Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:00, контрольная работа
Основная цель контрольной работы состоит в том, чтобы, систематизируя и анализируя накопленный материал, рассмотреть использование экспериментального метода познания в социально-правовой сфере.
Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
- проследить становление и развитие экспериментального метода познания в социально-правовой сфере;
- раскрыть понятие социально-правовой эксперимент;
- рассмотреть общую классификацию эксперимента в социально-правовых исследованиях;
- дать описание чаще всего используемых экспериментальных форм в ходе проведения социально-правовых исследований.
Введение……………………………………………………………….... 3
1. Происхождение и развитие экспериментального метода в социально-правовой сфере …………………………………….………………….5
2. Понятие и классификация социального эксперимента в социально-правовых исследованиях…………..…………………………………..8
3. Применение экспериментального метода в социально-правовой сфере……………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………….……….13
Литература……………………………………………………….…….15
Современное использование социального эксперимента в социальных науках направлено на поиск эффективных техник управления, его результаты рассматриваются как важный фактор снижения риска при принятии управленческих решений.
Главный критерий социального эксперимента — реальное улучшение организации жизнедеятельности людей, управления социальными процессами.
В силу сложности, затратности, неоднозначности результатов и последствий, а также недостаточной разработанности теории и методологии социального эксперимента данная социальная технология в настоящее время не так популярна.
В настоящее время в современной науке предлагается использование виртуальной реальности, виртуальных миров как идеального места для проведения социальных экспериментов в области экономики, здравоохранения, лингвистики, социологии, психологии т.д.
Наиболее распространенной формой социально-правового экспериментирования являются эксперименты, связанные с проверкой эффективности законодательства. Однако было бы неверно недооценивать правовой характер и значение экспериментов, нацеленных на поиск наиболее эффективных форм реализации права. К этому же типу социально-правового экспериментирования относятся, например, организационно-правовые эксперименты, нацеленные на совершенствование организационной структуры правосудия, психолого-правовые эксперименты, направленные на оценку эффективности тех или иных способов правовой пропаганды и т.п.
С точки зрения отраслевого подхода правовые эксперименты используются на практике преимущественно для совершенствования конституционного, муниципального, хозяйственного, трудового, уголовно-исполнительного законодательства. Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил.1
Заключение
Резюмируя изложенное, отметим следующее. |
Экспериментальный метод стал использоваться в социальных науках с середины XIX в. Классическая схема социального эксперимента была предложена английским социологом Дж. С. Миллем в 1843 г. и в той или иной мере используется до настоящего времени. Основное назначение эксперимента — проверка теории, точнее гипотез, в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений. Под социальным экспериментом понимается метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Этот термин обозначает также способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации теории и практики социального управления. Социальный эксперимент предполагает искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику. Классификация социальных экспериментов может осуществляться по разным основаниям: 1) характеру экспериментальной ситуации: выделяют полевые (проводятся в реальной социальной ситуации) и лабораторные (проводятся в искусственно созданных ситуациях) эксперименты; 2) объектам и предметам исследования — эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.); 3) специфике поставленной задачи — научные социальные эксперименты, направленные на приобретение нового знания, прикладные, имеющие целью получение практического эффекта (решения социальной проблемы, повышения эффективности и проч.). Наиболее распространенной формой социально-правового экспериментирования являются эксперименты, связанные с проверкой эффективности законодательства. Однако было бы неверно недооценивать правовой характер и значение экспериментов, нацеленных на поиск наиболее эффективных форм реализации права. К этому же типу социально-правового экспериментирования относятся, например, организационно-правовые эксперименты, нацеленные на совершенствование организационной структуры правосудия, психолого-правовые эксперименты, направленные на оценку эффективности тех или иных способов правовой пропаганды и т.п.
|
Литература:
Азаматов Д.М., Мотин С.В. Становление экспериментального метода в социальных науках // Человек. Общество. Образование. Материалы межвузовской конференции. - Уфа изд-во Башкирского ун-та, 1997.
Кудрявцев В.Н. Качественные методы в социально-правовых исследованиях // Социологические исследования. - 1999. - № 9.
Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. - М., 1987.
Мотин С.В. Социально-правовой эксперимент: становление, понятие, проведение: Лекция. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.
Мотин С.В. Становление и понятие экспериментального метода в социально-правовой сфере // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 1998. - № 2. - С 27-32.
Мотин С.В. Хроника становления экспериментального метода познания в социально-правовой сфере // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 1999. - № 1.
Правовой эксперимент и совершенствование законодательства. / Под ред. В.И. Никитинского и И.С. Самощенко. - М., 1988.
Пригожин А.И. Новые тенденции в социальном экспериментировании // Социальные исследования. - М., 1987.
Социология права / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2012.
1 Азаматов Д.М., Мотин С.В. Становление экспериментального метода в социальных науках // Человек. Общество. Образование. Материалы межвузовской конференции. - Уфа, 1997. - С. 12.
2 Там же. С.12.
3 Там же. С. 14.
1 Мотин С.В. Социально-правовой эксперимент: становление, понятие, проведение: Лекция. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. С. 53.
2 Там же. С.53.
1 Мотин С.В. Хроника становления экспериментального метода познания в социально-правовой сфере // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 1999. - № 1. - С. 40-43.
1 Кудрявцев В.Н. Качественные методы в социально-правовых исследованиях // Социологические исследования. - 1999. - № 9. С.18.
2 Там же. С.18.
1 Социология права / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2012. С. 12.
2 Там же. С.18.
1 Пригожин А.И. Новые тенденции в социальном экспериментировании // Социальные исследования. - М., 1987.
1 Правовой эксперимент и совершенствование законодательства. / Под ред. В.И. Никитинского и И.С. Самощенко. - М., 1988. - С. 12.
Информация о работе Социальный эксперимент как метод социально - правовых исследований