Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 05:06, дипломная работа
Цель данной работы: изучить психологические особенности подростков склонных к употреблению наркотиков, для использования знаний в работе по профилактике наркомании.
Цель данной дипломной работы предопределила следующие задачи:
формирование теоретических представлений об аспектах профилактики наркомании;
изучение влияния наркомании на личностные особенности подростков
______________________________
7. Пятницкая И.Н. Наркомании.- М.: Медицина, 2007 – 169с.
8. http://www.ref.com.ua/
1.2. Теоретические
аспекты профилактической
Главная задача профилактической работы с несовершеннолетними – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Как известно, отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. [9]
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются они относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка к девиантному поведению, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям. Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире - злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития
______________________________
9. http://www.ref.com.ua/
личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Но это только иллюзия. Употребление подростками наркотиков приводит их к преступным уголовно-наказуемым действиям в виде проступков и аморального поведения. Очень важно предотвратить это явление и его распространение, так как оно является социально опасным не только для наркомана, но и для общества в целом. [10]
Для того, и существует социальная профилактика употребления подростками наркотиков. Сам термин "профилактика" (от греческого "предохранительный") обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время - на предотвращение возможных проблем.
Всё вышеизложенное, свидетельствует о сложности проблемы профилактики алкоголизма и наркомании, а также о ряде заблуждений, бытующих в общественном сознании относительно этой проблемы. Очевидно, что представление об этих заболеваниях как результате «моральной распущенности», «нравственного падения» и прочих нарушений этических норм мало соответствует действительности, поскольку отражает
______________________________
10. http://www.ref.com.ua/
лишь одну из граней этого многогранного явления. С другой стороны, представление о человеке, злоупотребляющем алкоголем или наркотиками, только как о больном, которому изначально были свойственны отклонения в психическом развитии, также неверно. [11]
Еще
более наивно предположение,
что «корень зла» находится
в самом алкоголе или наркотиках.
Безусловно, эти вещества
обладают свойством
Широкомасштабная противоалкогольная кампания, прошедшая в нашей стране, запрет на выращивание конопли, мака, уничтожение многих гектаров дикорастущей конопли — все эти меры психологически безграмотны и в лучшем случае дают временный эффект, создавая лишь видимость положительных изменений, за которыми начинаются отрицательные последствия проведенных мероприятий. [12]
Как найти правильный путь
профилактики и преодоления
В представлении широкой общественности, да и ряда ученых, наркологов-практиков, педагогов - это профилактика алкоголизма и наркомании заключается:
- в пропаганде в научно-популярных брошюрах или лекциях
медицинских и правовых знаний по этой проблематике;
- в наглядной агитации в виде плакатов, буклетов и т. п.;
______________________________
11. http://referatcollection.ru/
12. http://referatcollection.ru/
- в воздействии на людей посредством кино, телевидения, других средств массовой информации. [13]
Для оказания лечебно-профилактической, медико-социальной и медико-юридической помощи больным наркоманией и токсикоманией существует наркологическая служба.
Однако, несмотря на большую работу, проводимую медицинскими учреждениями, правоохранительными и социальными органами по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, число злоупотребляющих психоактивными веществами все же неуклонно растет.
Типичная ошибка антиалкогольного и антинаркоманийного воспитания - отождествление его с пропагандой. Считается, что чем больше учителя будут говорить о вреде алкоголя и наркотиков, чаще проводить лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов на эту тематику, тем лучше поставлена в школе работа по борьбе с алкоголизмом. Однако реальное состояние дел не соответствует такому представлению. И дело не только в том, что пропаганда проводится плохо, а в том, что такая пропаганда является лишь частью антиалкогольного и антинаркоманийного воспитания.
С чего же начинать работу по предупреждению алкоголизма и наркомании у учащихся? Многие считают, что начинать ее надо с самого младшего возраста. Действительно, уже в младших классах можно предсказать, у кого из детей в дальнейшем, скорее всего, может сформироваться готовность к употреблению психоактивных веществ.
Основными компонентами этой работы являются: изучение личности учащихся, особенностей их психического развития; изучение их семей с целью определения типа воспитания ребенка; выявление тех семей, где родители (или один из родителей, кто-либо из других членов семьи, проживающий в одной квартире с ребенком) злоупотребляют спиртными напитками. [14]
______________________________
13. http://www.ref.com.ua/
Нецелесообразно проводить фронтальные беседы о вреде алкоголя с младшими школьниками: у детей до 10—11 лет и так существует отрицательное отношение к спиртному (о чем говорилось выше). Поэтому для детей, воспитывающихся в нормальных семьях, эта информация будет излишней и, более того, может пробудить нездоровый интерес к алкогольным проблемам. Для детей же, которые воспитываются в пьющих семьях, такие беседы представляют дополнительную психотравму, что усугубит их и без того тяжелую ситуацию.
Аналогично должна строиться пропаганда трезвого образа жизни и среди родителей: в зависимости от того, как они сами относятся употреблению алкоголя, следует подбирать методы антиалкогольного воздействия и формы работы с ними.
Исходя из того, что существуют
психологические предпосылки возникновения
алкогольной зависимости (о которых
было сказано выше), изучение
личностных особенностей
14. Первые итоги: Из опыта работы
специализированных учреждений
по реабилитации социально-
отклонений в их успеваемости и поведении, их реакция на педагогические воздействия. На основании этих записей можно систематизировать свои впечатления о ребенке, дать прогноз его дальнейшего развития, в том числе и относительно употребления алкоголя. [15]
В подростковом возрасте учащиеся уже вполне способны воспринять информацию о вреде алкоголя и наркотиков. Особенно эффективно, если такая информация подается им ненавязчиво, косвенным образом. Например, в ходе изучения школьных предметов естественнонаучного цикла подростки должны узнать о биохимических свойствах этилового спирта, его психофармакологических функциях, о разрушающих последствиях употребления психоактивных веществ для психики. Предметы гуманитарного цикла помогут сформировать отрицательное отношение к алкоголизму и наркомании путем воздействия на эмоциональную сферу, через восприятие художественных образов, осмысление исторических реалий. [16]
Наряду с фронтальной антиалкогольной работой с учениками необходимо выявлять детей, личностно предрасположенных к алкоголизму и наркомании, поскольку к ним должны применяться специальные меры, направленные на преодоление психологической готовности к употреблению психотропных веществ.
Поскольку подростки, как правило, утаивают свой наркотический опыт, им часто удается долгое время скрывать то, что они являются потребителями психоактивных веществ, и получается так, что помощь
______________________________
15. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Мотивационное
консультирование подростков, употребляющих
психоактивные вещества и
16. http://umniki.by/0653.shtml.
приходит слишком поздно. Потому-то и важно, чтобы рядом был внимательный и чуткий взрослый.
Педагоги и родители постоянно контактируют с детьми и могут наблюдать изменения в их самочувствии, какие-то отклонения в поведении, учебе. Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к ранее привлекательным учебным предметам; когда ребенок прекращает занятия в кружках, секциях, охладевает к спортивным занятиям; жалобы на повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти; легкая отвлекаемость, неусидчивость, резкие перепады настроения и т. п. Все это сочетается с углублением противоречий между подростком и взрослыми (родители, учителя), отклонениями в поведении вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.
Однако нужно помнить, что даже
наличие одновременно всех этих
проявлений еще не дает
Основные задачи по профилактике наркомании состоят в преодолении психолого-педагогического и социально-психологического «фона» приобщения к наркотикам подростков. Пропаганда антинаркотических знаний сама по себе не может дать значительного
______________________________
17. Цилуйко М.В.
Некоторые технологии