Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:42, контрольная работа
В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.
Некоторые социологи в
качестве самостоятельных рассматривают
такие виды патронажа, как обслуживание
на дому, уход за недееспособными престарелыми
членами семей в клиниках, уход
за малолетними детьми на дому, а
также институциональный
Этапы технологии социального патронажа
Первый этап - постановка социального диагноза. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.
По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям:
• наличие данных об имеющихся
проблемах, которые следует решать
в первую очередь, что дает возможность
последовательно выполнять
• использование разных
каналов поступления
• адекватность и направленность
на решение тех проблем семьи,
в которых сфокусированы ее основные
трудности (реальная полезность информации;
излишние сведения только мешают объективной
оценке и свидетельствуют о
Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:
• общие сведения о семье и их анализ;
• характеристика межличностных отношений в семье и ее взаимодействия с социальным окружением;
• факторы, определяющие все отношения семьи и их предварительный анализ.
Далее опытные патронажные
работники сосредотачивают
Второй этап - вмешательство патронажной службы в семейную ситуацию. Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.
Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:
• тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям экстремального характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;
• резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
• глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.
Социальное вмешательство
в том виде, в котором оно
используется в практике эффективно
работающих социальных служб, - это
действия, посредством которых
Третий этап - работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения. Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.
Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.
Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
Четвертый этап - проблемный анализ. Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.
Эта стадия патронажа логически
связана с ее первой стадией - постановкой
социального диагноза, но предполагает
гораздо более глубокого
Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.
Особенность этой стадии некоторые
патронажные службы видят в том,
что наряду с анализом здесь осуществляется
и более полная диагностика клиентов,
а также и одновременное
Пятый этап - это рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы. Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.
В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены.
Шестой этап - социальная терапия. Эта стадия заключается в процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.
В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других)
Седьмой этап - оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
Восьмой этап - это помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.
Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.
В технологии социального
патронажа применяются
Список использованной литературы
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160с.
2. Алексеева Л.С., Меновщиков
В.Ю. Сущностные
3. Осипова И.И. Установление
контактов с семьей в процессе
патронажа: методики и
4. Панов А.М. Деятельность
служб социального патронажа
семей и детей в России и
за рубежом//Социальное
5. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.