Кафедра философии, истории и
политологии
РЕФЕРАТ
на тему «Социальный
прогресс»
Выполнила студентка
группы ….
Преподаватель………
Волгоград -2014г.
Содержание
1.Введение
2.Виды и формы социального
прогресса
3.Общество как динамичная
система
4.Основные концепции общественного
развития
5.Концепция трех волн Элвина
Тоффлера
6.Концепция постиндустриального
общества Дэниела Белла
-Традиционное общество
-Индустриальное общество
-Информационное (постиндустриальное)
общество
7.Формационный подход
-Теория общественно-экономических
формаций
8.Цивилизационный подход
1.Введение
Социа́льный прогре́сс — это поступательное
развитие общества от простого к сложному,
от низших форм социальной организации
к высшим.
Прогресс
не может локализоваться в одной сфере
общественной жизни и неминуемо затрагивает
разные стороны социального бытия, хотя
историки и социологи иногда выделяют
экономический, политический, культурный
прогресс.
Результатом
прогресса являются позитивные изменения
в жизни общества, однако развитие в одной
из сфер жизни может нанести ущерб в другой
сфере. Так, например, развитие производственных
технологий, научно-техническая революция
— результаты экономического и культурного
прогресса, но они истощают природные
ресурсы и создают угрозу глобальных экологических
катастроф.
На современном
этапе развития общества главными критериями
прогресса становятся его гуманистические
параметры и характеристики: средняя продолжительность
жизни, уровень смертности, состояние
здоровья населения, соблюдение прав и
свобод личности, развитие культуры и
образования, создание условий для реализации
способностей человека, степень его материального
и морального комфорта.
Понятию прогресса
противоположно понятие «регресс». Регресс
— это деградация социальной жизни, возврат
к устаревшим структурам и отношениям,
который влечет за собой негативные изменения
в обществе.
Социальное
развитие может приостанавливаться, задерживаться.
Это состояние общества называют стагнацией.
2.Виды и формы
социального прогресса
Социальный
прогресс может быть постепенным (эволюционным,
реформистским) или скачкообразным (революционным).
Революция
— это полное изменение значимых сторон
общественной жизни, затрагивающее основы
существующего социального строя, переход
общества в качественно иное состояние.
Реформа —
это изменение в какой-либо сфере общественной
жизни, частичное усовершенствование,
не уничтожающее основ существующей социальной
структуры и оставляющее власть в руках
прежнего правящего класса. Реформирование
— эволюционный путь развития общества.
Эволюция, в отличие от революции, подразумевает
медленные, постепенные изменения предшествовавшего
состояния. Реформы по своей сути могут
быть прогрессивными и регрессивными
и не всегда ведут к позитивным переменам
в обществе.
Рядовое, однократное
улучшение в какой-либо стороне общественной
жизни, связанное с повышением адаптационных
возможностей социального организма,
называется инновацией.
3.Общество
как динамичная система
Общество
— динамичная саморазвивающаяся система.
В ходе истории меняются социальные институты,
технологии производства, ценностные
установки, стандарты поведения и образ
жизни людей.
В центре общественного
развития стоит человек (в отличие от природы,
в которой действуют стихийные бессознательные
силы). Однако сложная структура социума,
наличие в нем разнообразных подсистем
и компонентов, противоположных интересов
и целей различных людей и групп обусловливают
непредсказуемость, нелинейность социальных
изменений. Поэтому на каждом историческом
этапе существуют различные варианты
развития и модели будущего для данной
человеческой общности.
Если считать
уровень развития производства и совершенствование
технологий главным критерием развития
общества, то следует отметить, что в истории
человечества отчетливо проявляется тенденция
к ускорению социальных изменений. Каждый
последующий этап исторического развития
короче предыдущего.
Вместе с тем
многие стороны общественной жизни, фундаментальные
социальные институты, сохраняют свое
значение, хотя их формы существенно меняются.
На протяжении тысячелетий существуют
такие институты, как производство, семья,
государство, религия. В стремительно
меняющемся современном мире они сохраняют
свое значение.
4.Основные
концепции общественного развития
Поступательные
изменения в человеческом обществе не
могут локализоваться в одной сфере общественной
жизни, они неминуемо затрагивают и материальную,
и духовную жизнь людей. Развитие производительных
сил, нравственной культуры, науки, права
– все это критерии общественного развития.
Это развитие
идет неравномерно на протяжении всей
истории человечества и может быть результатом
как революционных, так и эволюционных
изменений в разных сферах.
Существует
несколько способов классификации обществ.
Можно типологизировать общества по таким
признакам, как язык, наличие или отсутствие
письменности, хозяйство и образ жизни.
Можно принимать в качестве критериев
развития общества усложнение социальной
структуры, рост производительности труда,
тип хозяйственно-экономических отношений,
систему ценностных установок.
Основные
теории общественного развития: концепция
трех волн (Э. Тоффлер), концепция постиндустриального
общества (Д. Белл), формационный подход
(К. Маркс) и цивилизационный подход (А.
Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу).
5.Концепция
трех волн Элвина Тоффлера
Э. Тоффлер
сформулировал идею сменяющих друг друга
волн — стадий общественного развития.
Первая стадия — аграрное общество, основа
его существования — земледелие и собственность
на землю. Вторая стадия — индустриальное
общество, сложившееся в результате научно-технической
революции, урбанизации и утверждения
рыночной экономики. Третья волна — постиндустриальное
общество, сформированное интеллектуальной
революцией. В постиндустриальном обществе
наука превращается в непосредственную
производительную силу, производство
товаров и услуг становится массовым,
а на первый план выдвигается накопление
и распространение знаний.
6.Концепция
постиндустриального общества Дэниела
Белла
Дэниел Белл
предложил считать критерием классификации
обществ развитие технологии и знания.
Ученый выделял
три этапа развития общества:
1) доиндустриальное
(традиционное) общество, основанное на
использовании примитивных орудий труда);
2) индустриальное
общество с развитой промышленностью;
3) постиндустриальное
общество, в котором производственным
ресурсом становятся знания (эту
стадию развития также можно
охарактеризовать как информационное
общество, сущностная черта которого
— возникновение глобального
информационного пространства).
-Традиционное общество
Согласно
концепции Д. Белла, стадия традиционного
общества включает себя историю человечества
от древних цивилизаций до 17 века.
В экономике
традиционного общества господствует
сельское натуральное хозяйство и примитивное
ремесло. Человек приспосабливался к условиям
окружающей среды, используя экстенсивную
технологию и ручные орудия труда. Для
традиционного общества характерны общинная,
корпоративная, условная, государственная
формы собственности.
Структура
социальной сфера традиционного общества
стабильна и неподвижна, социальная мобильность
практически отсутствует, на протяжении
жизни человек остается в пределах одной
и той же социальной группы. Община и семья
— наиболее значимые ячейки общества.
Социальное поведение человека подчинено
устойчивым корпоративным нормам, традициям,
обычаям и верованиям.
В политическом
отношении традиционное общество консервативно,
изменения в нем происходят медленно,
общество диктует личности нормы поведения.
Большое значение
имеет устная традиция, грамотность —
редкое явление.
-Индустриальное общество
Индустриальное
общество существовало и развивалось
на протяжении 17–20 веков.
Экономика
индустриального общества базируется
на использовании машинной техники в производстве.
Также для экономической сферы на этом
этапе развития характерны увеличение
объема основного капитала, разрушение
натуральной замкнутости и повышение
производительности труда в сельском
хозяйстве, замена простого воспроизводства
расширенным, появление и развитие рыночной
экономики. Человек становится все более
независимым от природы и активно использует
в производстве достижения научно-технического
прогресса.
Для общественной
жизни характерны значительная социальная
мобильность населения, урбанизация, сокращение
численности крестьянства, появление
буржуазии и постепенное упрочение ее
позиций на фоне упадка аристократии.
В политической
сфере возрастает роль государства, права
и закона, человек все больше вовлекается
в политическую жизнь в качестве активного
субъекта, постепенно формируется демократический
режим.
Происходит
существенная трансформация системы ценностей:
возрастает роль личности, самостоятельность
индивида внутри социальной группы. Сознание
человека становится светским, рациональным,
частично освобождается от влияния религии.
-Информационное (постиндустриальное)
общество
Информационное,
или постиндустриальное общество формируется
на рубеже 20–21 веков как результат революции
в организации и обработке накопленных
человечеством знаний.
В экономике
возрастает значение сферы услуг, происходит
индивидуализация производства и потребления,
развивается мелкосерийное производство.
В промышленности увеличивается роль
ресурсосберегающих, энергосберегающих,
наукоемких технологий. Развивается система
коммуникаций, происходит компьютеризация
и информатизация разных сфер общества.
В результате
этих изменений возникает глобальное
информационное пространство, которое
обеспечивает эффективное и согласованное
взаимодействие людей во всем мире, их
доступ к накопленным знаниям и общечеловеческому
опыту. Наука и информация играют все большую
роль в духовной сфере общественной жизни.
В социальной
структуре происходит сближение разных
слоев и групп населения, стираются классовые
различия, сокращается разрыв в размерах
доходов, растет удельный вес среднего
класса.
7.Формационный
подход
Карл Маркс
и Фридрих Энгельс — авторы формационного
подхода, который господствовал в советской
науке в течение всего периода ее существования.
Формационный подход отводит решающую
роль в развитии общества материальному
производству и господствующему типу
производственных отношений.
-Теория общественно-экономических формаций
Согласно
теории общественно-экономических формаций,
развитие общества определяется его экономической
сферой, отношениями в процессе материального
производства. Социальное развитие подчиняется
объективным законам, которые носят всеобщий
характер: по мере совершенствования производственных
отношений общество движется к высшим
формам своего существования. История
в свете формационного подхода предстает
как закономерный, внутренне обусловленный,
прогрессивно-поступательный процесс.
Законы социального развития едины для
всех стран и народов, национальная специфика
и своеобразие исторических процессов
не имеют существенного значения.
Основное
понятие формационного подхода — общественно-экономическая
формация. Этот термин обозначает определенную
стадию исторического развития с присущим
ей способом производства, типом экономики
и социально-политическим строем.
Формационный
подход выделяет пять общественно-экономических
формаций человеческого общества: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая
и коммунистическая.
Формационный
подход к истории общества обосновывает
неизбежность перехода от одной общественно-экономической
формации к другой. Движущая сила общественного
развития — постепенное совершенствование
производительных сил, которое влечет
за собой необходимость изменения производственных
отношений.
Производительные
силы — это средства производства и люди,
обладающие производительным опытом,
навыками к труду.
Производственные
отношения — отношения, в которые люди
вступают в процессе материального производства.
Экономика
— базис, основа общества, которая представляет
собой совокупность производительных
сил и производственных отношений. Экономический
базис определяет характер социально-политической
надстройки, которая включает в себя властные
и идеологические отношения и взгляды
(государство, право, политика, философия,
религия, мораль, культура).
В общественном
развитии решающую роль играют народные
массы, которые способствуют установлению
нового социально-экономического строя
в ходе революций.
8.Цивилизационный
подход
Авторы цивилизационного
подхода (А. Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу)
исходили из идеи о том, что исторический
путь каждой цивилизации неповторим, а
прогресс относителен и зависит не только
от материальных факторов, но и от системы
ценностей и мировоззрения, которые господствуют
в конкретном обществе.
Авторы понимали
цивилизацию как определенную ступень
исторического развития, характер которой
определяется не только материальным
производством, но и духовной, культурной,
социальной жизнью. Неповторимый облик
каждой цивилизации формируется специфическим
для нее образом жизни, системой ценностей,
культурными традициями, способами взаимосвязи
с окружающим миром.