Социокультурная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:28, доклад

Краткое описание

Из предложенных тем курсовой работы наиболее актуальной я посчитала тему «Социокультурная реабилитация инвалидов». Сама проблема социокультурной реабилитации инвалидов содержит в своём названии требования к особому подходу к её решению, а именно, процесс социокультурной реабилитации подразумевает вовлечение инвалидов в активную культурную жизнь общества, что нельзя сделать без установления с ними прямого контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Кабасова К.М..docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

 Из предложенных тем курсовой работы наиболее актуальной я посчитала тему «Социокультурная реабилитация инвалидов». Сама проблема социокультурной реабилитации инвалидов содержит в своём названии требования к особому подходу к её решению, а именно, процесс социокультурной реабилитации подразумевает вовлечение инвалидов в активную культурную жизнь общества, что нельзя сделать без установления с ними прямого контакта. По настоящее время существуют малоисследованные области в кругу ученых, исследовавших социокультурную реабилитацию. Одна из таких проблем – роль общественных организаций в социокультурной реабилитации инвалидов. Данной тематике и посвящена эта работа.

В процессе проведенного исследования было установлено, что в Волгограде и Волгоградской области имеются  практические примеры применения  социокультурных технологий в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

    К сожалению, о социокультурной реабилитации, как об одном из направлений, творческой реабилитации  заговорили совсем недавно. Радует то, что в настоящее время многие учреждения и общественные организации на своих примерах доказывают эффективность применения социокультурных и творческих технологий в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Если тело страдает от болезней, если медицина оказалась бессильной перед недугом, можно спасти душу, изболевшую от насмешек, от отчуждения сверстниками, от бесперспективности. И одно из целебных средств - это занятия творчеством.

«Ты можешь, нужно только верить» - под таким девизом работают государственное учреждение социального  обслуживания «Волгоградский областной  реабилитационный центр для детей  и подростков с ограниченными  возможностями «Вдохновение» и  Межрегиональная общественная организация  детей-инвалидов «Аленький цветочек», раскрывая и развивая при помощи творчества способности и возможности  детей-инвалидов, пропагандируя и  внедряя в своей деятельности идеи социокультурной реабилитации.

Помочь детям-инвалидам  выйти из замкнутого круга жизни, преодолеть страх перед окружающими  и чувство собственной неполноценности  через развитие творческих способностей – задачи, которые решаются путём  проведения фестивалей творчества детей-инвалидов, выставок их работ, концертов с участием победителей фестивалей, создания передач  по радио и телевидению, организации  лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов «Мечта», постоянной индивидуальной работой с детьми.

В основе коррекционной работы МОДИ «Аленький цветочек» заложены идеи социокультурной реабилитации. Проще говоря, развитие ребёнка осуществляется путем привлечения его к творческой деятельности. Ведь давно известно, что творческие технологии, в основе которых лежат различные виды искусства, обладают большими развивающими, обучающими и корректирующими возможностями.

Основными направлениями  деятельности центра являются:

 

1.Реализация мероприятий по социокультурной реабилиации:

    -  проведение  творческих и праздничных мероприятий,  среди которых благотворительные  концерты, тематические мероприятия,  игровые программы, областные  фестивали, конкурсы, соревнования;

    -  реализация  индивидуальных реабилитационных  программ, включающих в себя коррекционных  и анимационные занятия по  различным творческим направлениям:

музыкально-вокальная;

танцевальная;

спортивная деятельность;

занятия по коррекции речи;

занятия по артдизайну и рукоделию;

изучение английского  языка;

Занятия  проводятся педагогами дополнительного образования, имеющих соответствующих квалификацию, специалистами по социальной работе.

2.Осуществление информационно-методической деятельности, в рамках которой:

изучается и распространяется опыт в применении современных методик  реабилитации;

разрабатываются и издаются методические пособия;

проводятся семинары для  специалистов учреждения социального  обслуживания;

оказывается помощь студентам  факультетов «Социальная работа»  в прохождении практики;

оказываются методические и  консультационные услуги по вопросам реабилитации детей инвалидов.

«Аленький цветочек»  распространяет свою деятельность на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 5 до 18 лет.

Организация объединяет:

детей и подростков, имеющих инвалидность,

школьников и студентов - волонтеров,

родителей, воспитывающих  детей с ограниченными возможности,

специалистов  различных видов творчества: режиссеров, художников, музыкантов, актеров, журналистов, хореографов, которые готовы передать свой опыт и любовь к искусству детям.

 

      ГУСО Центр  «Вдохновение» реализует социальные  программы:

«Мечта» - проведение областного специализированного лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов с целью создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция детей-инвалидов в общество.

«За синей  птицей» - проведение областного фестиваля творчества детей-инвалидов с целью их реабилитации средствами искусства в процессе активной творческой деятельности и привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.

«Как взмах  крыла» - проведение межрегионального фестиваля жестовой песни для детей с нарушением слуха с целью их социальной реабилитации и привлечения внимания общественности к проблемам слабослышащих и глухих детей и подростков.

«Пойми меня» - организация занятий по сурдопереводу с целью оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха, социальных учреждений в овладении дактилем и жестовым языком.

Для достижения поставленной цели педагоги «Аленького цветочка»  решают следующие задачи:

максимально информативно ознакомиться с причинами нарушения или  потери слуха;

изучить основы жестовой речи;

сформировать умение общаться с людьми при помощи дактильной или жестовой речи;

создать условия для максимальной интеграции в обществоглухих взрослых и детей;

предоставить юридические  консультации и помощь психологов;

   «Мы вместе» - программа направлена на создание условий для свободного обращения и взаимодействия детей и подростков с ограниченными возможностями с целью развития их коммуникативных навыков путем организации комплекса мероприятий и применения комплексных технологий.

 

Социокультурная реабилитация должна занимать особое место в социальной работе, которая в том числе направлена на организацию специальных услуг для обеспечения психосоциальной гармонии существования человека.

 Особое место в социокультурной реабилитации инвалидов отводится общественным организациям. Они позволяют решить проблемы инвалидов при помощи творчества, учитывая в своей работе приоритеты и интересы ее членов.

Основные недостатки связаны  с отсутствием чёткой регламентации  данного направления социальной работы и как следствие, отсутствие финансовых ресурсов на проведение мероприятий. Проведённые исследования позволили  подтвердить, что деятельность общественных организаций инвалидов способствует повышению уровня эффективности  социокультурной реабилитации инвалидов при условии вовлечения самих инвалидов в активную творческую деятельность.

 


Информация о работе Социокультурная реабилитация инвалидов