министерство
образования республики
беларусь
УО
«Гродненский государственный
университет им. Я.
Купалы»
Реферат
по
дисциплине «Социология»
на
тему “Социальный статус.
Виды статусов. Статусный
набор”
Фещенко А. С.
Специальность: ПГС
Группа: 2
Курс: 4
Форма обучения: дневная
Гродно
2012
Рассматривая социальные системы,
современные социологи разработали
концепции, согласно которым люди
не могут рассматриваться в
качестве элементной базы общества.
Люди, скорее, проживают в этих
системах подобно жильцам многоквартирного
дома, которые въезжают в квартиры,
расположенные на разных его этажах,
покидают их, переезжая в другие квартиры,
расположенные этажом выше или ниже, или
вообще — в другие дома. Взаимное расположение
этих квартир (верхние этажи — нижние
этажи) никоим образом не изменится от
того, кто именно занимает их в данный
момент. Хотя, в принципе, конкретные жильцы
в период своего обитания в квартире, конечно,
могут придать ей свои индивидуальные
черты, произведя по своему вкусу ремонт,
держа ее в порядке или неисправности.
Примерно так же обстоит дело
и с социальными системами.
Они образуются в результате
упорядочивания различных социальных
позиций: одни позиции расположены
в этой системе выше, другие
ниже, третьи располагаются примерно
на одном и том же уровне.
Соответственно относятся друг к другу
и люди, занимающие эти позиции: к одним
они обращаются как к высшим, к другим
— как к низшим, к третьим — как к равным.
Чем же определяется взаимное расположение
этих социальных позиций? Ответ на этот
вопрос, по сути дела, содержится в самом
переводе термина status — это, по-латыни,
правовое положение. Другими словами,
статус человека — это совокупность его
прав и обязанностей по отношению к другим
людям, обладающим иными статусами. Обратим
внимание на двойственность этой связи:
мои права в отношении другого человека
оборачиваются его обязанностями по отношению
ко мне, и наоборот.
Вряд ли можно считать наиболее
общим и исчерпывающим такое
определение статуса, которое
дает, к примеру, В. Сапов: «положение
личности, занимаемое в обществе
в соответствии с возрастом,
полом, происхождением, профессией,
семейным положением». Нам думается,
что перечисление всего, «в
соответствии с чем» определяется
тот или иной статус, вообще
неуместно: человек имеет свой
отдельный статус в каждой
социальной сфере жизнедеятельности,
к которой он причастен (более
того, сам этот «набор» непрерывно
изменяется на протяжении его
жизни). Мы изменяем свой статус
даже в течение одного дня.
Проснувшись, мы идем завтракать
со своими родителями, находясь
в статусе сына или дочери;
выйдя на улицу, мы вплоть
до автобусной остановки сохраняем
за собой статус пешехода; сев в автобус,
приобретаем статус пассажира; войдя в
двери своего института, вплоть до окончания
занятий остаемся в статусе студента...
Словом, всякий раз, когда мы оказываемся
в составе какой-то общности людей, объединенных
общими целями и совместной деятельностью,
мы приобретаем определенный статус (точнее,
нас наделяют им окружающие).
Совокупность всех статусов, характеризующих
на данный момент личностные
и социальные позиции одного
и того же человека, называется
статусным набором. Можно считать,
что именно сочетание, комбинация
всех прав и обязанностей в
известной мере характеризует
индивидуальность человека, его
неповторимое место в системе
общественных отношений. Однако
всякий раз любой конкретный
статус в любой сфере жизнедеятельности
и в каждой из общностей характеризуется
определенными правами и определенными
обязанностями. В контексте данного вопроса
представляется более приемлемым дать,
определение, которое отталкивается от
дефиниции Н. Смелзера: статусом называется
позиция человека в большой или малой
социальной группе, определяемая его правами
и обязанностями в отношении других, сопряженных
социальных позиций. (Смысл понятия «сопряженные»
в данном контексте приобретет более четкие
очертания при рассмотрении понятия социальных
институтов, о чем мы будем говорить позже.)
Отметим два важных момента,
связанных с понятием социального
статуса.
Во-первых, совокупность всех статусов
в любом обществе организована
в иерархические ряды. Другими
словами, статусы находятся в
соподчиненности друг другу, а
значит, соотношение их, как правило,
выражается в понятиях «выше-ниже».
Статусы, как правило, не равны
друг другу и отражают неравенство
людей.
Во-вторых, понятие статуса всегда
относительно. Понятие статуса неприменимо
к человеку, пока он находится
один, сам по себе, вне связи
с другими людьми. Для того
чтобы это понятие обрело смысл,
требуются, по меньшей мере, два человека,
статус одного из которых неизбежно будет
отличаться от статуса другого.
Виды
(классификации) статусов:
Статусы,
определяемые положением индивида в
группе:
1)
социальный статус – положение
человека в обществе, которое
он занимает как представитель
большой социальной группы (профессии,
класса, национальности, пола, возраста,
религии).
2)
Личный статус – положение,
которое человек занимает в
малой группе, в зависимости от
того, как он оценивается по
своим индивидуальным качествам.
Личный статус играет первенствующую
роль среди знакомых людей.
Для знакомых людей важны не
характеристики, где вы работаете
и ваше социальное положение, а ваши
личные качества.
3)
Главный статус – статус, по
которому индивида выделяют окружающие,
определяет стиль жизни, круг
знакомых, манеру поведения, с
которым человека идентифицируют
другие люди или с которым
он сам себя идентифицирует. Чаще
всего этот статус — особенно в современных
обществах — связан с экономической, политической
и профессиональной деятельностью. Но
не только. В расово-сегрегированном обществе,
например, главный статуc может определяться
цветом кожи. В теократическом государств
чрезвычайно важно вероисповедание, а
также та позиция, которую занимает человек
в церковной иерархии. Главный статус
обычно определяет весь образ жизни человека,
круг его общения, престиж в глазах окружающих
и те жизненные шансы, которыми он располагает.
Для мужчин чаще всего – статус, связанный
с работой, профессией, для женщин – домохозяйка,
мать. Хотя возможны и иные варианты.
Главный
статус относителен: он не связан однозначно
с полом, профессией, расой. Главным
является статус, который определяет
стиль и образ жизни, круг знакомых,
манеру поведения.
Какие-то статусы мы приобретаем
от рождения — та же самая
раса, принадлежность к определенной
национальной общности, наконец,
статус сына или дочери. Такие
статусы называются приписанными,
или аскриптивными. Это понятие
— «аскрипция» (или дословно
— приписывание) означает, что определенные
качества индивидов заданы в
большей степени тем положением,
в котором эти индивиды рождены
(и над которым они фактически
не имеют контроля), нежели их
собственными достижениями. Приписанные
статусы особенно важны в традиционных
— кастовых и сословных —
обществах, где человек рождался
принцем или нищим, т. е. мог
при появлении на свет получать
принадлежность к очень высокой
или очень низкой статусной
группе. Получение аскриптивного
статуса — по определению —
не зависит от самого человека,
его желаний и действий.
Следует отметить, что аскриптивный
статус не совпадает с прирожденным.
Прирожденными, строго говоря, могут
считаться только три социальных
статуса: пол, раса, национальность.
Это ситуация, в которой социальное
положение определяется исключительно
биологическими факторами. Вплоть
до самого последнего времени
изменить их было в принципе
невозможно. Однако в связи с
последними достижениями медицины
выяснилось, что в результате
серии чрезвычайно сложных хирургических
операций оказывается возможным
изменить не только цвет кожи
(и специфические черты лица, определяемые
расовой принадлежностью), но и
пол. Так что вопрос о прирожденности
этих статусов также приобретает
некоторую неопределенность.
Определенным набором статусов
обладает система родства. Причем
только часть этих статусов
являются аскриптивными — т.
е. теми, что выражают ту или
иную степень кровного родства
(отец, мать, сын, дочь, брат, племянник,
кузен и т. п.). Целый ряд родственных
статусов - являются приобретаемыми.
Так, женившись, мужчина приобретает
не только статус мужа собственной
жены, но и получает в родственники
всю ее кровную родню.
Вообще, большую часть статусов
из своего статусного набора
человек, конечно, завоевывает,
прилагая к этому какие-то усилия.
Такие статусы именуются достигаемыми
(или приобретенными). Исторический
анализ жизнедеятельности обществ,
находящихся на различных уровнях
развития, показывает, что в статусных
наборах членов традиционных социумов
преобладают аскриптивные статусы, а по
мере развития обществ повышается удельный
вес достигаемых. Это отражает рост общей
социальной мобильности.
Признание со стороны окружающих
обладания человеком тем или
иным статусом (иногда даже отождествление
его личности с этим статусом)
называется идентичностью. При
этом независимо от того, получена
ли идентичность от рождения
или же достигнута в результате
затраченных усилий, она в любом
случае усваивается индивидом
через процесс взаимодействия
с другими людьми, окружающими
его. Именно другие идентифицируют
его особым образом. Только
если идентичность подтверждена
другими, она становится реальной
для самого индивида, считающего,
что он обладает ею. Другими
словами, идентичность — это
продукт взаимодействия идентификации
и самоидентификации.
Как
уже говорилось ранее следует различать
социальные и личные статусы одного и
того же человека. Личный статус — это
позиция, занимаемая человеком в его непосредственном
окружении, оценка, которую дают ему его
родственники, коллеги, друзья. Различные
люди, обладающие одинаковым социальным
статусом, могут иметь разные личные статусы,
и наоборот. Можно было бы провести и такое
различие: личный статус — это положение,
которое человек занимает в малой (как
правило, первичной) группе, а социальный
— позиция, занимаемая им в большой социальной
общности. Социальный статус носит в значительной
степени безличный (формальный) характер,
тогда как личный статус всегда подчеркивает
индивидуальные качества человека.
Различие социального и личностного
статуса всегда отчетливо просматривается
в степени авторитета и влияния,
которыми обладает человек в
структуре коллектива той формальной
или неформальной организации,
к которой он принадлежит. И,
конечно же, личностный статус
является в гораздо большей
степени достигаемым, нежели социальный
(за исключением, может быть, того
особого статуса, которым мы
наделяем своих близких родственников).
И точно так же, как каждый
из нас обладает целым набором
социальных статусов, наша жизнедеятельность
характеризуется и определенным
комплексом статусов личных. Это
связано с тем, что на протяжении
своей жизни мы одновременно
(точнее попеременно) принимаем участие
в жизни множества малых групп своих семей,
компаний друзей, учебных и производственных
коллективов, спортивных команд. При этом
в каждой из них у нас устанавливается
свой особый личностный статус - высокий,
средний или низкий.
Мы уже говорили, что социальные
статусы — это что-то вроде
пустых ячеек. Люди, которые заполняют
эти ячейки, неизбежно привносят
в них свою индивидуальность.
В конце концов, любые права
и любые обязанности можно
соблюдать с большей или меньшей
степенью добросовестности или
охоты. Другими словами, прочность
социального статуса в какой-то
степени нередко зависит от
личного статуса человека. Но
и личный статус в немалой
степени определяется уровнем
статуса социального.