Социологическая доктрина С.Н. Южакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Проанализировать проведение автором демаркационной линии между процессами органической и социальной эволюции и в определении специфики общества, как объекта научного изучения. А так же, рассмотреть теоретическую модель для анализа роли экономических институтов в жизни общества в различные исторические периоды.
Задачи:
Изучить органическую и социальную эволюцию.
Понять, как С.Н. Южаков представлял себе общество и понимал его специфику.
Проанализировать социальную историю того времени

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Биография С.Н. Южакова …..................................................................стр.5-9
2.Краткая библиография…………………………………..…………….стр.9-11
3.Оценка современниками творческой личности……………………стр.11-15
4. Социологическая доктрина С.Н. Южакова
4.1 Проект длиною в жизнь……………………………………………………стр.15-17
4.2 Определение общества как предмета социологии……………………….стр.17-20
4.3 Метод социологии………………………………………………………….стр.20-21
4.4 Многовариантная модель социальной эволюции………………………..стр.21-24
Заключение………………………………………………………………стр.24-26

Список литературы……………………………………………………..стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3

1. Биография С.Н. Южакова …..................................................................стр.5-9

2.Краткая библиография…………………………………..…………….стр.9-11

3.Оценка современниками творческой личности……………………стр.11-15

4. Социологическая доктрина С.Н. Южакова 
4.1 Проект длиною в жизнь……………………………………………………стр.15-17

4.2 Определение общества как предмета социологии……………………….стр.17-20

4.3 Метод социологии………………………………………………………….стр.20-21

4.4 Многовариантная  модель социальной эволюции………………………..стр.21-24

Заключение………………………………………………………………стр.24-26

 

Список литературы……………………………………………………..стр. 27

 

Введение

Цель работы: 

Проанализировать  проведение автором демаркационной линии между процессами органической и социальной эволюции и в определении специфики общества, как объекта научного изучения. А так же, рассмотреть теоретическую модель для анализа роли экономических институтов в жизни общества в различные исторические периоды.

Задачи:

  1. Изучить органическую и социальную эволюцию.
  2. Понять, как С.Н. Южаков представлял себе общество и понимал его специфику.
  3. Проанализировать социальную историю того времени

 

Структуры или  субъекты, что первично, а что  вторично? Такова одна из центральных  проблем теоретической социологии, которая не утрачивает своей актуальности вот уже более ста лет. Во второй половине XX в. произошло очередное переосмысление предложенных ранее вариантов ее решения: лучшие умы социологии задумались над тем, как совместить эти две основополагающие группы факторов в рамках одной объяснительной модели. Их трудами было создано новое теоретическое направление, получившее название активистского, или деятельностного. Принято считать, что его история насчитывает всего несколько десятилетий.

Однако данный стереотип был разрушен Сергеем Николаевичем Южаковым. Оказалось, что построение модели, учитывающей совместное влияние и структурных, и субъективных факторов, не может считаться исключительной заслугой западных ученых второй половины прошлого столетия, еще при жизни признанных классиками социологии. Причем Южаков не был лишь теоретиком. Он «на практике» применял разработанную им объяснительную модель для анализа реальных исторических и политических событий (войн, проявлений протестной активности масс, электорального поведения, реформ и их последствий и т. д.), современного ему состояния и динамики развития различных социальных институтов (экономических, образовательных, семейно-брачных и др.), внутри- и межгрупповых отношений (сословных, классовых, этнических,религиозных).

Бесспорно: Сергей Николаевич был подлинным сыном своего времени. Эпоха, в которую он формировался как личность и как мыслитель, во многом определила его интерес к проблеме (биологической) взаимодействия человеческой активности (субъекта) и общественных форм (структуры) и столь по-современному звучащее ее решение. Это была эпоха Великих Реформ 1860-1870-х гг., эпоха «общественной самодеятельности», как называл ее сам Сергей Николаевич. Все передовые силы страны страстно жаждали упразднения давно изживших себя институтов, мечтали о «деле» и, будучи неудовлетворенными реформаторской деятельностью правительства, готовы были принять и принимали (одни — на литературном поприще, легальном или нелегальном, другие — на поприще пропаганды и агитации в народе, третьи — на поприще террора) самое искреннее и активное участие в обустройстве России.

Как теоретическое осмысление роли субъективного фактора в изменении институциональной структуры общества, привело одних социальных мыслителей России второй половины XIX в. к принятию идеи и разработке концепций «активного меньшинства» (Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н.Ткачев), других, — а именно С.Н. Южакова (а также Н.К. Михайловского и др.), к постулированию человеческой активности, как таковой, в качестве одного из основных факторов социальных изменений.

1.Биография С.Н. Южакова

Сергей Николаевич Южаков – (1849-1910) – крупнейший русский  социолог, экономист, публицист, «либеральный народник» (согласно характеристике догматического марксизма) относится к числу  тех дореволюционных ученых, которые в свое время были властителями дум целого поколения, а затем почти на столетия были преданы забвению.

С. Н. Южаков родился  в 1849 году в Вознесенске Херсонской губернии, отец его был военным  и в первые шесть лет своей  жизни мальчику пришлось провести или в походах, или в разных военных поселениях. Картины жизни, окружавшие детство Южакова и его любимой сестры, были полны ужасающей грубости и жестокости, которые, однако, не проникли в семью Южаковых. Его родители были теми исключениями из общего правила, которых, к счастью, и в те времена было немало. Отец принадлежал к поколению 20-х годов, среди которого уже тогда были романтики-идеалисты, мечтавшие о реформе крепостного права, он любил народ, и эта любовь не была только теоретической, общение с простыми людьми доставляло ему удовольствие и нравственный отдых. Родители старались по возможности уберечь сына и дочь от зрелища грубости и страданий. Встречаясь с проявлениями грубости в жизни, Южаков вспыхивал, его лицо краснело и принимало особенное выражение: было заметно, что он замыкается в себе, уходит в нравственный оазис собственной души, высококультурной и деликатной. На грубость он никогда не отвечал встречной грубостью, а только отстранялся и невольный гнев скоро заменялся в нем сожалением к человеку. С особенной теплотой и благодарностью Сергей Николаевич всегда вспоминал о Федоре Васильевиче Бемере, известной педагоге и писателе, Бемер был приглашен организовывать домашнее воспитание по новой и прекрасной системе. Именно в это время, Южаков приучился к самостоятельной умственной работе, ум юноши складывался разносторонне, широко и энциклопедично. В 1965 году родители решили все-таки отдать сына в гимназию и с этой целью мать с Бемером и сыном отправились в Одессу, которую Южаков впоследствии считал своей настоящей умственной родиной. Поступить в гимназию Южакову не удалось, и он продолжал доучиваться вне стен учебного заведения, под руководством студентов, членов существовавшей тогда своеобразной «студенческой учительской артели».

В том же 1965 году Южаков выдержал вступительный экзамен  в университет и был зачислен в студенты по филологическому факультету. В 1896 году Южаков написал первую заметку  в Одесском вестнике, это и было началом его литературной карьеры, за этой первой статьей последовали другие заметки 19-летнего студента в той же газете.  Во время своего обучения, Южаков слыл как основной организатор многочисленных студенческих протестов и волнений, за что и был подвергнут домашнему аресту. В 1870 Южаков оставил студенчество и главным его занятием стала литературно-научная работа. Но память об организации студенсческих протестов осталась и среди молодежи, и, конечно, в черных списках администрации. В то время, биография Сергея Николаевича редко обходилась без стереотипных мотивов в печатных опросных бланках для писательских биографий. К обычным рубрикам прибавлялся специальный вопрос:  где и когда был арестован, куда, когда и откуда высылался и т.д. Между тем, умственные интересы Южакова уже определились. С декабря 1872 года в журнале «Знание» начались печататься очерки, в которых 24-летний Южаков выступил совершенно определившимся писателем, вооруженный солидным запасом знаний, острым анализом и блестящим точным изложением. Очерки эти назывались «Социологические этюды» и сразу создали Южакову широкую и почетную известность. 

В 1879 -1880 годах  Сергей Николаевич, в числе многих, оказался арестован и сослан административным порядком в Красноярск, свое путешествие  этапным порядком, с партией политических заключенных Сергей Николаевич описал в «Русских ведомостях», которые имели очень большую популярность среди читателей.

В ссылке Южаков пробыл до 1882 года,  в эти и последующие  годы он продолжал литературную работу ( деятельно сотрудничая в «Отечественных записках», в «Вестнике Европы», в «Русской мысли», в «Русских ведомостях» и «Одесском листке»). К этому времени относятся, между прочим, чрезвычайно интересная его работа «Мысли о земледельческой будущности русской черноземной полосы». Вернувшись из ссылки, он становится ближе к «Отечественным запискам».

Вскоре Южаков оставляет провинцию и поселяется в столице. В родной Одессе он потерпел крупное разочарование, вместе с  кружком единомышленников и товарищей  он поставил на ноги местную газету, которая сразу привлекла симпатии широкой публики и, конечно, косые взгляды администрации.

В 1984 году «Отечественные записки» были закрыты, и дружный  коллектив был рассеян. Например, Салтыков и Михайловский очень тяжело пережили этот литературный кризис.

Южаков некоторое  время еще питал надежды восстановить распадающееся дело, но вскоре тоже ушел. В это время один из старых товарищей Южакова инженер Урсати, строитель участка восточно-сибирской дороги пригласил Сергея Николаевича для ведения делопроизводства, Южакову пришлось ехать во Владивосток и браться за совершенно новое административное дело, но он согласился и оставил Петербург.

Вернулся он в столицу  как раз в то время, когда восстанавливалось  «Русское богатство», и в него вошел  Михайловский с несколькими сотоварищами. Южаков тогда опять с головой ушел в журналистику, рядом с Михайловским. Журнал «Русское богатство» окончательно сложился и с этих пор, деятельность, Южакова оказалась на виду у читателей. Он вел последовательно «Хронику внутренней жизни», «Дневник журналиста» и «Иностранное обозрение», прерывая их порой для публицистических философских или критических очерков, результатом его путешествия на Дальний Восток явились интересные очерки, а так же путевые картины, изданные впоследствии отдельной книгой «Доброволец Петербург». Данная книга Южакова не имела успеха, хотя по содержанию она его заслуживала в высокой степени. Из более крупных работ, вышедших позднее отдельными изданиями, читателям памятны «Афганистан и сопредельные страны», «Англо-русская распря», «Социологические этюды» и «Вопросы просвещения». В этих работах ярко сказались и достоинства и недостатки Южакова, как ученого и публициста, жизнь не дала вполне скристаллизоваться несомненным задаткам чистого ученого. В «Русском богатстве» Южаков занимал место одного из старейших по времени участников журнала, в общее дело он вносил присущее ему душевное обояние, порой от социологических схем, от обозреваний текущей жизни, от утомитильной работы в энциклопедии, Южаков внезапно уходил в критические и даже поэтические экскурсии, такова его работа «Любовь и счастье в произведениях русских поэтов», где он очень тонко и даже грациозно анализирует изгибы сердечного чувства.

Так держа перо до последней  минуты, он еще в пятой книжке «Русского богатства» дал нам  обзор законодательных работ во Франции и распределений партии в парламенте, чрезвычайно типичной для ежемесячной «политики» Южакова. 1 декабря 1910 года Сергей Николаевич Южаков умер.Основные труды Сергея Николаевича Южакова:

  • «Социологические этюды» (т. I, 1891; т. II, 1896);
  • «Доброволец Петербург» (1894);
  • «Англо-русская распря» (1885);
  • «Афганистан» (1885);
  • «М. М. Сперанский» (1891);
  • «Ж.-Ж. Руссо» (1893);
  • «Любовь и счастье в произведениях Пушкина» (Одесса, 1895);
  • «Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда» (1886).

Основы своего широко-гуманного миросозерцания Южаков изложил в «Социологических этюдах».

2. Краткая библиография1

   1.Аграрный вопрос в России / С.Н. Южаков. - Санкт-Петербург: Голос, [1906]. - 31 с.; 24 с.

2. Англо-русская распря. Небольшое предисловие к большим событиям. Полит. этюд / С. Н. Южаков. - Санкт-Петербург: тип. т-ва "Обществ. польза", 1885. - [2], II, 106 с.; 20 см.  

3. Афганистан и сопредельные страны. Полит.-ист. очерк / С.Н. Южаков. - Санкт-Петербург: тип. т-ва "Обществ. польза", 1885. - 195 с.; 20 см.

4.Большая энциклопедия. Слов. общедоступ. сведений по всем отраслям знания / Под ред.С.Н. Южакова [и др.]. - Санкт-Петербург : издательство "Просвещение", 1900-1909. - 24 см. В 20 томах (21 и 22 тт - дополнительные).  

5.Вопросы просвещения. Публицист. опыты / С. Н. Южаков. - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1897. - VIII, 284 с. ; 21 см.

6.Доброволец "Петербург". Дважды вокруг Азии. Путевые впечатления / С.Н. Южаков. - Санкт-Петербург: типо-лит. Б.М. Вольфа, 1894. - 349 с.; 21 см.

 

 

 7. Жан-Жак Руссо. Его жизнь и лит. деятельность. Биогр. очерк С.Н. Южакова. С портр. Жан-Жака Руссо, грав. в Лейпциге Геданом. - Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза",1894. - 79 с.; 18 см. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

8.Женщина-избирательница (К вопр. о реформе рус. избират. права) / С. Южаков. - Москва: Л.О. Крумбюгель и Н.Н. Худяков, 1906. - 16 с.; 19 см.

9. Зильберфарб. Еврейский вопрос в освещении Н. [! К.] Каутского и С.Н. Южакова / Базин [псевд.]. - Санкт-Петербург : В. Кугель, 1906. - 40 с.; 22 см.

10.К вопросу о земледельческой будущности русской черноземной полосы (Письма о периодич. земледельч. кризисах в Юж. и Вост. России, о их причине и средствах к их устранению) / [С. Южаков]. - Москва: тип. Н.С. Скворцов, 1881. - 38 с. карт.; 26 см.

11.Любовь и счастье в произведениях [А.С.] Пушкина. Критич. этюд С. Южакова. - Одесса: Г. Бейленсон и И. Юровский, 1895. - 60 с.; 17 см. - (Русская библиотека ; No 6).

11.Робеспьер, Максимилиан (1758-1794). ... Всеобщая подача голосов. - Санкт-Петербург: Голос, 1905. - 30 с. ; 23х10 см.  

Перед загл.: Речь Робеспьера. Предисл. С. Южакова.

12."Русское богатство", журн. (1871-1918; Петербург). Сборник журнала "Русское богатство". В 2 ч. / Под ред. Н.К. Михайловского и Вл.Г. Короленко. - Санкт-Петербург, 1900. - 24 см. В книге также: Правители и властители современной Европы. Очерки / [Соч.] С.Н. Южакова. 

13. Руссо, Жан Жак (1712-1778). О причинах неравенства [Discours sur l'origine et les fondemens] de l'inegalite parmi les hommes : [Прил.: Письмо Ж.Ж. Руссо к Филополису (Ш. Боннэ)] / Ж.Ж. Руссо ; Пер. с фр. Н.С. Южакова.Под ред. и с предисл. С.Н. Южакова. - Санкт-Петербург: Светоч, 1907. - XXIV, 166 с.; 21 см. - (Библиотека "Светоча", под редакцией Семена Афанасьевича Венгерова. Избранныепроизведения политической литературы ; No 3 ; No 40-43).

Информация о работе Социологическая доктрина С.Н. Южакова