Социальное управление (или,просто,управление), -
это управление людьми,которые объединены
в большие или малые социальные организации,вне
которых немыслимо существование человека,поэтому
происхождение управления неразрывно
связано с происхождением социальных
организаций. в целом. Институт власти
часто отождествляют с самим управлением.Вслед
за институтом власти появляются и другие «социальные
факты». К ним относятся обычаи, традиции,табу,ритуалы,религии,цари
(фараоны,короли),папы (кардиналы,архиепископы), церковные
иерархии,божественные законы.
Глава
1
Социальный
институт – это форма закрепления
и способ осуществления специализированной
деятельности, обеспечивающей стабильное
функционирование общественных отношений.
С помощью социальных норм и санкций социальный институт
(политические партии, армия, церковь,
школа, семья, здравоохранение, мораль,
право, спорт и т.д.) выполняет организационные,
регулятивные, управленческие и воспитательные
функции в обществе.
Многообразие социальных
институтов определяется дифференциацией
социальной деятельности на различные
виды: экономическую, политическую, культурную
и др. С точки зрения содержания исполняемых
функций социальные институты делятся
на экономические (банки, биржи, корпорации,
предприятия сферы потребления и услуг
и др.), политические (государство с его
центральными и местными органами власти,
партии, общественные организации, фонды
и др.), институты воспитания и культуры
(школа, семья, театр и др.) и социальные
в узком смысле (институты социального
обеспечения и опеки, различные самодеятельные
организации).
Основные условия
эффективного функционирования социальных
институтов:
- Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции института определены нечетко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.
- Рациональное разделение труда и рациональная; его организация.
- Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может полностью избавиться от влияния личных интересов и вообще индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей - очень распространенное явление, которое социологи называют «бюрократизацией».
- Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части.
- Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.
Глава
2
Социальное
управление - предмет изучения многих
наук: социальных, экономических, политических,
юридических, но при этом наука социального
управления не является прикладной частью ни
одной из них. Наука социального управления
изучает окружающий мир в целостной системе
воздействия на все его отрасли для достижения
главной цели общества- повышения качества
жизни его членов. Ключевым понятием управления
является воздействие. В социальных системах
оно представляет собой воздействие субъекта
управления на объект управления с целью
перевода его в новое желательное состояние.
Отсюда следует, что основным элементом
управления является целеполагание.К
законам науки управления относятся общие,
существенные и необходимые связи, изучаемые
наукой управления. Они носят объективный
характер и не зависят от воли людей, напротив,
определяют их волю, сознание и намерения.
- Закон необходимого разнообразия, т.е. управляющая система должна быть не менее разнообразной, чем управляемый объект.
- Закон специализации управления. Данный закон предполагает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального управления.
- Закон интеграции управления. Здесь происходит объединение различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс.
- Закон экономии времени. Данный закон характеризует эффективность управления, достижение поставленных целей с учётом минимальных временных потерь.
- Закон приоритетности социальных целей. Целью развития общества и поддержание его равновесия и развития является постоянное повышение качества жизни его членов. Поэтому все остальные цели должны находится в зависимости от этой цели.
- Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. Управленческое отношение между людьми, возникающее в процессе управления, проходит через сознание людей, создаётся и совершенствуется людьми, в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе.
- Закон доминирования глобальной цели системы. Этот закон является доминирующим для социального управления. Подсистемы, из которых состоит социальная система, образуют единство, составляют целостный организм. Поддержание этой системы возможно только при наличии доминирующей, глобальной цели.
- Закон доктринальности. «Доктрина социальная - это разновидность глобальной технологии. Она выделяет коренные приоритеты социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации и является основополагающей для определённых стратегических целей социальной политики, определённых социальных ориентиров реформирования, выражающей интересов граждан».
- Закон развития самодеятельной активности каждой подструктуры. Большое значение в современном социальном управлении имеет передача функций управления народным органам самоуправления.