение приемных семей (из опыта работы Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие») 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Ко второй категории относятся мотивы: воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте; воспитание как реализация определенной системы.
2. Рассмотрение приёмной семьи как системы
Опыт показывает, что ребенок, попадая в приёмную семью, взаимодействует не просто со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными семейными процессами. Поэтому, мы считаем распространенной ошибкой в процессе социально-психологического сопровождения приемной семьи выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой и изменяющейся со временем. По сути, ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы, как целого. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям семейной системы. Но и она, в свою очередь, не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо должна переструктурироваться, либо отвергнуть ребенка.
3. Приёмная семья изменяется со временем, переходит из одного состояния в другое
Более целесообразным проводить социально-психологическое сопровождение приёмной семьи с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.
Таким образом, в соответствии с системным подходом, специалистами Центра приемная семья рассматривается как система, состоящая, в свою очередь, из подсистем: супружеской, детской, прародительской, биологической семьи приемного ребенка. Поэтому в своей работе с приемными семьями специалисты стараются использовать системный анализ, изучать процессы функционирования и развития не только каждой конкретной приемной семьи, но и института приёмной семьи в условиях социальной неопределенности. С помощью такого подхода специалисты Центра планируют добиться повышение эффективности сопровождения приёмных семей.
Встречаясь с различным спектром задач, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке. Для многих из родителей крайне насущной является проблема собственных страхов перед приемными детьми, догматичность собственных педагогических установок. В связи с этим, для гармонизации отношений в приёмной семье и минимизации у приёмных родителей негативных установок, мешающих нормальным взаимоотношениям с приёмными детьми, в 2010 году специалистами отделения была продолжена работа в рамках программы «Школа приёмного родителя».
В течение 2010 года в рамках работы программы прошло 7 занятий. Особое внимание было уделено таким темам как: «Психологическая готовность к детскому саду, школе, среднему или высшему учебному заведению», «Эмоциональные трудности приёмного ребёнка», «Способы эффективного взаимодействия с детьми». Занятия проходили в форме лекций, семинаров и тренингов. За 2010 год 46 семей посетило занятия программы.
Анализ психологической работы показал, что зачастую образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляется», делается неточным, недифференцированным, грубо оценочным в основном за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность.
Поэтому в ходе проведения психологических занятий был проработан особый комплекс страха, из-за которого приёмные родители фиксировали своё внимание на любых даже самых мелких чертах неправильного поведения, которые, как, оказалось, вполне могут быть объяснены естественным ходом взросления ребенка, закономерным возрастным кризисом. Разрешая данный комплекс, приёмные родители понимают, что не всё можно обосновать как проявление болезни или генов, уходит предвидение будущего ребенка окрашенного в пессимистические краски всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. Исходя из этого, воспитание все более переосмысливается не как исправление врожденных недостатков, а как открытие нового потенциала для развития личности ребёнка.
Отметим, что во время тренинговых занятий многие приёмные родители проявляли характерную для групповой работы данного вида закономерную динамику изменения поведения, эмоционального реагирования, усвоения групповых правил и норм.
Вместе с тем необходимо отметить, что психологическая работа выполняет для родителей приемных детей, наряду с общими для всех участников функциями, также и некоторые особые. Наиболее важным механизмом, обеспечивающим успешность всей дальнейшей психологической работы, стало снятие повышенной тревожности, напряженности, особого «комплекса страха», разрыв круга одиночества. Здесь не так важно, признался или не признался родитель в том, что он воспитывает приемного ребенка, гораздо важнее другое: родитель оказался в кругу единомышленников и в кругу людей, объединенных сходными проблемами. Причем приемные родители убедились в том, что их проблемы не специфичны для них как для «неродных родителей», они возникают и у тех, кто родил детей, но, тем не менее, испытывает трудности в их воспитании. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей — основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы.
Опыт реализации программы «Школа приёмного родителя» показал, что работа по оптимизации процесса становления приёмной семьи должна проводиться со всей семьёй. В связи с этим специалистами отделения была разработана и реализуется подпрограмма по работе с детьми из приёмных семей «Мы вместе», направленная на оптимизацию психо-эмоционального состояния детей.
Подпрограмма включает в себя 6 занятий, основная цель которых – снятие напряжение, снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение специалиста. В 2010 году занятия посещали 12 детей из приёмных семей города Калуги.
Дети из приемных семей регулярно участвуют в мероприятиях и акциях, проводимых Центром, так же они могут отдохнуть на летних сменах в ОРК «Ласточка». В 2010 году дети из 24 приёмных семей приняли участие в «Новогодних утренниках».
Не малое значение специалисты отделения уделяют методической работе. Так при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области, для специалистов по работе с приёмной семьёй, было издано пособие «Будущее без сирот». В данном пособии отражены основные положения по организации работы с институтом приёмной семьи.
Специалисты Центра в течение 2010 года участвовали в семинарах, конференциях и круглых столах посвященных проблемам детской безнадзорности и беспризорности.
Таким образом, опыт применения комплексного социально-психологического сопровождения приёмных семей показал, такая работа полезна и эффективна. Необходимо только соответственно подготовить специалистов в области сопровождения приёмных семей. Наш опыт вполне может войти в практику работы специалистов работающих с приёмными семьями. Более того, она может быть организована в учреждениях консультативного типа в полном объеме.
Семья как структурообразующая система общественной жизни воплощает в себе все кардинальные изменения социально-экономических отношений переходного периода, преломляя их на микросоциальном уровне.
В результате проведенного в данной работе исследования социально-экономического положения семьи и детей в России, я делаю следующие выводы:
Несмотря на некоторые позитивные моменты в экономическом положении, подавляющее большинство российских семей весьма пессимистично оценивают свой уровень жизни и очень осторожно относятся к возможным прогнозам относительно его улучшения в будущем.
В условиях кризиса, разрушения старой инфраструктуры культуры социокультурная роль семьи в обществе возрастает. Семья, испытывающая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.
Ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. Вместе с тем резко выросла ценность «личной свободы». Наряду с этим, я считаю необходимым отметить, что, к сожалению, ориентация семьи на организацию и совместное проведение свободного времени гораздо выше, чем ее реализация.
Радикальные реформы в политике, экономике и социальной сфере не смогли не сказаться на сфере культуры, умонастроениях и духовных запросах россиян, их социокультурной деятельности. Дух демократизма и свободы постепенно проникает и в семью. Вместе с тем происходит коммерциализация культуры, усиливаются потребительские ориентации в массовом сознании, растет культурная дезинтеграция в обществе, приводящая к возникновению «культуры бедных» и «культуры богатых». Созданная в стране культурная инфраструктура претерпевает серьезные деформации. Уменьшаются возможности семейного отдыха. Снижается посещаемость детьми внешкольных учреждений. Для многих семей характерен постоянный дефицит средств и времени для воспитания и развития детей, причем очень часто это обусловлено дополнительной занятостью родителей.
Важно отметить то, что в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Следует учитывать национальное и региональное многообразие моделей семьи и форм семейного поведения, направленного на удовлетворение духовных, культурных потребностей народов страны, сохранение и развитие их традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности.
Необычайно высок рейтинг отрицательных чувств и эмоций среди населения. Это связано с тем, что самые насущные и необходимые потребности людей зачастую не удовлетворяются, что вызывает в семье кризис. Ограничение возможностей самореализации влечет за собой, особенно у женщин, рост неудовлетворенности своей семейной жизнью.
В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий. Традиционное распределение семейных ролей претерпевает изменения. Более выраженной становится тенденция к равенству и партнерству супругов, к расширению участия несовершеннолетних детей в экономической жизни семьи и принятии решений.
Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает ныне в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей: происходят депрофессионализация рабочей силы, дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сферы здравоохранения, культуры и частично образования.
В России наблюдается масштабное явление недостаточности ресурсов (духовных и материальных), необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это одна из зон формирования девиантного поведения детей.
Процессы развития отчуждения родителей и детей приводят к значительному росту социального сиротства. Нарастает детская безнадзорность, перерастающая в беспризорность и бродяжничество. Отмечается прямая связь между ростом семейного неблагополучия и тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков. Серьезное беспокойство вызывает рост алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков. Проблема роста жестокости, насилия, преступности является одной из самых актуальных для российского общества, что негативно влияет и на процесс воспитания подрастающего поколения.
В процессе исследования нормативно-правовой базы семейной политики, я делаю ряд наблюдений, связанных с ее развитием и совершенствованием. С принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» впервые в нашей стране семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики. В России развивается сеть учреждений социальной помощи семье и детям. Наиболее развитыми формами государственной семейной политики являются экономические меры поддержки семей с детьми в виде комплекса льгот и пособий, однако практически отсутствуют какие-либо действенные формы помощи семьям в организации внутрисемейной экономической деятельности.
Существенным шагом в сфере регулирования брачно-семейных отношений явилось принятие в марте 1996 г. Семейного кодекса Российской Федерации, который в большой степени отражает новые социально-экономические реалии. В ряде принятых в последние годы законодательных актах уделялось внимание обеспечению для работников, прежде всего женщин, благоприятных условий с целью успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей.
В сфере создания благоприятных условий для реализации семьей воспитательной функции семейная политика наиболее тесно смыкается с политикой в интересах детей. В числе Основных направлений государственной семейной политики рассматривается и усиление помощи семье в воспитании детей. Однако принимаемые пока государством меры по созданию оптимальных условий жизни детей в семье для их полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития, получения ими образования в целом для реализации семьей воспитательной функции недостаточны.
Информация о работе Социальные проблемы российской современной семьи