Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы (на примере Шегарского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 05:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить психологические особенности подростков склонных к употреблению наркотиков, для использования знаний в работе по профилактике наркомании.
Цель данной дипломной работы предопределила следующие задачи:
формирование теоретических представлений об аспектах профилактики наркомании;
изучение влияния наркомании на личностные особенности подростков

Вложенные файлы: 1 файл

диплом подростки,склонные к наркомании.doc

— 3.86 Мб (Скачать файл)

___________________________________________________________

7. Пятницкая И.Н. Наркомании.- М.: Медицина, 2007 – 169с.

8. http://www.ref.com.ua/sociology/00009184.html

 

 

1.2. Теоретические  аспекты профилактической работы.

 

Главная  задача  профилактической  работы  с несовершеннолетними – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного   социального  развития, обусловленного    различными неблагоприятными факторами   среды,    воспитания,   психобиологическими особенностями.

      Как  известно,   отклоняющимся   асоциальным   поведением,   называют поведение, противоречащее принятым в  обществе  правовым  или  нравственным нормам.

      Отклоняющееся  поведение  –  это  результат  неправильного   развития личности  и неблагоприятной ситуации, в  которой оказался человек. [9]

      Именно  в  подростковом  возрасте   наблюдаются   первые   проявления отклоняющегося  поведения  и  объясняются они  относительно   низким   уровнем интеллектуального   развития,   незавершенностью   процесса    формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения,  зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации. Процессы переходного возраста  предрасполагают  подростка к девиантному поведению,  делают его  особенно   восприимчивым   к   определенным   неблагоприятным воздействиям. Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире - злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития

_________________________________________________________

9. http://www.ref.com.ua/sociology/00009184.html

личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Но это только иллюзия. Употребление подростками  наркотиков приводит их к   преступным уголовно-наказуемым действиям в виде проступков и аморального поведения. Очень важно предотвратить это явление и его распространение, так как оно является социально опасным не только для наркомана, но и для общества в целом. [10]

Для того, и существует социальная профилактика употребления подростками наркотиков. Сам термин "профилактика" (от греческого "предохранительный") обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время - на предотвращение возможных проблем.

           Всё  вышеизложенное,  свидетельствует   о   сложности   проблемы профилактики алкоголизма  и  наркомании,  а  также  о  ряде  заблуждений, бытующих в общественном сознании относительно  этой  проблемы.  Очевидно, что  представление  об  этих  заболеваниях  как   результате   «моральной распущенности», «нравственного падения» и прочих нарушений этических норм мало соответствует действительности,  поскольку  отражает

_________________________________________________________

10. http://www.ref.com.ua/sociology/00009184.html

лишь  одну  из  граней этого многогранного явления. С  другой  стороны,  представление  о  человеке,  злоупотребляющем  алкоголем  или  наркотиками,  только  как  о  больном, которому изначально были свойственны  отклонения  в  психическом развитии, также неверно. [11]

           Еще  более наивно предположение,  что  «корень  зла»  находится  в  самом  алкоголе  или  наркотиках.  Безусловно,  эти   вещества   обладают свойством специфически  воздействовать на психику.  Но  человек  потому  и является человеком, что может сам сознательно делать выбор между реальной жизнью и существованием в мире иллюзий,  вызванных  действием  химических  веществ. Поэтому-то попытки решить  проблему алкоголизма  путем  введения  «сухого»  закона или   ограничения   производства   спиртных   напитков,  искусственного  завышения  их  стоимости  заранее  обречены  на   провал.

   Широкомасштабная противоалкогольная кампания, прошедшая в нашей   стране, запрет  на  выращивание  конопли,  мака,  уничтожение   многих   гектаров дикорастущей конопли —  все  эти  меры  психологически  безграмотны  и  в  лучшем  случае  дают   временный   эффект,   создавая   лишь    видимость  положительных   изменений,   за   которыми    начинаются    отрицательные  последствия проведенных мероприятий. [12]

            Как найти правильный путь  профилактики и преодоления алкоголизма  и наркомании несовершеннолетних?

            В  представлении  широкой  общественности, да  и  ряда  ученых,  наркологов-практиков, педагогов - это профилактика  алкоголизма  и  наркомании  заключается:

-  в  пропаганде  в  научно-популярных  брошюрах  или   лекциях 

медицинских и правовых знаний по этой проблематике;

- в наглядной  агитации в  виде плакатов, буклетов и т. п.;

_________________________________________________________

11. http://referatcollection.ru/52502.html.

12. http://referatcollection.ru/52502.html.

- в  воздействии  на  людей  посредством  кино, телевидения,  других  средств  массовой  информации. [13]

Для  оказания  лечебно-профилактической, медико-социальной и  медико-юридической  помощи  больным наркоманией и токсикоманией существует наркологическая служба.

           Однако,  несмотря  на  большую  работу,  проводимую  медицинскими  учреждениями, правоохранительными и социальными органами по  борьбе  с  алкоголизмом  и  наркоманией, число  злоупотребляющих  психоактивными  веществами  все  же  неуклонно растет.

Типичная   ошибка   антиалкогольного   и   антинаркоманийного  воспитания - отождествление его с  пропагандой. Считается, что чем больше  учителя  будут говорить о вреде алкоголя и  наркотиков,   чаще  проводить лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов на  эту  тематику,  тем  лучше  поставлена в школе работа  по  борьбе  с  алкоголизмом.  Однако  реальное  состояние дел не соответствует такому представлению. И дело не  только  в  том, что пропаганда проводится плохо,  а  в  том,  что  такая  пропаганда  является лишь частью антиалкогольного и антинаркоманийного воспитания.

            С чего же начинать    работу  по   предупреждению  алкоголизма  и наркомании у учащихся? Многие  считают, что начинать ее надо  с самого младшего возраста. Действительно, уже в младших   классах  можно  предсказать,  у  кого  из  детей  в  дальнейшем,  скорее   всего,   может  сформироваться готовность к употреблению психоактивных веществ.

            Основными компонентами этой  работы являются:  изучение  личности  учащихся, особенностей их психического  развития;  изучение  их  семей  с  целью определения типа воспитания  ребенка;  выявление  тех  семей,   где  родители (или  один  из  родителей,  кто-либо  из  других  членов  семьи, проживающий  в  одной  квартире  с   ребенком)  злоупотребляют спиртными  напитками.  [14]       

________________________________________________________

13. http://www.ref.com.ua/sociology/00009184.html

  Нецелесообразно проводить фронтальные беседы  о вреде алкоголя с  младшими  школьниками:  у  детей   до  10—11   лет   и   так   существует отрицательное отношение к спиртному (о чем говорилось выше). Поэтому  для детей, воспитывающихся в нормальных семьях, эта   информация  будет  излишней  и, более того, может  пробудить нездоровый интерес к алкогольным  проблемам.  Для детей  же,  которые  воспитываются  в  пьющих  семьях,  такие  беседы  представляют дополнительную психотравму,  что  усугубит  их  и  без  того  тяжелую ситуацию.

           Аналогично  должна строиться пропаганда  трезвого  образа  жизни  и  среди родителей:  в  зависимости  от  того,  как  они  сами  относятся    употреблению  алкоголя,   следует   подбирать   методы   антиалкогольного  воздействия  и формы работы с ними.

            Исходя  из  того,  что  существуют  психологические  предпосылки  возникновения  алкогольной зависимости  (о  которых  было  сказано  выше),  изучение  личностных особенностей учеников  правомерно  рассматривать  как  условие антиалкогольного  воспитания.  Прежде всего, следует ознакомиться с личными делами своих  воспитанников,  чтобы  иметь  четкое  представление об их состоянии  здоровья,  семейном  положении  (неполные,  многодетные  семьи),  профессии  и  образовании  родителей.  Наблюдая  за  поведением ребят на уроках и переменах, можно сделать ряд выводов о  том,  кто  из  ребят  повышенно  возбудимый  или,  наоборот,  заторможен,   кто эмоционально неустойчив, у кого снижена  работоспособность  и  т.  д.  Те  дети, чьи психологические  особенности  совпадают  с  симптомами  «группы  риска», должны находиться под пристальным вниманием специалиста.  Необходимо  вести дневник наблюдений за такими  детьми,  где  будет  фиксироваться  динамика  их  психического   развития,   проявления  ________________________________________________________

14. Первые итоги: Из опыта работы  специализированных учреждений  по реабилитации социально-дезадаптированных  детей и подростков. Мин. Труд. РФ; Под ред. Г.М. Иващенко – М. 2005, стр. 76.

отклонений  в   их  успеваемости и поведении, их реакция на  педагогические  воздействия.  На  основании  этих  записей  можно  систематизировать  свои  впечатления   о  ребенке,  дать  прогноз  его  дальнейшего  развития,  в   том   числе   и  относительно употребления алкоголя. [15]       

В подростковом возрасте учащиеся уже вполне  способны  воспринять  информацию о вреде алкоголя и наркотиков. Особенно эффективно, если такая  информация подается им ненавязчиво, косвенным образом. Например,  в  ходе  изучения школьных предметов естественнонаучного  цикла  подростки  должны  узнать    о    биохимических    свойствах    этилового    спирта,     его  психофармакологических функциях, о разрушающих последствиях  употребления  психоактивных веществ для психики. Предметы гуманитарного  цикла  помогут  сформировать отрицательное отношение к  алкоголизму  и  наркомании  путем  воздействия  на  эмоциональную  сферу,  через  восприятие  художественных  образов, осмысление исторических реалий. [16]       

            Наряду  с  фронтальной  антиалкогольной  работой   с   учениками  необходимо выявлять детей, личностно предрасположенных  к  алкоголизму  и  наркомании,  поскольку  к  ним  должны  применяться   специальные   меры,  направленные на преодоление  психологической  готовности  к  употреблению  психотропных веществ.

           Поскольку  подростки, как  правило,  утаивают  свой  наркотический  опыт, им  часто  удается  долгое  время  скрывать  то,  что  они  являются  потребителями  психоактивных  веществ,  и  получается  так,  что   помощь 

________________________________________________________

15. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Мотивационное  консультирование подростков, употребляющих  психоактивные вещества и склонных  к рискованному поведению. // Журнал  «Вопросы наркологии». – 2006. - №6, стр. 11.

16. http://umniki.by/0653.shtml.

приходит слишком поздно. Потому-то и важно, чтобы рядом был  внимательный  и чуткий взрослый.

Педагоги и родители  постоянно  контактируют  с  детьми  и  могут  наблюдать изменения в их самочувствии, какие-то отклонения  в  поведении,  учебе. Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата  интереса  к ранее привлекательным  учебным   предметам;  когда  ребенок  прекращает занятия в  кружках, секциях, охладевает к спортивным занятиям; жалобы  на  повышенную утомляемость, снижение  работоспособности,  ухудшение  памяти;  легкая отвлекаемость, неусидчивость, резкие перепады настроения  и т. п.  Все  это  сочетается  с  углублением  противоречий  между  подростком   и  взрослыми  (родители,  учителя),  отклонениями  в  поведении  вплоть   до  асоциальных поступков, хулиганских действий.

            Однако нужно помнить, что даже  наличие  одновременно  всех  этих  проявлений еще не дает оснований  для утверждения, что несовершеннолетний  употребляет наркотики. Другое дело, если  родители  обнаружат   у  своего  сына или  дочери  определенные  соматические   признаки:  наличие  следов  уколов, чаще на предплечьях (характерно для наркомании  с  использованием  опиатов),  бурой  окраски  корня  языка.  Следует  обратить  внимание  на  неустойчивость    артериального    давления,    тахикардию     (учащенное  сердцебиение), повышенную потливость, отсутствие реакции зрачков на свет,  слезотечение, «гусиную»  кожу,  ломоту  в  костях  и  суставах  и  другие  признаки. [17]       

             Основные  задачи  по   профилактике   наркомании    состоят   в  преодолении   психолого-педагогического   и    социально-психологического  «фона» приобщения к  наркотикам подростков. Пропаганда  антинаркотических  знаний сама по себе не может дать значительного 

_______________________________________________________

17. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления  стереотипизации у подростков  с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 2006, стр. 33. 

Информация о работе Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы (на примере Шегарского района)