Социокультурное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным и др.
Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий.
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое рассматривается как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Содержание

Введение 2-4

1. Основные понятия социокультурного проектирования 5-7

2. Целевое обоснование проекта или программы 7-14

3.Социокультурное проектирование в системе реализации региональной культурной политики 14-19

Заключение 20-21

Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

     Ведущими  средствами культурной политики являются:

  • инфраструктура культуры, включающая: организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение, совокупность организаций и учреждений.
  • материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.
  • социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на: законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; экономические (создание благоприятных материальных условий); идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.); социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).
  • технологии (методы): технология социально-культурного проектирования как механизм разработки и реализации культурной политики; менеджмент и маркетинг социокультурной сферы; Public relations, фандрайзинг, реклама и др.

     Совокупность  этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно широкие  возможности решения задач культурной политики:

  • совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения – обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность;
  • воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы — реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении;
  • задача, связанная с развитием самого искусства, предполагает развитие института меценатства – в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное – в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур. Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ «опредмечивания» этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).

 

      Заключение 

     Преимущества  технологии проектирования по сравнению  с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование:

  • разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами;
  • соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;
  • задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

     Успешность  деятельность специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой  составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В основе деятельности в социально-культурной сферы лежит семантический ряд «ценности – цели – знания – методы».

     Ценности  – это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение  субъекта к объекту. Цели – это  желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания  сути культуры, своей профессии, переживания  сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Знания и методы – это предписания о целях и способах деятельности.

     Социально-культурному  развитию регионов во многом содействует  социокультурное проектирование со стороны государства. 

 

     Список  литературы 

  1. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. – М.: НИИ культуры, 1991.
  2. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., 1995.
  3. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991– №2.
  4. Каган М.С. Философия культуры. – С-Пб., 1996.
  5. Культурная политика России. История и современность. – М.: Мин. культ. РФ, Рос. институт культурологии, 1996.
  6. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. // Учебное пособие. – СПБ, 1996.
  7. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. – М., Рос. институт культурологии, 1993.
  8. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. – М., Рос. институт культурологии, 1993.
  9. Сельвестров В.В. Культура как предмет теории. Культура. Традиции. Образование. – М., Рос. институт культурологии. 1993.
  10. Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса. Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. – М., 1994.

Информация о работе Социокультурное проектирование