Социальный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Рассматривая социальные системы, современные социологи разработали концепции, согласно которым люди не могут рассматриваться в качестве элементной базы общества. Люди, скорее, проживают в этих системах подобно жильцам многоквартирного дома, которые въезжают в квартиры, расположенные на разных его этажах, покидают их, переезжая в другие квартиры, расположенные этажом выше или ниже, или вообще — в другие дома. Взаимное расположение этих квартир (верхние этажи — нижние этажи) никоим образом не изменится от того, кто именно занимает их в данный момент. Хотя, в принципе, конкретные жильцы в период своего обитания в квартире, конечно, могут придать ей свои индивидуальные черты, произведя по своему вкусу ремонт, держа ее в порядке или неисправности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный статус.docx

— 20.91 Кб (Скачать файл)

министерство  образования республики беларусь

УО  «Гродненский государственный  университет им. Я. Купалы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Социология»

на  тему “Социальный статус. Виды статусов. Статусный набор” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Фещенко А. С.

                                                   Специальность: ПГС

                                                   Группа: 2

                                                   Курс: 4

                                                   Форма обучения: дневная 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно

2012

      Рассматривая социальные системы,  современные социологи разработали  концепции, согласно которым люди  не могут рассматриваться в  качестве элементной базы общества. Люди, скорее, проживают в этих  системах подобно жильцам многоквартирного  дома, которые въезжают в квартиры, расположенные на разных его этажах, покидают их, переезжая в другие квартиры, расположенные этажом выше или ниже, или вообще — в другие дома. Взаимное расположение этих квартир (верхние этажи — нижние этажи) никоим образом не изменится от того, кто именно занимает их в данный момент. Хотя, в принципе, конкретные жильцы в период своего обитания в квартире, конечно, могут придать ей свои индивидуальные черты, произведя по своему вкусу ремонт, держа ее в порядке или неисправности. 

      Примерно так же обстоит дело  и с социальными системами.  Они образуются в результате  упорядочивания различных социальных  позиций: одни позиции расположены  в этой системе выше, другие  ниже, третьи располагаются примерно  на одном и том же уровне. Соответственно относятся друг к другу и люди, занимающие эти позиции: к одним они обращаются как к высшим, к другим — как к низшим, к третьим — как к равным. Чем же определяется взаимное расположение этих социальных позиций? Ответ на этот вопрос, по сути дела, содержится в самом переводе термина status — это, по-латыни, правовое положение. Другими словами, статус человека — это совокупность его прав и обязанностей по отношению к другим людям, обладающим иными статусами. Обратим внимание на двойственность этой связи: мои права в отношении другого человека оборачиваются его обязанностями по отношению ко мне, и наоборот. 

      Вряд ли можно считать наиболее  общим и исчерпывающим такое  определение статуса, которое  дает, к примеру, В. Сапов: «положение  личности, занимаемое в обществе  в соответствии с возрастом,  полом, происхождением, профессией, семейным положением». Нам думается, что перечисление всего, «в  соответствии с чем» определяется  тот или иной статус, вообще  неуместно: человек имеет свой  отдельный статус в каждой  социальной сфере жизнедеятельности,  к которой он причастен (более  того, сам этот «набор» непрерывно  изменяется на протяжении его  жизни). Мы изменяем свой статус  даже в течение одного дня.  Проснувшись, мы идем завтракать  со своими родителями, находясь  в статусе сына или дочери; выйдя на улицу, мы вплоть  до автобусной остановки сохраняем  за собой статус пешехода; сев в автобус, приобретаем статус пассажира; войдя в двери своего института, вплоть до окончания занятий остаемся в статусе студента... Словом, всякий раз, когда мы оказываемся в составе какой-то общности людей, объединенных общими целями и совместной деятельностью, мы приобретаем определенный статус (точнее, нас наделяют им окружающие). 

      Совокупность всех статусов, характеризующих  на данный момент личностные  и социальные позиции одного  и того же человека, называется  статусным набором. Можно считать,  что именно сочетание, комбинация  всех прав и обязанностей в  известной мере характеризует  индивидуальность человека, его  неповторимое место в системе  общественных отношений. Однако  всякий раз любой конкретный  статус в любой сфере жизнедеятельности и в каждой из общностей характеризуется определенными правами и определенными обязанностями. В контексте данного вопроса представляется более приемлемым дать, определение, которое отталкивается от дефиниции Н. Смелзера: статусом называется позиция человека в большой или малой социальной группе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других, сопряженных социальных позиций. (Смысл понятия «сопряженные» в данном контексте приобретет более четкие очертания при рассмотрении понятия социальных институтов, о чем мы будем говорить позже.) 

      Отметим два важных момента,  связанных с понятием социального  статуса. 

      Во-первых, совокупность всех статусов  в любом обществе организована  в иерархические ряды. Другими  словами, статусы находятся в  соподчиненности друг другу, а  значит, соотношение их, как правило,  выражается в понятиях «выше-ниже».  Статусы, как правило, не равны  друг другу и отражают неравенство  людей. 

      Во-вторых, понятие статуса всегда  относительно. Понятие статуса неприменимо  к человеку, пока он находится  один, сам по себе, вне связи  с другими людьми. Для того  чтобы это понятие обрело смысл,  требуются, по меньшей мере, два человека, статус одного из которых неизбежно будет отличаться от статуса другого. 

    Виды (классификации) статусов: 

    Статусы, определяемые положением индивида в  группе: 

    1) социальный статус – положение  человека в обществе, которое  он занимает как представитель  большой социальной группы (профессии,  класса, национальности, пола, возраста, религии). 

    2) Личный статус – положение,  которое человек занимает в  малой группе, в зависимости от  того, как он оценивается по  своим индивидуальным качествам.  

      Личный статус играет первенствующую  роль среди знакомых людей.  Для знакомых людей важны не  характеристики, где вы работаете  и ваше социальное положение, а ваши личные качества. 

    3) Главный статус – статус, по  которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг  знакомых, манеру поведения, с  которым человека идентифицируют  другие люди или с которым  он сам себя идентифицирует. Чаще всего этот статус — особенно в современных обществах — связан с экономической, политической и профессиональной деятельностью. Но не только. В расово-сегрегированном обществе, например, главный статуc может определяться цветом кожи. В теократическом государств чрезвычайно важно вероисповедание, а также та позиция, которую занимает человек в церковной иерархии. Главный статус обычно определяет весь образ жизни человека, круг его общения, престиж в глазах окружающих и те жизненные шансы, которыми он располагает. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.  

    Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным  является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.  

      Какие-то статусы мы приобретаем  от рождения — та же самая  раса, принадлежность к определенной  национальной общности, наконец,  статус сына или дочери. Такие  статусы называются приписанными, или аскриптивными. Это понятие  — «аскрипция» (или дословно  — приписывание) означает, что определенные  качества индивидов заданы в  большей степени тем положением, в котором эти индивиды рождены  (и над которым они фактически  не имеют контроля), нежели их  собственными достижениями. Приписанные  статусы особенно важны в традиционных  — кастовых и сословных —  обществах, где человек рождался  принцем или нищим, т. е. мог  при появлении на свет получать  принадлежность к очень высокой  или очень низкой статусной  группе. Получение аскриптивного  статуса — по определению —  не зависит от самого человека, его желаний и действий. 

      Следует отметить, что аскриптивный  статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными, строго говоря, могут  считаться только три социальных  статуса: пол, раса, национальность. Это ситуация, в которой социальное  положение определяется исключительно  биологическими факторами. Вплоть  до самого последнего времени  изменить их было в принципе  невозможно. Однако в связи с  последними достижениями медицины  выяснилось, что в результате  серии чрезвычайно сложных хирургических  операций оказывается возможным  изменить не только цвет кожи (и специфические черты лица, определяемые  расовой принадлежностью), но и  пол. Так что вопрос о прирожденности  этих статусов также приобретает  некоторую неопределенность. 

      Определенным набором статусов  обладает система родства. Причем  только часть этих статусов  являются аскриптивными — т.  е. теми, что выражают ту или  иную степень кровного родства  (отец, мать, сын, дочь, брат, племянник,  кузен и т. п.). Целый ряд родственных  статусов - являются приобретаемыми. Так, женившись, мужчина приобретает  не только статус мужа собственной  жены, но и получает в родственники  всю ее кровную родню. 

      Вообще, большую часть статусов  из своего статусного набора  человек, конечно, завоевывает,  прилагая к этому какие-то усилия. Такие статусы именуются достигаемыми (или приобретенными). Исторический  анализ жизнедеятельности обществ,  находящихся на различных уровнях  развития, показывает, что в статусных наборах членов традиционных социумов преобладают аскриптивные статусы, а по мере развития обществ повышается удельный вес достигаемых. Это отражает рост общей социальной мобильности. 

      Признание со стороны окружающих  обладания человеком тем или  иным статусом (иногда даже отождествление  его личности с этим статусом) называется идентичностью. При  этом независимо от того, получена  ли идентичность от рождения  или же достигнута в результате  затраченных усилий, она в любом  случае усваивается индивидом  через процесс взаимодействия  с другими людьми, окружающими  его. Именно другие идентифицируют  его особым образом. Только  если идентичность подтверждена  другими, она становится реальной  для самого индивида, считающего, что он обладает ею. Другими  словами, идентичность — это  продукт взаимодействия идентификации  и самоидентификации. 

    Как уже говорилось ранее следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус — это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус — это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный — позиция, занимаемая им в большой социальной общности. Социальный статус носит в значительной степени безличный (формальный) характер, тогда как личный статус всегда подчеркивает индивидуальные качества человека. 

      Различие социального и личностного  статуса всегда отчетливо просматривается  в степени авторитета и влияния,  которыми обладает человек в  структуре коллектива той формальной  или неформальной организации,  к которой он принадлежит. И,  конечно же, личностный статус  является в гораздо большей  степени достигаемым, нежели социальный (за исключением, может быть, того  особого статуса, которым мы  наделяем своих близких родственников). 

      И точно так же, как каждый  из нас обладает целым набором  социальных статусов, наша жизнедеятельность  характеризуется и определенным  комплексом статусов личных. Это  связано с тем, что на протяжении  своей жизни мы одновременно  (точнее попеременно) принимаем участие в жизни множества малых групп своих семей, компаний друзей, учебных и производственных коллективов, спортивных команд. При этом в каждой из них у нас устанавливается свой особый личностный статус - высокий, средний или низкий. 

      Мы уже говорили, что социальные  статусы — это что-то вроде  пустых ячеек. Люди, которые заполняют  эти ячейки, неизбежно привносят  в них свою индивидуальность. В конце концов, любые права  и любые обязанности можно  соблюдать с большей или меньшей  степенью добросовестности или  охоты. Другими словами, прочность  социального статуса в какой-то  степени нередко зависит от  личного статуса человека. Но  и личный статус в немалой  степени определяется уровнем  статуса социального. 


Информация о работе Социальный статус