Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 13:10, реферат
Эксперимент социальный – (англ. experiment social; нем. Experiment soziales) метод научного познания социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования .
В науке социальный эксперимент впервые начал применяться в 20-х гг. XX века при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологических и экономических проблем труда в небольших производств, коллективах. В настоящее время социальный эксперимент широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования, что и обуславливает актуальность данной темы.
Введение 3
Возникновение и сущность социального эксперимента 4
Технология, классификация и алгоритм социальных экспериментов 8
Требования к проведению социального эксперимента 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Контрольная работа
по дисциплине:
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
на тему:
«Социальный эксперимент»
Содержание
Введение 3
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Введение
Эксперимент социальный – (англ. experiment social; нем. Experiment soziales) метод научного познания социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования1.
В науке социальный эксперимент впервые начал применяться в 20-х гг. XX века при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологических и экономических проблем труда в небольших производств, коллективах. В настоящее время социальный эксперимент широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования, что и обуславливает актуальность данной темы.
Общая логика социального эксперимента
заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную
Социальный эксперимент проводят для получения нужных выводов или проверки уже имеющихся знаний о социальных явлениях путем искусственного построения ситуаций, т.е. путем специального моделирования социальных явлений.
Целью данной работы является изучение социального эксперимента как одного из важнейших, эффективных социологических методов.
Задачи исследования:
- анализ возникновения и
- рассмотрение основных видов эксперимента;
- изучение требований к
1. Возникновение и сущность
Выражение «социальное экспериментирование» появилось в первой половине XIX в. Французский социолог Огюст Конт применил его в отношении к природным нарушениям социального порядка, таким, как лавины и наводнения. Британские политэкономы Джон Стюарт Милль и Джордж Корнуэл Льюис говорили о правительственном законодательстве как «социальном эксперименте». Конт, Милль и Льюис, однако, отрицали возможность научного эксперимента с людьми. Как об этом писал Льюис, преднамеренное экспериментирование неприменимо к человеку, поскольку означало бы «разрушение его жизни, удар по его чувствам или, по крайней мере, причинение ему беспокойства и наложение ограничений». Выражение «социальный эксперимент» было метафорой, заимствованной из естественных наук для описания тех событий, которые нарушают нормальное состояние дел. Метафора эта означала, что наблюдение нарушающих нормальный порядок событий может пролить свет на естественное состояние общества. При этом ни в коем случае не имелось в виду, что исследователи должны проводить такие разрушительные социальные эксперименты. Таким образом, выражение «социальное экспериментирование» не подразумевало еще никаких специальных методологических правил.
В 1917 г. американский социолог Ф. С. Чейпин опубликовал две статьи, в которых утверждал, что это выражение означает «преднамеренное вмешательство одних людей в группы других людей». Кроме того, социальный эксперимент должен быть научным, т. е. в нем должны варьироваться одни причины при неизменных других факторах. Чейпин, однако, признавал, что пока этого сделать не удалось. Он считал, что и в будущем вряд ли будет возможно контролировать все условия, вроде расовых различий, политических взглядов и жизненных стандартов.
Экспериментальный метод стал использоваться в социальных науках с середины XIX в. Классическая схема социального эксперимента была предложена английским социологом Дж. С. Миллем в 1843 г. и в той или иной мере используется до настоящего времени. Основное назначение эксперимента — проверка теории, точнее гипотез, в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений.
Однако использование эксперимента в качестве метода социального анализа вплоть до 1920-х гг. отрицалось многими учеными (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), поскольку они отрицали саму возможность научного экспериментирования с людьми. Кроме того, считалось, что социальные явления слишком сложны для выявления четких причинных зависимостей.
Как способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации, социальный эксперимент впервые упоминается в XIX в. в связи с деятельностью английского социального утописта Р. Оуэна по созданию опытных коммунистических общин на территории США и Великобритании.
Суть социальных опытов Р. Оуэна и других социалистов-утопистов заключалась в построении социально справедливого общества, основанного на социалистических идеях, на отдельно взятых территориях.
Широко известны социальные эксперименты Ф. Тейлора и Г. Форда, имеющие глобальное значение для дальнейшего развития промышленного производства.
Глобальным социальным экспериментом подобного рода можно считать реализацию проекта диктатуры пролетариата и существование советского государства. Огромный интерес представляет управленческий социальный эксперимент по созданию «советского человека» в первые годы советской власти, включающий принятие срочных мер по ликвидации неграмотности, формированию рабочего класса, распространению профессиональных навыков среди больших групп выходцев из деревни, привитию им норм индустриальной субкультуры и т.д.
Постепенно социальный эксперимент стал рассматриваться во-первых, в научной литературе в качестве метода определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в исследуемых социальных явлениях, во-вторых, как одна из технологий социального управления и способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации.
Социальный эксперимент как метод определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в исследуемых социальных явлениях, в основном создается на принципе сравнения двух и более социальных процессов, отличающихся друг от друга наличием либо отсутствием гипотетических факторов.
Изучаемое социальное явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), управляемая экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений.
Метод проверки гипотез, повышающий чистоту эксперимента, предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Экспериментальной группой называется та группа, к которой применяется изучаемая независимая переменная; контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но остается вне экспериментального воздействия.
Гипотеза считается доказанной, если вследствие воздействия экспериментального фактора в одном из социальных явлений наблюдается изменение, которое в других явлениях отсутствует.
Начиная с 1960-х гг. проводятся многочисленные, в том числе широкомасштабные социальные эксперименты для выяснения эффективности социальной политики, последствий принятия управленческих решений. С помощью социального экспериментирования исследуются последствия введения социальных пособий, экологические проекты, предвыборные кампании, образовательные программы и т.д.
Социальный эксперимент в социологии должен осуществляться с учетом правовых и нравственных норм общества, ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля за ходом процедур и возможности повторения эксперимента. Кроме того, требуется достичь внутренней и внешней валидности эксперимента — уверенности в том, что именно изучаемый фактор является причиной регистрируемого изменения, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичных условий.
Социальный эксперимент предполагает:
К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов (идейных общин), живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).
Известные социальные эксперименты:
2. Технология, классификация и алгоритм социальных экспериментов
Технология социального эксперимента занимает особое место наряду с другими экспериментами в силу, во-первых, сложности и значимости, и, во-вторых, явно недостаточной разработанности. Несомненно, сказывается и отсутствие на нее социального заказа, хотя социальный эксперимент мог бы стать фактором снижения риска при принятии управленческих решений.
Логика экспериментального анализа, предложенная Дж. Стюартом Миллем в XIX веке, по-прежнему в арсенале социологической технологии: устанавливается связь между двумя (или больше) рядами событий (гипотетические причины) и с событием как возможным следствием причинных факторов. И хоть известны сомнения самого Милля о возможности научного экспериментирования в социальной области из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, современные социологи оптимизма не теряют.
На основе гипотетической модели изучаемое социальное явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной.
Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но так как их влияние в данном эксперименте не исследуется, оно должно быть нейтрализовано (изолировано или поддержано константным).
План эксперимента (логическая схема построения эксперимента) обычно включает:
Классификация социальных экспериментов может осуществляться по разным основаниям:
- полевые проводятся в реальной социальной ситуации. Объект находится в естественных условиях своего функционирования — «полем» может быть цех, школа, город и т. п.;
- лабораторные эксперименты — объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно.
2) Объектам и предметам исследования — эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.).
3) По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперимент.
- В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная. Они должны быть близки по условиям и характеру деятельности, идентичны по всем контрольным характеристикам, кроме одной — экспериментальной. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего экспериментального периода, а в экспериментальной группе проводится эксперимент, т. е. на нее воздействует то условие (независимая переменная), действие которой проверяется. После проведения эксперимента сопоставляют результаты контрольной и экспериментальной групп.
- Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее состояние перед введением экспериментальной независимой переменной) и экспериментальной (ее состояние после эксперимента).
4) Специфике поставленной задачи — научные социальные эксперименты, направленные на приобретение нового знания, прикладные, имеющие целью получение практического эффекта (решения социальной проблемы, повышения эффективности и прочее).
5) В зависимости от направленности деятельности во времени выделяют социальные эксперименты:
- проективные — от настоящего к будущему. Среди них выделяют активные (экспериментальная переменная вводится исследователем) и пассивные эксперименты (исследователь ищет в естественно складывающейся ситуации такое положение, когда предполагаемая причина, независимая переменная начинает свое действие).
- ex post facto (эксперименты «задним числом») — от момента времени в прошлом к настоящему.
Алгоритм социального эксперимента включает в себя:
1) выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение);
2) разработку концептуальной модели эксперимента, которая предполагает: выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной); выделение зависимого фактора (группы следствий); определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); определение условий эксперимента;