Социальный эксперемент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

Социальный эксперимент принадлежит к двум сферам:
- науки, исследующей различные социальные подсистемы (экономическая наука, педагогика, социальная психология и др.);
- социального управления, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Эксперимент социальный.docx

— 24.90 Кб (Скачать файл)

Эксперимент социальный – (англ. experiment social; нем. Experiment soziales) метод научного познания соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

Общая логика социального эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на нее  определенными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя.

В науке социальный эксперимент впервые начал применяться в 20-х гг. XX века при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологических и экономических проблем труда в небольших производств, коллективах. В настоящее время социальный эксперимент широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования и др.

По специфике исследовательской  задачи, поставленной в социальном эксперименте, различаются научно – исследовательские и практические эксперименты, эксперименты научного характера, например методический эксперимент о пригодности такой-то методики. Практические эксперименты решают задачи по управлению общественными процессами. 

Поэтому социальный эксперимент принадлежит к двум сферам:

- науки, исследующей различные социальные подсистемы (экономическая наука, педагогика, социальная психология и др.);

- социального управления, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.

Познавательская функция социального эксперимента состоит в том, чтобы в случае отсутствия теории поведения того или иного класса социальных объектов накапливать эмпирические данные об этом поведении путем проверки исходных гипотетических представлений. Эта функция социального эксперимента в принципе не отличается от аналогичной функции любого научного эксперимента вообще. Специфика социального эксперимента лишь в том, что познавательные задачи решаются в ходе управления социальным объектом. Соответственно управленческая деятельность, осуществляемая в ходе социального эксперимента, отличается от «обычной» практики социального управления тем, что подчинена цели решения познавательских задач. Например, если необходимо выяснить различия в приживаемости переселенцев в зависимости от «единицы» расселения (т.е. вливаются ли в места поселения отд. семьи, соседская община, бригада колхоза, целый поселок), то необходимо получить реальные типы таких расселений. Но реальное многообразие «единиц» переселения и расселения диктуется тем, какие именно из возможных форм интересуют исследователя.

Социальный эксперимент  жестко связан с управлением социальными объектами и поэтому для его проведения существует больше ограничений, чем при экспериментировании с природными и техническими объектами. В качестве ограничений выступают не только методы изучения данного объекта, но и требования, связанные с возможностью отрицательных последствий и трудностями создания множества вариантов экспериментальных ситуаций. Так, перевод объекта в новые состояния не должен нарушать его функционирования, а также способствовать его оптимизации, возможные отрицательные последствия должны быть в принципе обратимыми; потери от них должны быть минимальными; на доэкспериментальной стадии необходимо сравнить и отобрать из ряда однотипных схем организации объекта, предназначенных для экспериментального изучения, минимальное число или даже одну, которая теоретически представляется оптимальной социальный эксперимент имеет сложную структуру, которая включает в себя:

1) постановку задачи;

2) построение предмета  экспериментального исследования;

3) разработку программы  проведения эксперимента, включающую 

а) разработку методики (построение схемы связей экспериментальных  и контрольных объектов и их распределения  в пространстве и времени, необходимой  для получения чистого и репрезентативного результата);

б) построение плана создания экспериментальной ситуации (выбор  объектов, определение последовательности намечаемых экспериментом процедур),

4) реализация программы:

а) создание экспериментальной  ситуации на реальных объектах;

б) наблюдение и контроль;

5) анализ результата, включая выделение тех его сторон, которые имеют непосредственно-практическое и только познавательное (в данное время) значение.

По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперимент. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная. Они должны быть близки по условиям и характеру деятельности, идентичны по всем контрольным характеристикам, кроме одной — экспериментальной. Характеристики  контрольной группы остаются постоянными в течение всего экспериментального периода, а в экспериментальной группе проводится эксперимент, т. е. на нее воздействует то условие (независимая переменная), действие которой проверяется. После проведения эксперимента сопоставляют результаты контрольной и экспериментальной групп. Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее состояние перед введением экспериментальной независимой переменной) и экспериментальной (ее состояние после эксперимента).

По характеру экспериментальной ситуации различают:

- «полевые» (объект находится в естественных условиях своего функционирования — «полем» может быть цех, школа, город и т. п.);

- лабораторные эксперименты (объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно). 

В зависимости от направленности деятельности во времени выделяют социальные эксперименты:

а) проективные — от настоящего к будущему;

б) ex post facto (эксперименты «задним числом») — от момента времени в прошлом к настоящему.

Среди проективных выделяют активные (экспериментальная переменная вводится исследователем) и пассивные эксперименты (исследователь ищет в естественно складывающейся ситуации такое положение, когда предполагаемая причина, независимая переменная начинает свое действие).

Технология социального эксперимента

В ряду социальных технологий технология социального эксперимента занимает особое место в силу, во-первых, сложности  и значимости, и, во-вторых, явно недостаточной  разработанности. Несомненно сказывается и отсутствие на нее социального заказа, хотя социальный эксперимент мог бы стать фактором снижения риска при принятии управленческих решений.

Технология социального эксперимента получила свое осмысление в социологической  науке, прежде всего благодаря которой, как мы уже отметили, и сохранился социальный эксперимент в сознании ученых и людей, читающих их научные  труды. Логика экспериментального анализа, предложенная Дж. Стюартом Миллем в XIX веке, по-прежнему в арсенале социологической технологии: устанавливается связь между двумя (или больше) рядами событий (гипотетические причины) и с событием как возможным следствием причинных факторов. И хоть известны сомнения самого Милля о возможности научного экспериментирования в социальной области из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, современные социологи оптимизма не теряют.

На основе гипотетической модели изучаемое  социальное явление описывается  как система переменных, среди  которых выделяется независимая  переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором  и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений  в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но так как их влияние в данном эксперименте не исследуется, оно должно быть нейтрализовано (изолировано или поддержано константным).

План эксперимента (логическая схема построения эксперимента) обычно включает:

  • образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп
  • создание или поиск определенной ситуации;
  • изложение и сравнение зависимой переменной до и после введения экспериментального фактора;
  • измерение неэкспериментальных переменных.

Автор считает возможным предложить читателю своеобразную технологическую  матрицу – алгоритм социального эксперимента.

Алгоритм социального эксперимента:

  • Выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение).
  • Разработка концептуальной модели эксперимента:
  • выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной);
  • выделение зависимого фактора (группы следствий);
  • определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы);
  • определение условий эксперимента.
  • Разработка   программы   эксперимента (цель,    задачи,   объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты). 
  • Выбор и подготовка объекта и субъекта эксперимента. (В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная, в последовательном – анализируется одна и та же группа, сначала – в роли контролирующей, затем – экспериментальной; экспериментальный объект подвергается причинным изменениям; контрольный объект (эквивалентный) этим изменениям не подвергается. Лучше иметь несколько контрольных объектов. Выбор рабочей группы и подготовка рабочей группы экспериментаторов.
  • Разработка конкретного плана действий. 
  • Реализация экспериментальной программы (создание экспериментальной ситуации; решение экспериментальных задач; накопление опыта).
  • Измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов).
  • Контроль и корректировка эксперимента.
  • Предварительная оценка итогов эксперимента.
  • Вывод объекта из экспериментальной ситуации.
  • Осмысление  и   теоретическая   интерпретация   итогов  эксперимента (Подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории).
  • Разработка научных рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальный эксперемент