Социальный конфликт. Типы социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

Содержание

1 Введение 3
2 Понятие социального конфликта 4
3 Классификация конфликтов 6
4 Причины конфликтов 10
5 Структура и динамика конфликта 12
6 Этапы протекания конфликта 14
7 Функции социальных конфликтов 17
8 Стили поведения людей в конфликтных ситуациях 19
9 Последствия социального конфликта 20
11 Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Социальный конфликт. Типы социальных конфликтов.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

2. Идеологические  причины. Конфликты, возникающие на  почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и ли группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

 

5 Структура и динамика конфликта

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая  составляет  базу конфликта.  Конфликтной  ситуацией  называют  такую  ситуацию,   в   которой проявилась и осознана сторонами несовместимость  действий  одной  стороны  с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект  конфликта.  Объект конфликта – то,  из-за  чего  возник  конфликт  между  оппонентами,  на  что претендует  каждый  из  его  участников.   Объект   конфликта   может   быть материальным (например, какая-нибудь  престижная  вещь),  так  и  идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.). В конфликтную ситуацию  входят  и  участники  конфликта  (оппоненты). Участники  конфликта  обладают  разной  «силой»,   имеют   разный   ранг   в зависимости от того,  кого  они  представляют  (например,  человек  говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

В структуре конфликта также выделяют  внутреннюю  и  внешнюю  позицию участников. Во внутренней позиции участников можно  выделить цели,  интересы   и мотивы  участников;  она  непосредственно  влияет  на  течение   конфликтной ситуации, находится как бы за кадром  и  часто  не  проговаривается  в  ходе конфликтного  взаимодействия.  Внешняя   позиция   проявляется   в   речевом поведении  конфликтующих,  она  отражается  в  их  мнениях,  точках  зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте  людей необходимо,  чтобы  увидеть  за  внешним  и  ситуативным  –   внутреннее   и существенное.

Оппоненты  и  объект   конфликта,   со   всеми   их   отношениями   и характеристиками,   составляют   конфликтную   ситуацию,   которая    всегда предшествует собственно конфликту  и  может  существовать  задолго  до   его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из  конфликтной  ситуации  вырос  конфликт,  должен  возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект.  При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет  (конфликт иллюзорен).  Либо,  напротив,  конфликтная  ситуация    может   существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться:  в  нем может происходить (преднамеренно или стихийно)  подмена  объекта  конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом).  Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так,  как  ему хочется). Все эти реальные и  воображаемые  изменения  сути  конфликта  надо учитывать.

Динамика   конфликта   складывается   из   трех   основных    стадий: предконфликтная (нарастание), конфликтная  (реализация)  и  послеконфликтная (затухание).

 

6 Этапы протекания конфликта  

1. Предконфликтная  ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно  конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)

Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение  конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта; острота конфликта; длительность конфликта; последствия конфликта.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

    • во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
    • стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
    • стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
    • участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;
    • все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.

 Компромисс  представляет собой такой способ  разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

4. Послеконфликтная  стадия

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

 

7 Функции социальных конфликтов

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть  проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому -  увидеть  в них потенциальный прогресс.  То  есть,  конфликты  как  неотъемлемый  момент социального бытия могут выполнять две функции:  позитивную  (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому,  как  считают  многие  исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или  предотвратить  конфликт,  а  в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность  конфликта  выполнять  конструктивную  роль связывается с  тем,  что  конфликт  предотвращает  «застой»  и  «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности  и  стимулирует  их  движение вперед.  Кроме  того,  поскольку  основой  возникновения  всякого  конфликта является отрицание предшествующих  отношений  между  сторонами,  способствуя созданию  новых  условий,  конфликт  одновременно  выполняет  и   адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного  человека  могут также состоять и  в  том,  что  посредством  него  будет  изжита  внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том,  что  они  часто  служат выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию  конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных  ситуациях,  когда  негативные  взаимоотношения  между людьми контролируемые, и, по крайней мере,  одна  из  сторон  отстаивает  не только личные, но и организационные интересы  в  целом,  конфликты  помогают сплотиться  окружающим,  мобилизовать  волю,  ум  на  решение  принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе. Более  того,  бывают  ситуации,  когда  столкновение  между   членами коллектива,  открытый  и  принципиальный  спор  желательней:  лучше  вовремя предупредить, осудить и  не  допустить  неправильное  поведение  коллеги  по работе, чем попустительствовать  ему,  не  реагировать,  опасаясь  испортить отношения. Как  выразился  М.  Вебер,  "конфликт  очищает".  Такой  конфликт позитивно  влияет  на  структуру,  динамику  и  результативность  социально-психологических процессов и  служащих  источником  самоусовершенствования  и саморазвития личности.

Тем  не  менее,  конфликт  чаще  всего  ассоциируется  с   агрессией, угрозами,  спорами,  враждебностью.   К   негативным   функциям   социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание  взаимодействия  и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности  между  ними по мере уменьшения взаимодействия  и  общения.  Частым  явлением  становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях  - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет  приоритеты,  что  ставит  под  угрозу истинные интересы сторон, препятствует  осуществлению  перемен  и  внедрению нового.   Кроме   того,    прослеживается    повышение    эмоциональной    и психологической  напряженности  в  коллективе,  неудовлетворенность,  плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести  кадров  и  снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт  является  деструктивным  в  том  случае,   если   участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что  что-то  потерпели.  Если же участники удовлетворены  и  что-то  получают  в  результате  конфликта  – конфликт считается продуктивным.

 

 

 

 

 

8 Стили поведения людей в конфликтных ситуациях

При создании конфликтной ситуации  или  начале  развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего  дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

  • степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,
  • уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Каждый человек может в какой-то степени использовать  все  эти  формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои  права,  сотрудничать  для  выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль  предполагает  тенденцию  ухода от   ответственности   за   решение.   Такое   поведение   нельзя    назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к  нарастанию напряженности в коллективе.

Информация о работе Социальный конфликт. Типы социальных конфликтов