Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Социальные санкции».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции)
2. Определить и проанализировать содержание социального контроля.
3. Проанализировать функции социальных санкций.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Определение социального контроля……………………..………..4
Глава 2. Элементы социального контроля …………………………………7
2.1. Социальные санкции…………………………………………………….9
2.2. Социальные нормы……………………………………………………..11
Глава 3. Механизмы действия социального контроля..…………………..14
3.1.Субъекты социального контроля и его виды……………………….....19
3.2.Функции социального контроля………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………33
Иногда контроль отождествляют с управлением. Хотя они во многом похожи, их необходимо различать. Мать и отец контролирует, как дети выполняют домашнее задание. Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания. Так и на производстве: начальник цеха поставил цели и задачи, определил сроки и конечный результат, а мастера попросил проконтролировать процесс выполнения.
Вы сели в автобус, билет не купили, а через несколько остановок вошли контролеры. Обнаружив нарушение закона (по закону, пассажир обязан оплатить проезд даже в том случае, если он проехал всего одну остановку), контролер применяет меры воздействия – штрафует за безбилетный проезд. Вошли в метро, и там, на входе, у турникета стоят контролеры. Спускаетесь по эскалатору, а внизу в специальной будке тоже сидит контролер, хотя называется он служащим метрополитена. Его обязанность – следить за тем, чтобы стоящие пассажиры держались правой стороной, а проходящие – левой. Другая его обязанность – следить за тем, чтобы на поручни эскалатора не ставили тяжелые вещи.
Итак, контроль – понятие более узкое, чем управление. Начальник цеха может сам осуществляться контроль, а может поручить его своему заместителю. Контроль может быть объединен с управлением, а может происходить независимо от него.
Социальный контроль может быть общим и детальным.
При общем контроле отслеживается только конечный результат и ничего больше. Допустим, ученики, и учитель поставил задачу – написать сочинение об образе жизни античных греков. В конце недели он проверит качество выполненной работы и поставит соответствующую оценку. Какой литературой ребята воспользуются, в каком ключе будут выполнять задание, кого привлекут в помощь себе, учителя в данном случае не интересует. Он предоставляет полную свободу.
Но учитель может поступить иначе. Он определил задачу, сроки, объем задания, но, кроме того, указал литературу, план работы и потребовал, чтобы ученики проделали работу самостоятельно, не привлекая никого в помощь. Вдобавок он попросил показывать ему через день те фрагменты, которые они успели написать, чтобы он мог вовремя вас поправить, а если нужно, и направить. Он контролирует весь ход выполнения. Это детальный контроль. Свобода действий здесь крайне мала.
Поскольку контроль является составной частью управления, но частью очень важной, мы можем заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она важная, определяет характер целого. Так, методы контроля сказываются на стиле управления. Последний может быть авторитарным и демократическим. Таковы его главные разновидности.
Чтобы получить представление о детальном контроле, необходимо составить подробный план на две недели, куда нужно ежедневно в течение этого времени записывать все свои действия, а затем проконтролировать выполнение плана. Так же иногда поступают на предприятии. Сотрудник составляет личный план, а начальник контролирует его выполнение.
В первом случае человек сам стоит у себя за спиной и осуществляет самоконтроль, а во втором за спиной у сотрудника стоит его начальник, который осуществляет внешний детальный контроль.
Контроль – это одна из пяти функций (видов деятельности) управленца. И состоит она в том, чтобы недреманный оком начальник следил, как подчиненные выполняют его поручения. Для чего он то и дело сверяет первоначальные планы с конечными результатами. Есть отклонения – оштрафовать, наказать, уволить. Контроль именно этим и страшен. За ним следует наказание. Придраться можно ко всему, и подчиненные обычно трепещут перед начальником: вдруг настроение плохое, так он из мухи слона сделает.
Можно сделать вывод: типология методов контроля включает в одном случае мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом – общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступает надзор, который в тоталитарном обществе разрастается до крупномасштабной системы.
Заключение
Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вопреки с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.
При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание – чрезвычайно важная социально - психологическая характеристика человека. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия.
Таким образом, в предоставленной работе были решены следующие задачи:
1. Были изучены теоретические аспекты и выявлена природа понятия социального контроля.
Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.
2. Были определены и проанализированы элементы социального контроля.
Социальные нормы — это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальный контроль состоит из взаимодействия социальных норм и санкций.
3. Были проанализированы функции социального
контроля.
По мнению различных авторов классификации
функций различны. Но согласно мнению
большинства авторов социальный контроль
выполняет стабилизирующую, целевую и
охранительную функции.
Таким образом, была достигнута и основная цель данной работы. Была изучена тема «Социальные санкции», взаимодействие их с социальными нормами, на основе социального контроля.
Список используемой литературы