Социальный конфликт и социальный консенсус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:33, реферат

Краткое описание

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обра-щение к закону для воздействия на противника, создание каолиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Характеристики социальных конфликтов.

1.1. Этапы протекания конфликта.
1.2. Причины конфликта.
1.3. острота конфликта.
1.4. Длительность конфликта.
1.5. Последствия конфликта.

2. Конфликты в современной России.

2.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях.
2.2. Социально-политические конфликты.
2.3. Социально-экономические конфликты.
2.4. Межнациональные, межэтнические конфликты.

3. Понятие «социальный консенсус»

3.1 Социальный консенсус, как средство разрешения кофликта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.DOC

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное население" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия).

 Особенность  межэтнических конфликтов в России  обусловлена как

различием соотношения  русского и нерусского населения, так  и главным

образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага.

 В ближайшие  годы следует ожидать усиления агрессивно-наступательного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать беженцы-русские из других бывших республик СССР.

 Каждый  конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои

особенности, свои причины. Федеративная организация  государства России является почвой всевозможных конфликтов. Конфликт с Татарстаном уда лось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный. Но вполне ясно, что все существующие и потенциальные межнациональные конфликты могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах. 
 
 

3. Понятие «социальный  консенсус» 

КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ - баланс интересов различных групп и слоев общества, выражающийся в социальном согласии по поводу распределения ресурсов и общественного продукта. Он означает отказ от разрешения противоречий между экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической свободой и экономическим равенством на основе принципа альтернативности «либо-либо». Оптимальное на данном этапе сочетание интересов достигается путем взаимодействия различных типов хозяйств и секторов экономики, использования многообразных форм экономического и социального регулирования. Главным инструментом увязки интересов и реализации консенсуса в индустриально развитых странах на современном этапе выступает государство.

Для достижения консенсуса используется разветвленная  система политических, экономических и социальных институтов и механизмов. Она включает разнообразные формы социального партнерства на различных уровнях экономики и общества: участие работников предприятий в управлении и акционерном капитале, производственное и местное самоуправление, участие мелкого и среднего бизнеса в отраслевых и региональных сетях сотрудничества и др. В ряде стран (Австрии, Швеции, Японии, Германии, Швейцарии, Голландии) особую роль играет система корпоративизма. Она призвана с помощью специальных институтов и процедур согласовывать при посредничестве государства интересы основных социальных партнеров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Одной из главных задач социальной политики России является достижение социальной стабильности на базе общественного консенсуса. Решение этой сложной задачи требует разработки долгосрочной социальной стратегии и проведения последовательной политики в области доходов, занятости, системы социальной защиты населения. Лишь при этих условиях будут созданы предпосылки для социального консенсуса - необходимого условия социально-экономического прогресса страны 

3.1 Социальный консенсус,  как средство разрешения  конфликтов. 

Консенсус (от латинского  /consensus/  -  согласие,  единодушие)  -  состояние

согласия  основных  социальных  сил   относительно   распределения   власти,

ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а  также  поиск  и  принятие

взаимоприемлемых  решений, удовлетворяющих все заинтересованные  стороны.  Он представляет своего рода форму связи граждан между собой  и  с  обществом  в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как  большинства,  так  и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых  прав  личности.  Попытки игнорировать   консенсус   как   метод   решения    спорных    вопросов    в плюралистическом  обществе  неизбежно   порождает   противоборство   сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в  научный  оборот  О.  Контом,  в  сочинениях

которого он имел две трактовки:

     1.  Без  консенсуса  нельзя  мыслить   элементы  системы   в   качестве

        развивающихся, ибо движение предполагает  согласованность.  На  этом

        основании он объявил консенсус  основополагающим моментом социальной статики и динамики.

     2.  Консенсус  -  субъективное  согласование,  т.е.  форма  социальной

        солидарности, особым способом  связывающей человечество  в единый

        коллективный организм - "Великое  существо".

Консенсус как  средство решения конфликтов использовался  в период  буржуазной демократии. Механизм  плюралистического  выбора,  имеющий  ключевое  знание, "сегодня приводит  к консенсусу  в той мере,  в какой мнение  тех,  кто предлагает варианты программ, становится  мнением  некоего  декларированного большинства,  хотя  в   действительности,   как   правило,   это   политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

В    современном    либерально-демократическом     государстве     «консенсус

распространяется  лишь на максимально  гибкие  процедуры  решения  конфликтов внутри   общества.   В   тоталитарном    государстве    требуется    полное, безоговорочное согласие , которое  при  необходимости  внушается  с  помощью соответствующей,  приспособленной    для  этого  пропаганды «В   авторитарном обществе, властьимущие  не  терпят  внешнего   проявления   инакомыслия   в отношении а целей, та и средств политики».

Следовательно,  в любом   государстве   должны   существовать   политические

институты, способные  справиться с конфликтом  и   обладающие  монополией  на законное принуждение. Объективно конфликт и  консенсус  являются  неразрывно связанными в политической  практике  как  неотъемлемые  элементы  социальной системы. Процесс институализации конфликтов   предполагает  три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта,  контроль  за его протеканием, разрешение конфликта.

Современная политическая наука выделяет следующие пути и  методы  управления конфликтами.

    V  стратегические,  ориентированные   на  предупреждение   конфликтов   и

      кризисов на основе научного  прогноза и упреждающего создание правовых,

      политических, экономических и социально-психологических   институтов  и

      условий для стабильного развития  социальной системы.

    V  тактические,  включающие  контроль   и   урегулирование   возникающих

      конфликтов  с использованием  силовых средств по  отношению к   их

      участникам посредствам налаживания  переговорного процесса.

    V оперативные,  которые  предполагают  разовые   действия  по  ограничению

      конфликта и устранению его  последствий.

В   условиях   консенсусной   демократии   стратегические,   тактические   и

оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют  друг друга.

Относительная оценка уровня  консенсуса  в  обществе  может  быть  «дана  на

основе трех различных параметров; во-первых, системы  правил и  регулирующих механизмов  разрешения  конфликтов,  возникающих  внутри  этой  системы;   в третьих, метода разрешения конфликта».

Для либерально  демократического  государства  характерна  демократия,  т.е.

низкий уровень  оппозиции к существующему внутри государства своду  правил  и механизмов разрешения политических конфликтов, что  является  свидетельством легитимности   существующего   государственного   строя    и    стабильности государства; низкий уровень конфликтности относительно существующей  власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности  политических  расхождений  между партиями;  широкие  возможности  создания  коалиции,  наличие   эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

Таким  образом,  полнота  реализации  принципа   консенсуса   и   содержание

консенсусной  демократии обусловлены такими факторами, как  формы  правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и  общественных движений,  исторические,  этнические,  религиозные,  культурные  особенности страны и т.д.

Путь  к  консенсусу  предполагает  сложный  и  длительный   процесс   обмена

требованиями, встречными  предложениями,  которые  обоснованы,  объяснены  с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон,  участвующих  в конфликте.

«Именно таким  образом политические и законодательные  программы  прокладывают путь  к   исполнительным   учреждениям,   законопроекты   проводятся   через законодательные  органы,  административные  нормы,  находят   поддержку   у бюрократии. Проблема поиска соглашений в этих системах обширна и  сложна  не только в силу многообразия интересов  и  идей,  но  и  потому,  что  процесс формирования  и  реализации  политики  открыт  для   различных   влияний   и интересов,  и  правительство   вынуждено   реагировать   на   многочисленные противоречивые требования».

Наиболее   благоприятные   условия   достижения   политического   консенсуса

возникают при  всеобщей  распространенности  норм  приверженности  легитимным процедурам,   идеям   всеобщего   благосостояния,    стремлению    разрешить противоречия  интересов  личности,  этических,  экономических,  религиозных, лингвистических и иных групп. Роль примирения различных  интересов  призваны решать   политические      институты,    законодательные    органы,    суды, коалиционные политические партии, публичные школы. «Гражданское согласие  на основе консенсуса усиливает легитимностный  характер  политической  системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с  гражданским  обществом.

При этом различают  два вида консенсуса: персонифицированный  и  общественный.

Персонифицированный  консенсус  распространяется  на   тех,   кто   занимает

ключевые  позиции  в  государственных  органах  и  общественных  органах   и

принимает  решение,  влияющее  на  жизнедеятельность   людей.   Общественный консенсус предполагает достижение согласия  между  подавляющим  большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.

Консенсусу в  обществе может способствовать система контроля  за  конфликтной ситуацией. Она включает:

    1. Взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы.

    2. привлечение арбитров,  беспристрастный подход  которых конфликтующим сторонам гарантирован.

    3. полное использование существующих или принятых  новых  правовых  норм, административных актов и процедур,  способствующих  сближению  позиций противоборствующих сторон.

    4. готовность к созданию атмосферы делового  партнерства,  доверительных

      отношений на стадии завершения конфликта и в постконфликтный период.

Эти и другие процедуры в зависимости от конкретных условий  используются  по отношению не только к внутренним,  но  и международным конфликтам.

Особое   значение   имеет   консенсус,   в   процессе   принятия    решения.

Последовательность  выработки соглашения может содержать  такие действия,  как выделение объективных критериев для оценки  возможных  решений,  утверждение решений  на  основе  консенсуса  представителями  всех  сторон,   экспертиза решения, внесение дополнений и  поправок,  оформление  итогового  документа, система контроля за исполнением решения и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

 Глубокие  и сложные процессы в современном  российском обществе -

социальный  кризис, трансформация социальной структуры, политические и

духовные  изменения, социальные конфликты - происходят в обществе переходного состояния.

 Современный  кризис российского общества  является одним из самых

глубоких  и продолжительных в нашей  истории.

 Конфликтами  охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических и межнациональных отношений.

 Понимание  их природы, причин возникновения  и развития поможет вы-

работать  правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

 Целостность  Российского государства, стабильность в обществе при-

Информация о работе Социальный конфликт и социальный консенсус