Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа
Цель работы: изучить социальный портрет современной российской молодежи и то, какие изменения он претерпевает в современном обществе.
Задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание понятия «молодежь»;
- определить социальные аспекты образа жизни молодежи;
- изучить проблемы современной молодежи;
- рассмотреть молодежь в общественных преобразованиях.
По данным, приведенным в таблице 1 видно, что большинство испытуемых затруднились в своем ответе, на поставленный вопрос. Те респонденты, которые все же смогли дать конкретный ответ, в своем большинстве считают, что современная молодежь больше стремится к приобретению денег и богатства – 17%, на втором месте, по их мнению, выступает образование, получение востребованной профессии – 16%, третье место занимает работа, карьера – 13%. Такие показатели как саморазвитие, самореализация, успех – 2%, независимость – 1%, создание семьи – 1%, переезд, эмиграция – 1%, воровство, криминал – 1% имеют наименьшие показатели. Конечно, то, что воровство и криминал имеют один из наименьших показателей, радует, но то, что современная молодежь, по мнению испытуемых, в своем большинстве стремится к обогащению, заставляет задуматься о будущем нашей России. Несомненно, высота показателя такого пункта, как получение образования и востребованной профессии, также связана с желанием у молодого поколения наживы. Все это напрямую связанно с положением в стране, наше государство толкает молодежь к выбору подобных привилегий, так как в стране активно процветает коррупция, и современное поколение наблюдает за тем, как самых высоких статусов в обществе занимают не писатели, ученные и преподаватели, а миллионеры и коррупционеры.
Таблица 2 – Кем чаще всего хотят стать сегодняшние юноши, %
Мужчины 18 – 24 лет |
Женщины 18 – 24 лет | |
Предприниматель, коммерсант |
17 |
23 |
Юрист |
17 |
17 |
Менеджер |
9 |
6 |
Банкир, финансист |
11 |
3 |
Директор, начальник |
10 |
1 |
Экономист |
7 |
9 |
Программист, компьютерщик |
7 |
5 |
Олигарх, богач |
8 |
4 |
Любая хорошо оплачиваемая работа |
6 |
1 |
Чиновник, госслужащий |
1 |
0 |
Политик |
2 |
2 |
Бандит |
2 |
1 |
Военный |
3 |
0 |
Водитель |
2 |
2 |
Работник МВД |
1 |
2 |
Медик |
2 |
4 |
Инженер |
3 |
1 |
Спортсмен |
1 |
0 |
Нефтяник |
1 |
1 |
Другие |
3 |
8 |
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
20 |
25 |
Респондентам задавали вопрос: «Как вы думаете, кем хотят стать сегодняшние юноши?»
Данная таблица показывает нам, что испытуемыми были мужчины и женщины 18 – 24 лет, которые являются самыми яркими представителями современного молодого поколения. Мы видим, что некоторые показатели значительно различны, например, мужчины (11%) в значительно большей степени считают профессию банкира, финансиста более необходимой, нежели женщины (3%), подобная ситуация просматривается и с должностями начальника, директора. Количество мужчин, которые считают, что современные юноши хотят стать начальником, директором равно 10%, женщины же совсем наоборот, думают, что современные молодые люди почти не нуждаются в этих должностях – 1%. Такие показатели объясняются тем, что в современно обществе сложилось мнение о том, что подобные профессии в большей степени подходят для женщин.
Таблица 3 – Кем чаще всего хотят стать сегодняшние девушки, %
Мужчины 18 – 24 лет |
Женщины 18-24 лет | |
Удачное замужество |
14 |
7 |
Модельный бизнес |
13 |
16 |
Юрист |
12 |
9 |
Экономист |
7 |
11 |
Предприниматель, коммерсант |
10 |
8 |
Бухгалтер |
5 |
10 |
Медик |
3 |
9 |
Актриса, певица |
5 |
3 |
Менеджер |
6 |
11 |
Домохозяйка |
1 |
3 |
Парикмахер, косметолог, массажист |
2 |
5 |
Торговый работник |
0 |
6 |
Любая хорошо оплачиваемая работа |
2 |
0 |
Педагог |
1 |
0 |
Директор, начальник |
2 |
2 |
Секретарь |
3 |
0 |
Дизайнер |
0 |
2 |
Психолог |
0 |
2 |
Программист, компьютерщик |
0 |
0 |
Другие |
1 |
4 |
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
36 |
20 |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно отметить следующее: большинство мужчин считают, что современные девушки в своем большинстве хотят удачно выйти замуж – 14%, количество девушек, которые считают так же вдвое меньше – 7%, это объясняется тем, что в нашем обществе закрепилось понятие, что для девушек главное, это удачно выйти замуж. Но современная ситуация в корне изменилась, представительницы женского населения стали намного самостоятельнее, более заинтересованными в удачном карьерном росте, так как в мире явно преобладает имансипация. Так же в таблице видно, что большинство женщин считают, что сегодняшние девушки в большей степени хотят найти себя в модельном бизнесе, это объясняется тем, что в наше время модельный бизнес считается довольно прибыльным занятием.
Итак, можно сделать вывод, что современное молодое поколение в большей степени заинтересованно в финансовом благополучии, обогащении и наживе. Отсюда исходит построение планов на будущее, выбор будущих профессий. Так же сегодняшняя молодежь стала слишком несамостоятельной и неподготовленной к будущей самостоятельной жизни.
Заключение
Социальный облик молодежи формируется через воздействие усвоенных в процессе социализации знаний, норм, ценностей, значимых для общества. В связи с этим образуется определенная целостность формирования социокультурных ориентаций. Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Исследование социального портрета молодежи в соответствии с социокультурной ситуацией в современной России становится наиболее показательным в отражении реального процесса социального развития молодежи.
В современном российском обществе наблюдается трансформация системы социокультурных ориентаций молодежи. Это связанно с процессами трансформации общества. Утрачиваются прежние социальные ориентиры, распадаются традиционные институты социализации молодежи. С одной стороны эти изменения, с одной стороны, повысили степень ответственности молодежи за свое будущее, а с другой стороны показало неготовность большинства молодых людей включиться в новые общественные отношения, а также растерянность перед жизнью в будущем.
В таких условиях развития России социальный облик молодежи детерминирован общественными преобразованиями. В связи с тем, что социальная среда изменилась, молодые люди перестраивают свои планы на жизнь. Этим и обусловлена адаптация молодежи к современным условиям среды.
Как показывают данные социологических исследования, современное молодое поколение в большей степени заинтересованно в финансовом благополучии, обогащении и наживе. Отсюда исходит построение планов на будущее, выбор будущих профессий.
Исследование социального портрета молодежи всегда будет значимо для общества, особенно для переходного общества, с целью определения пути его развития.
Список использованных источников
Информация о работе Социальный портрет современной российской молодежи