Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:31, курсовая работа
Патронаж (от фр. рatrоnаgе - покровительство) - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.
1. Определение социального патронажа…………………………………3 стр.
2. Принципы социального патронажа…………………………………3-6 стр.
3. Основные исследователи социального патронажа…………….……..7 стр.
4. Виды (направления) социального патронажа……………………….7-9 стр.
5. Функции социального патронажа…………………………………….10 стр.
6. Этапы технологии социального патронажа…………………….10 – 18стр.
7. Методы, применяемые в технологии социального патронажа…….18 стр.
8. Список использованной литературы……………….………………. 19 стр.
Алексеева Л.С. помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж - периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.
Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.)[1, с. 36].
Функции социального
патронажа
Служба
социального патронажа
• изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
•
комплексное и системное
•
обеспечение последующего социальною
контроля за жизнедеятельностью клиентов
для недопущения рецидивных явлений
асоциального плана[2,
с.51].
Этапы
технологии социального
патронажа
Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.:
• Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
• Вмешательство патронажной службы и с ее помощью - других социальных служб в семейную ситуацию.
• Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.
• Проблемный анализ - совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.
• Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.
• Социальная терапия - непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.
• Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
•
Помощь клиентам в принятии решения
о целесообразности использования
постоянной системы поддержки, иных
путей и средств при
Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.
Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.
Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.
Постановка социального диагноза
В практике патронажных служб, достигающих наибольшего результата в своей деятельности, имеет место серьезная подготовка патронажных работников к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.
Безусловно, сбор информации продолжается и в процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.
По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям:
• наличие данных об имеющихся проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность последовательно выполнять намеченные планы;
• использование разных каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. При этом сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих патронажных работников, они должны быть максимально многоплановыми и разносторонними, а главное - объективными;
• адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, в которых сфокусированы ее основные трудности (реальная полезность информации; излишние сведения только мешают объективной оценке и свидетельствуют о бесполезной трате времени). Исходная информация необходима, но не достаточна для социального диагноза. Его постановка на практике также имеет свои этапы.
Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:
• общие сведения о семье и их анализ;
• характеристика межличностных отношений в семье и ее взаимодействия с социальным окружением;
• факторы, определяющие все отношения семьи и их предварительный анализ.
Далее опытные патронажные работники сосредотачивают внимание на получении ответов на вопросы, помогающие уточнять первичный социальный диагноз, собрать информацию для разработки патронажной программы.
Вмешательство в ситуацию клиентов
Объектами
социального патронажа
Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:
• тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям экстремального характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;
• резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
•
глубокая укорененность семьи в
криминальной, алкогольной, люмпенской
субкультуре, необратимые в принципе
или без квалифицированной
Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.
Изменение мотивации клиентов
Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.
Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.
Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
Проблемный анализ
Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.
Эта
стадия патронажа логически связана
с ее первой стадией - постановкой
социального диагноза, но предполагает
гораздо более глубокого
Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.
Особенность этой стадии некоторые патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.
Установление договорных отношений
После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т. е. заключение договора (или контракта) - формального или неформального, как уже отмечалось выше.
Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.