Социальный капитал и дорожное движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Проблемы дорожного движения в России, являющиеся отличительной чертой страны, значительно усугубились на сегодняшний день, особенно в связи с социально-экономическими проблемами населения и власти. Если говорить об основных проблемах в данном направлении, то это, прежде всего – пробки и аварии. Для решения этих проблем постоянно разрабатываются технические и административные меры, направленные на расширение дорожной сети, ужесточение контроля над соблюдением правил дорожного движения, строительство автостоянок, ограничение проезда и пр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии (соцкапитал).docx

— 26.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии

на тему:

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы дорожного движения в России, являющиеся отличительной чертой  страны, значительно усугубились на сегодняшний день, особенно в связи с социально-экономическими проблемами населения и власти. Если говорить об основных проблемах в данном направлении, то это, прежде всего – пробки и аварии. Для решения этих проблем постоянно разрабатываются технические и административные меры, направленные на расширение дорожной сети, ужесточение контроля над соблюдением правил дорожного движения, строительство автостоянок, ограничение проезда и пр.

Однако роль «человеческого фактора» в возникновении и возможном решении дорожных проблем нельзя умалять ни в коем случае. Основной задачей данной работы является анализ связи положения дел на дорогах российских городов с нормами и ценностями населения, составляющими социальный капитал. 

Целью исследования является эмпирическая проверка гипотезы о влиянии социального капитала на положение дел на дорогах. Её проверка позволяет установить причины проблем, связанных с дорожным движением. Важно не  просто установить взаимосвязь факта влияния социального капитала на положение дел на дорогах, сколько определить механизмы и каналы, через которые оно распространяется. Существуют два возможных канала передачи влияния социального капитала. Горизонтальный канал описывает повседневное поведение водителей и пешеходов. От вертикального канала зависит подотчетность и эффективность власти, так как он рассматривает гражданскую активность населения.

Исследование проводилось в двадцати крупных городах России, в 2010 г. совместно с компанией «Маркетдейта» методом опроса автомобилистов.

 Определить однозначно  понятие социального капитала  невозможно. Социальный капитал – это нормы, ценности и сети, способствующие самоорганизации и кооперации людей для повышения общественного благосостояния1. Он связан непосредственно с уровнем экономического развития, качеством бюрократии, состоянием здоровья населения и т.д. Оценить его можно, имея определённые сведения и информацию:  количество членов в формальных и неформальных группах, доверие населения, толерантность, уважение к окружающим людям.

Можно рассматривать дорожную сеть как со стороны использования ее водителями, так и со стороны предложения предоставления инфраструктуры государством. Дороги, говоря простым языком, принадлежат государству. Именно оно должно отвечать за строительство и эксплуатацию дорог и прочих элементов дорожной сети, ремонт и отчистку дорожного покрытия, планирование строительства развязок и новых домов, контроль ГИБДД за соблюдением правил и т.п. 

Если государство подотчетно, то ему выгодно предоставлять блага населению. Если правительство не подотчетно, то у него вряд ли возникнут стимулы следить за качеством дел на дорогах. Часто бывают ситуации, что государство может увеличить свое благосостояние за счет общественных благ. Бывает и такое, что определенная доминирующая группа в экономике может воспользоваться  своим влияние для того, чтобы сделать из общественного блага клубное. Понятно, что доступ к данному моменту будут иметь не все, а только отдельные личности, имеющими членство в таких клубах. В итоге – им хорошо, они повышают свое благосостояние,  но благосостояние общества в целом заметно снижается. Данное явление может возникать и в отношении дорог. Когда отдельных граждан, а именно чиновников наделяют особыми привилегиями при проезде – проблесковые маячки, отсутствие наказания в случае нарушения правил и некоторые другие моменты – дороги можно уверенно считать клубным благом. Естественно, что неподотчетные власти не будут принимать меры для снижения пробок, когда пробку всегда можно объехать с проблесковым маячком;    строительства и поддержания дорог высокого качества не там, где нужно большей части населения, а там, где удобно чиновникам, у них просто не будет для этого необходимости и дополнительных стимулов.

Основой гражданской культуры, обеспечивающей достаточно массовую политическую активность населения, способную заставить власти отказаться от соображений частной выгоды и действовать в общественных интересах могут сформировать определённые нормы и сети.

Дороги являются ресурсом открытого доступа, это значит, что запретов и ограничений при соблюдении определённых правил - нет. Поэтому зачастую возникает такая распространенная проблема, как переиспользование.  О нем говорят в том случае, когда любой человек, принимая решение об использовании ресурса, не учитывает негативные эффекты, которые оказывает этим на окружающих. Государство может обеспечить индивидам возможность для кооперации и самоорганизации, а также ввести правила и обеспечить их выполнение.  Однако его чрезмерное  вмешательство    может снизить желание людей объединяться, так как иллюзия того, что государство все контролирует и от них ничего не зависит очень удобна и привычна; при несовершенном принуждении к исполнению государство может разрушить кооперацию, возникшую в результате самоорганизации.

Начальная гипотеза проведенного исследования состоит в том, что социальный капитал влияет на положение дел на дорогах (аварийность и пробки). В качестве индикаторов аварийности используются три показателя. Первые два взяты из официальной статистики ГИБДД: количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств и количество пострадавших в ДТП на 100 тыс. (на уровне регионов). Цена автомобильной страховки КАСКО является вторым необходимым показателем. Рынок страхования автомобилей в России высоко конкурентный, поэтому можно утверждать, что цена страховки отражает реальные риски, с которыми сталкиваются автомобилисты на дорогах. Показатель пробок, используемый в данной работе, рассчитывается на основе данных опроса. В опросе водителей просили оценить время, которое у них занимает проезд от дома до работы,  в двух случаях:  если пробки есть и если пробок нет.  Отношение этих оценок друг к другу и используется как показатель пробок.

Поведение водителей на дороге, как важный аспект культуры состоит из разных моментов. В данном исследовании поведение на дороге Оценить его можно по тем высказываниям, которые говорят водители о событиях на дорогах их города. Участникам опросов предлагалось оценить, исходя из своего опыта, возможные варианты поведения водителей и пешеходов в разноплановых ситуациях.

Для того, чтобы оценить уровень гражданской культуры, рассматривались вопросы, касающиеся  участия в выборах, в автомобильных ассоциациях, участии в акциях протеста и его мотивации, готовности обращаться в суд в случае нарушения прав сотрудниками ГИБДД или дорожных служб.

Анализ полученных данных показал, что фактор поведения на дороге (показатель культурности вождения) достаточно важен для объяснения всех доступных показателей аварийности (КАСКО, число ДТП, число жертв ДТП). Его роль остается неизменной и постоянной при включении любых контрольных переменных. Регрессионный анализ не установил взаимосвязи между пробками и поведением на дороге. Оценка людьми качества работы дорожных служб и оценка качества и количества парковочных мест оказываются значимыми в объяснении пробок, что еще раз подтверждает тот факт, что местные власти могут влиять на положение дел на дорогах, однако, вероятно, делают это в недостаточных объемах.

Регрессионный анализ также не выявил связи между гражданской активностью населения и пробками или аварийностью. Из этого можно сделать вывод о том, что горизонтальный канал не работает или что он не работает в России. В целом можно заключить, что нормы и ценности населения оказываются значимым «нематериальным активом», от которого во многом зависит ситуация на дорогах страны. 

1

 

 


Информация о работе Социальный капитал и дорожное движение