Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:27, реферат
Социальным экспериментом называют способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуа-цию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
1. Введение
2. Социальный эксперимент и его виды
3. Эксперимент в социологии
4. Социальный эксперимент Э. Мэйо
5. Заключение
6. Список литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Факультет философии и социальных наук
Студентки 3 курса
ФФСН БГУ
Отделение социологии З/О
Шапчиц Е.А.
Минск 2013
Содержание
Список литературы
Эксперимент в социологии
Эксперимент как исследовательско-
Во-первых, требуется достичь внутренней валидности эксперимента - уверенности в том, что именно изучаемый фактор, а не к.-л. иной, является причиной зарегистрированного изменения.
Во-вторых, требуется достичь внешней валидности эксперимента - уверенности в том, что полученные выводы можно распространять на внеэксперименталь-ные ситуации, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичн. условий.
Эксперимент основывается на
разработке определенной
Экспериментальное доказательство объяснительной гипотезы основывается на логических схемах, разработанных Д. С. Миллем в 1843 г. В соц. науках наиболее часто применяется метод единственного различения, заключающийся в сравнении двух сложных явлений, отличающихся лишь тем, что в первом из них присутствует некая гипотетическая причина, а в другом она отсутствует. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе вследствие воздействия экспериментального фактора наблюдается определенное изменение, которое во второй системе отсутствует. Сам Милль, а также О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении соц. явлений, считая последние слишком сложными и изменчивыми для выявления четких причинных зависимостей. Поэтому эксперимент как метод эмпирического исследования применялся до 20-х гг. XX в. почти лишь для природных и искусственных объектов.
Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. Как реальные, так и мысленные эксперименты приводятся обычно не на генеральной совокупности объектов исследования, а на модели (соответственно, на натурной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных экспериментов следует различать эксперимент на математической модели, другие приемы экспериментального анализа ранее собранной информации и эксперимент экспостфактум.
По характеру предмета
Выделяются также собственно социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного социального субъекта.
Реальный эксперимент
является всегда проективным, мысленный
- обычно ретроспективным, направленным
в прошлое, - исследователь анализирует инфо
В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. Но выигрыш в обеспечении внутренней валидности эксперимента может означать проигрыш во внешней валидности - с большим трудом добытый "чистый эффект" определенного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от закономерностей реального соц. поведения. В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные.
Активно направленным
является эксперимент, в которо
В естественном
эксперименте воздействие
Социальный эксперимент Э. Мэйо
Классическим примером
успешного осуществления
Не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;
Необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда.
На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.
Огромная теоретическая и
во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;
во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа");
в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;
в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений", сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.