Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:20, реферат
Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.
1. Понятие «Социальный конфликт»
2. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
3. Конфликтный функционализм Льюиса Козера
4. Конфликтология Ральфа Дарендорфа.
5. Список используемой литературы
Содержание
1. Понятие «Социальный конфликт»
2. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
3. Конфликтный функционализм Льюиса Козера
4. Конфликтология Ральфа Дарендорфа.
5. Список используемой литературы
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта. Которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
Так, многие
считают, что общество и отдельные
его элементы развиваются в результате
эволюционных изменений, т.е. в ходе
непрерывного совершенствования и
возникновения более
Другая
же группа ученых признает конструктивное,
полезное содержание всякого конфликта,
так как в результате конфликтов
появляются новые качественные определенности.
По мнению сторонников этой точки
зрения, любой конечный объект социального
мира с момента своего зарождения
несет в себе собственное отрицание,
или собственную гибель. По достижении
определенной границы или меры, в
результате количественного роста
противоречие, несущее отрицание, вступает
в конфликт с существенными
Конструктивный и деструктивный пути конфликта зависят от характеристик его предмета: размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения с другими проблемами, уровня осознанности. Конфликт нарастает, если:
- увеличиваются конкурирующие группы;
- это конфликт по поводу принципов, прав или личностей;
- разрешение конфликта образует значимый прецедент;
- конфликт
воспринимается как выигрышно-
- взгляды и интересы партий не связаны;
- конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат.
Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение
социального конфликта возможно
лишь при изменении конфликтной
ситуации. Это изменение может
принимать разные формы. Но наиболее
эффективным изменением конфликтной
ситуации, позволяющим погасить конфликт,
считается устранение причины конфликта.
При рациональном конфликте устранение
причины с неизбежностью
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Социальный
конфликт может быть также разрешен
в результате истощения ресурсов
сторон или вмешательства третьей
силы, создающей подавляющий перевес
одной из сторон, и, наконец, в результате
полного устранения соперника. Во всех
этих случаях непременно происходит
изменение конфликтной
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями.
Говоря
о социологических теориях
1) концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;
2)конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
3)общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
По К. Боулдингу, сам конфликт заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. К. Боулдинг, однако, отмечал, что все конфликты имеют общие элементы и общие стандарты развития и изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его проявлении.
К. Боулдинг проводил различие непосредственных интересов социальных слоев и групп социалистического общества, в том числе и внутри рабочего класса. Признавая конфликты на базе социальных и имущественных различий, порождаемых в первую очередь распределением по труду, он находил основной конфликт тогдашнего югославского общества в противоречии между силами социалистического самоуправления и антисамоуправленческими силами. Помимо этого конфликта, носящего характер классового антагонизма, в югославском обществе, по его мнению, существовали и иные конфликты, возникающие на базе социалистических общественных отношений. Его соотечественник М. Джилас в работе «Новый класс» источником конфликта при социализме считал привилегированный слой чиновников, создавший новую систему неравенства и деспотизма.
Итак, как видим, основные подходы
к пониманию и объяснению
1. Чем больше
осуществляется условий,
2. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее
а) Чем больше участников конфликта связывают первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у них вызывает
- чем меньше первичные группы, в которых происходит конфликт, тем сильнее его эмоциональный накал
- чем
больше связи между
б) Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально
- чем
больше вторичных отношений,
- чем крупнее вторичные группы, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее
3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт
а) чем больше группы, принимающие участие в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы
- чем
больше различия в
- чем более жесткой (негибкой) является система, в кторой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств
4 Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровнен, тем острее конфликт
а) чем в большей мере группа едина в идеологическом отношении, тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов
- чем выше идеологическое единство группы, тем большее распространение получают в ней ее общие цели тем больше они выходят за пределы личных интересов
- чем
выше идеологическое единство
группы, тем лучше осознаются
конфликты тем дальше они
5 Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
а) чем более жесткой является структурам в которой происходит конфликта тем более вероятное что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами
б) чем больше эмоций вызывает конфликта, тем выше вероятность того что его возникновение связано с самыми существенными ценностями и проблемами
Длительность
конфликта зависит от ясности
целей конфликтных групп
3. Конфликтный функционализм Льюиса Козера.
Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.
В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта: