Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Вопросы изучения социально незащищенных слоев населения стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономический кризис и падение реального производства. Особенно четко тенденция роста количества таких людей - так называемых лиц без определенного места жительства и занятий - проявилась в последнее десятилетие. К сожалению, достоверные данные о численности этого контингента отсутствуют. Например, по сведениям ГУВД г.Москвы, в Москве насчитывается до 30 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий, а к 2012 году их число возросло до 300 тыс. человек.

Содержание

Введение

Глава 1. Лица без определенного места жительства: анализ определения и классификация

1.1. Сущность понятия «лица без определенного места жительства»

1.2. Социальные характеристики лиц без определенного места жительства

Глава 2 .Формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства

2.1. Технологизация сферы социальной работы

2.2. Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства (на примере г.о. Самара)

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

         Основной признак группы "нищие" - просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование.

        В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый - дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

            Последняя группа - уличные проститутки - отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, остальные ведут себя как бомжи. Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся либо причинами, вызывающими скатывание на "дно", либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам.

Среди обитателей дна  мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное  образование; в то же время 6% получили высшее образование; его имеют также  бомжи и проститутки. В глазах общественности внешний вид нищих является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну.

Многие страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную  борьбу с бедностью. Для борьбы с  бедностью у молодых, хотя она  и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление , продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

      Конкретные причины девиантного поведения весьма многочисленны, можно выделить наиболее важные:

1) общий уровень развития  общества (нормальное, кризисное и  т.д.);

2) непосредственно окружающая  человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка);

3) наследственность (психофизическая ,социальная, социокультурная);

4) обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека;

5) действенность социальных  институтов общества.

Девиантность как негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от нормы морали, права, как норма нравственного  зла имела и имеет место в обществе. Однако степень девиантности, число девиантных групп и лиц определяется степенью развития общества, экономики, культуры, политики, состоянием морали, социальной защищенностью людей, созданием нормальных (или ненормальных) условий для их жизнедеятельности, степенью социальной стабильности конкретного общества.

Процессы организации (негентропийные) и дезорганизации (энтропийные) необходимы. В результате эволюционного отбора неадаптивные, нефункциональные формы человеческой жизнедеятельности, в конечном счете, элиминируются.

         Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

         Типология социальных девиаций отражает разнообразие этих явлений, дает возможность провести разделительные черты между ними и определить особенности их этиологий, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними. Социальные отклонения (девиации) могут быть классифицированы по некоторым основаниям, например: по типу нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.); по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретретиские − связанные с отрицанием цели и средств); по субъекту (индивиды, группы, социальные организации).     Социологическое исследование, проведенное в 1991, дает возможность 
конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания степени распространенности. 
1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опрошенных бездомных). 
2. Нигде не берут на постоянную работу. 
3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к 
бродяжничеству). 
4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно). 
Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% из неблагополучных семей.

Также существует классификация, связанная как с объективной, так и с субъективной стороной социальных отклонений (экстравертивное: целевое, заранее спланированное или аффективное и интровертивное: пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое). Обе группы поведения вступают в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля. Условно бомжей можно классифицировать на 3 основные группы:

1 группа - лица, вставшие  на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие), - как правило, нетрудоспособного возраста;

2 группа - лица, утратившие  жилье в связи с пребыванием  в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, утратившие документы и не имеющие сил и средств выйти из создавшейся жизненной ситуации;

3 группа - лица, как правило,  трудоспособного возраста, принципиально  не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам. Как показали социологические исследования, проведенные в 2008 г. Министерством социальной защиты населения РФ совместно с МГСУ, причины бездомности и бродяжничества ранжируются следующим образом:

1. Падение уровня жизни  населения и развитие неблагоприятных  отношений в семье (50,2% респондентов).

2. Утрата жилья (11,0% респондентов).

3. Недостаточно эффективная  работа правоохранительных органов,  органов социальной защиты населения,  службы занятости, миграционной службы и др. с лицами без определенного места жительства (8,6% респондентов).

4. Увеличение числа  лиц, злоупотребляющих алкоголем,  наркотиками (8,6% респондентов).

5. Несовершенство законодательства  Российской Федерации (8,2% респондентов).

6. Прозрачность границ  России (7,3% респондентов).

7. Наличие локальных  войн на территории России (4,5% респондентов).

8. Ухудшение социально-экономического  положения в стране (0,8% респондентов).

9. Нежелание определенного  слоя населения трудиться и вести нормальный образ жизни (0% респондентов).

10. Другое (0,8% респондентов).

Точная статистика лиц  без определенного места жительства отсутствует. По мнению некоторых специалистов, в одной только Москве находится  от 50 до 300 тысяч бомжей, а по России их число давно уже перевалило полумиллионный рубеж. Так, в Ростовской области на 1000 жителей приходится 3 лица бомж. Такое соотношение характерно и для других регионов России. Даже по чисто количественным критериям бездомность заняла прочное место в числе социальных проблем общенационального характера.

Что представляют собой  лица без определенного места  жительства? Что отличает их от остальных  граждан?

Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; в среднем  их возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них — трудоспособны. Итак, формы и виды девиантного (отклоняющегося) поведения разнообразны. Среди них наиболее опасными, наносящими вред человеку, группам, обществу, являются: насилие, наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, проституция, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения, самоубийства, бродяжничество и бездомность, а также социальный паразитизм, бюрократизм, отклонения в сфере морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства

2.1. Технологизация сферы  социальной работы

Современное человеческое общество как никогда ранее нуждается  в управлении, причем не в стихийном, а преимущественно в сознательном.

Управление – это  осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру.

Воздействие – это  способы, формы, приемы решения как  глобальных, так и конкретных общественных проблем.

Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

Следовательно, вольно или  невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к:

-разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

 -координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата;

-однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операции[18].

- Технологизация – это процесс, т. е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое».

Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса, других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребностей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятельности. Можно констатировать тесную взаимосвязь между социальным и технологическим процессами и в то же время – отсутствие тождества: если в социальном процессе важнейшим показателем является изменение, то в технологическом — воздействие. Основу технологического процесса составляют три компонента: 1) алгоритм действий (операций), т. е. точное предписание относительно последовательности операций, которые преобразуют объект (в том числе объект социальной работы) и переводят его в искомое состояние; 2) операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели; совокупность операций, объединенных общей целью, составляют процедуру технологического процесса; 3) инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, общность. Для технологического процесса характерны следующие основные процедурные этапы:

1) формулирование цели  воздействия на основе сбора  информации и определения проблемы;

2) выработка и выбор  способов воздействия; 

3) организация воздействия; 

4) оценка и анализ результатов воздействия.

Социальная технологизация является одним из важнейших видов  технологизации. Она базируется на социальных технологиях.

Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических  выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Выделяют два компонента социальных технологий: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами. Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения[3].

Смысл, содержание, специфика  социальной технологии определяются проблемной ситуацией, в целях разрешения которой  разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение соответствующего состояния социального объекта.

Особую значимость для  понимания и реализации социальных технологий имеют социологические  знания, разработка программы социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы[18].

Социальная технология как наука характеризуется определенными признаками, среди которых одним из важных является метод. Совокупность методов (включая приемы, способы и т. д.) образует более широкое понятие – технологию.

Метод (от греч. methodos –  путь исследования или познания, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) деятельности.

В связи с тем, что  действительность исключительно разнообразна (она является объектом изучения многочисленных наук), то и методы изучения и преобразования ее также многообразны. Классификация этих методов возможна по разным основаниям. Мы воспользуемся двумя из них (которые, естественно, в определенной мере пересекаются). Первое основание классификации методов связано с дифференциацией научных направлений, наук. Для нашей задачи уместны, во-первых, их деление на три крупных блока: естественные, технические и гуманитарные (общественные, социальные) науки; во-вторых, уточнение, детализация наук в каждом блоке. Как известно, социальная работа как наука является междисциплинарным направлением в составе преимущественно третьего блока. В связи с этим необходима классификация методов на философские, общенаучные и специальные методы конкретных наук. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий, как общественного явления. На этот вызов времени откликнулась довольно большая группа ученых, использующих, однако, разные подходы к определению сущности данного социального феномена.

Информация о работе Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства