Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:23, курсовая работа
Цель выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.
Введение 3
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях 5
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 5
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия 8
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита» 15
2.1 Анализ организационно – функционального механизма социальной политики на предприятии 15
2.2 Анализ социальной политики предприятия 22
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита» 28
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Очевидно, что социальное партнерство как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита»
3.1 Оценка эффективности
Эффективность социальной политики ОАО «Орбита» - характеристика социальной среды, выражающая соотношение между воздействием на персонал результатов ее совершенствования и развития и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на внедрение новых социальных технологий, осуществление других социальных мероприятий. Обычно выделяют показатели экономической и собственно социальной эффективности. Экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к лучшему в соц. среде организации при наименьшей затрате средств. Она поддается количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, характеризующими, в частности, рост производительности труда, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг, увеличение прибыли и т. п. При этом результаты хозяйственной деятельности служат индикаторами социального эффекта, соответствия соц. целям данной организации и общества в целом. Определение соц. эффективности изменений в социальной среде организации основывается обычно на признании приоритетности социальных целей, т. е. чем больше то или иное мероприятие способствует решению конкретных соц. проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается выразить в цифрах, приходится использовать качественные показатели, фиксируемые, в частности, в официальных документах, результатах опросов, анкетирования и др. социальных исследований. По ним и выясняются масштаб и полезная отдача изменений в социальной среде данной организации.
Работой по оценке эффективности социальных гарантий занимаются руководители структурных подразделений совместно с социально – бытовым отделом ОАО «Орбита».
Руководитель осуществляет входной контроль социальных гарантий и помощи с целью дальнейшего сравнения, полученными сотрудником в ходе работы.
Для ОАО «Орбита» гораздо выгоднее оказывать социальную помошь за счет собственных средств, а не за счет государственного обеспечения. Документально такие отношения оформляются коллективным договором. На основании данного соглашения сотруднику выплачивается денежные компенсации в размере, не меньшем МРОТ. Отметим, что трудовой контракт может быть заключен не только с кем-либо из персонала фирмы, но и с человеком со стороны (соискателем), желающим впоследствии работать в компании. В общем, желание руководства социально развивать сотрудников вполне объяснимо. Ведь по итогам работы персонала можно провести аттестацию и определиться, кого в дальнейшем иметь в виду.
Для решения проблемы эффективности социальной политики предлагаем использовать достаточно традиционный подход, широко используемый при оценке (измерении) операционной деятельности, через оценку «3Е» (Economy, Effectiveness, Efficiency): Экономичности, Результативности, Эффективности.
Типовые «входные» ресурсы на социальная политика:
Денежные затраты – стоимость социальной политики (Сколько стоит?). При этом важно учитывать не только оплату участия, но и прочие сопутствующие затраты: аренда места, стоимость проезда, стоимость проживания, стоимость питания и т.д.
Затраты времени – совокупные затраты времени на выполнение социальной программы (Сколько по времени?).
Осознаваемая потребность – проблемное поле или формально поставленная задача. (Для чего?)
Ограничения – отказ от чего-либо ради социальной политики, преодоление опасений, основанных на стереотипах предыдущего опыта социальной политики (чем придется пожертвовать, что нужно преодолеть?)
Стартовая (исходная) компетентность – объем знаний, умений и навыков до начала социальной политики (что знаю сейчас?)
Выходные параметры социальной политики: (Запланированные учебной программой плановые «выходы» по итогам социальной политики):
Объем новых знаний, умений, навыков, полезный для решения задач и проблем в определенной области (концепции, методики, техники, подходы, ходы).
Сертификат о прохождении социальной политики.
Таблица 3.1 – Расчет экономического эффекта от социальной политики персонала ОАО «Орбита»
Показатели |
Прогнозные значения на 2009 год |
Расходы на социальная политика, тыс.руб |
3017,5 |
Затраты на одного работника, тыс.руб |
7,1 |
Дополнительный доход от социальной политики персонала, тыс.руб |
6,8 |
Средний уровень оценки качества социальной политики, балл |
5,4 |
Количество сотрудников, чел |
1923 |
ROI
(эффект от социальной |
-4,2 |
Таким образом, оценка эффективности социальной политики персонала показала, что в ОАО «Орбита» эффект имеет отрицательное значение. Это говорит о том, что на предприятии высокие и неоправданные расходы на социальная политика, хотя уровень качества социальных гарантий выше положенного, т. е. 5,4 балла.
Кроме этих показателей эффективности социальной политики персонала ОАО «Орбита», рассмотрим эффективность производительности работников от дополнительного социальной политики (таблица 3.2).
Таблица 5.2 – Ожидаемый результат от внедрения предлагаемых мероприятий
Наименование показателя |
Действующие показатели |
Ожидаемые показатели в 2009 году |
Отклонение (+,-) |
Объем производства в отпускных ценах, тыс. руб. |
1770853,0 |
2125023,0 |
+ 354170,0 |
Затраты всего, в тыс. руб. |
1547673,0 |
1546789,6 |
- 883,310 |
В том числе:Материалы |
560701,0 |
560501,0 |
- 200,0 |
Основная заработная плата |
174311,0 |
174134,6 |
- 176,4 |
Единый социальный налог |
45321,0 |
45275,1 |
- 45,864 |
Расходы на обучение персонала |
24160,0 |
24135,5 |
- 24,456 |
Отчисления на социальное страхование |
47935,0 |
47886,5 |
- 48,510 |
Общепроизводственные расходы |
451210,0 |
451068,9 |
- 141,120 |
Общехозяйственные расходы |
244035,0 |
243788,0 |
- 246,960 |
Численность, чел. |
1911 |
1923 |
- |
Производительность труда, в руб. |
215537 |
316412 |
+ 100875 |
Введение дополнительных затрат на социальная политика персонала повлекло за собой повышение производительности труда с 215537 руб. до 316412 рублей. А внедрение наших мероприятий не влечет за собой изменения численности аппарата управления. На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предложенные нами мероприятия по совершенствованию управления в части социальной политики персонала ОАО «Орбита», а именно: внедрение системы внутрифирменного социальной политики персонала, являются обоснованными с экономической точки зрения и в целом положительно влияют на показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Заключение
Регулирование социальной структуры персонала, его демографического и профессионального состава является важным инструментом повышения производительности труда, квалификации и возможности профессиональной подготовки.
Доля молодых специалистов в общей численности принятого персонала за 2009 год составляет 66,4%. В рамках проводимой политики привлечения молодых специалистов в ОАО были разработаны и проведены следующие мероприятия:
во-первых, собраны сведения о потребности в специалистах по соответствующим категориям во всех подразделениях предприятия,
во-вторых, были сформулированы основные критерии набора молодых специалистов, разработана анкета для их отбора,
в-третьих, принято решение об использовании активных методов подбора претендентов (собеседование, тестирование, информация о вакансиях в СМИ).
В год предприятием предполагается привлекать более 50 выпускников высших учебных учреждений. Так за прошедший год было принято 53 молодых специалиста. Данное положение обусловлено высокой текучестью молодых кадров. Более того, на заводе постоянно проходят практику студенты университета и средних специальных учебных заведений профильных специальностей: «промышленная электроника», «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы». Такое сотрудничество с учебными заведениями является очень выгодным для предприятия. Но время пребывания на предприятии студенты получают основные знания о предприятии, основных технологических процессах, применяемых в производстве продукции, а руководители предприятия, в свою очередь, имеют возможность оценить знания студентов и принять решение о приеме их на работу. Так за 2009г. на предприятии прошли практику 45 студентов средне-специального образования. При последующем их трудоустройстве в ОАО предприятие получает специалистов, имеющих представление о специфике предприятия. В 2008 г. были привлечены к работе в ОАО на условиях частичной занятости 5 студентов 4-го курса факультета электронной техники. В настоящее время они трудятся в ОКБ и ТО.
Руководителям подразделений дано право самостоятельно определить гарантированную и условно-постоянную часть заработной платы каждого работника.
Гарантированная часть не должна быть менее минимального уровня заработной платы по РФ.
Переменная часть выплачивается всем категориям работников за выполнение показателей согласно утвержденному Положению о премировании.
При наличии производственных и иных упущений, генеральный директор, директора по направлениям, руководители подразделений имеют право лишить работника как условно-постоянной так и переменной части заработной платы частично или полностью, согласно перечню производственных упущений.
При невыполнении показателей премирования по подразделениям, 75% от суммы не начисленной премии перечисляется в резерв ОАО, 25% остается и распоряжении руководителя подразделения.
Список использованной литературы
Информация о работе Социальные проекты на предприятии. Структура. Бюджет