Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:50, контрольная работа
История социологии – это рефлексия социологии на саму себя, ее самосознание. Традиционно история социологии излагается от О.Конта, заложившего ее основное направление – позитивизм. Долгое время позитивизм монопольно определял развитие социологии, методологию и технику социологических исследований. Однако в конце 19 века произошел кризис позитивизма, появилось множество новых теорий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Огюст Конт - родоначальник позитивизма и позитивистской социологии……………………………………………………………………….4
2. Социологическая концепция О. Конта………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
План
Введение…………………………………………………………
1. Огюст
Конт - родоначальник позитивизма и позитивистской
социологии……………………………………………………
2. Социологическая концепция О. Конта………………………………………..6
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение.
История социологии – это рефлексия социологии на саму себя, ее самосознание. Традиционно история социологии излагается от О.Конта, заложившего ее основное направление – позитивизм. Долгое время позитивизм монопольно определял развитие социологии, методологию и технику социологических исследований. Однако в конце 19 века произошел кризис позитивизма, появилось множество новых теорий.
При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнительно маловлиятельны. Однако начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос. Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Почти полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного подхода к общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества - все это оказало в свое время сильное влияние на развитие обществоведения. Многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот буржуазной социологической мысли.
Цель моей контрольной работы
рассмотреть социологическую концепцию
Огюста Конта.
1. Огюст Конт - родоначальник позитивизма и позитивистской социологии.
Родоначальник позитивизма в социологии Огюст Конт родился в Монпелье в 1798г. в семье чиновника. Первая половина XIX в. - чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Параллельно росту богатства и власти буржуазии растут нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями.
Все это оказало влияние на мировоззрение Конта. Рано отойдя от принятых в отцовской семье католицизма и монархизма, Конт выработал агностическую установку по отношению к традиционной религии. Естественнонаучное образование, полученное в Политехнической школе в Париже, и республиканские настроения, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, обусловили характер теоретических воззрений Конта. Исключенный из школы за вольнодумство, Конт стал домашним учителем математики. Из широкого круга авторов, труды которых читал молодой Конт, особое влияние на него оказали Шарль Монтескье и Кондорсе, первый - своим утверждением зависимости политико-правовых явлений от естественных законов, второй - формулировкой закона прогрессивного развития человечества и концепцией истории, в которой главное место занимала эволюция общественных идей, институтов и отношений.
В 1817-1824 гг. Конт работал секретарем у Сен-Симона и, несомненно, воспринял многие его идеи. Однако разногласия между ними по коренным теоретическим и политическим вопросам привели их к разрыву. Мысли Сен-Симона относительно борьбы классов эксплуататоров и производителей, высокая оценка им роли труда остались непонятыми и непринятыми Контом. Если Сен-Симон говорил об обществе свободных и равных производителей, то Конт пропагандировал централизованное государство с иерархической структурой. Если Сен-Симон на первый план выдвигал идею общественного прогресса, то Конт подчеркивал значение социальной статики. Система позитивной философии Конта, хотя и содержала некоторые моменты, напоминающие концепцию Сен-Симона, в целом базировалась на совершенно иных идеологических и теоретических основаниях. Обстоятельства личной жизни и деятельности Конта были весьма неблагоприятны. После разрыва с Сен-Симоном он никогда не имел работы с постоянным заработком. Только убеждение в своей пророческой миссии, понимание своего труда по созданию системы позитивной философии как великого общественного долга помогли Конту продолжить научную и общественную деятельность.
Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах - «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4 томах).
Выступая в Политехническом обществе
с лекциями для рабочих, Конт завязал с
ними личные контакты, а в 1848г. на базе
этой группы слушателей и примкнувших
к ней студентов организовал Позитивистское
общество, задачей которого было воспитание
и обучение народа в духе позитивистского
мировоззрения. В то же время Конт и его
партия резко выступали против революционных
действий парижского пролетариата. Не
получив поддержки в условиях революционной
ситуации ни от одной из борющихся сторон,
Конт очутился в полной изоляции. Не увенчалось
успехом и его обращение к интеллектуальной
элите с призывом создать «партию порядка
и прогресса». Умер Конт в 1857г. одиноким,
заброшенным, почитаемым за умалишенного. Идеи
морального единения человечества, реорганизации
общества на основе новой «религии» - позитивизма,
который в то же время является теорией
социальной науки, проходят через все
произведения Конта. Функции социальной
науки, которую он стремился создать, и
новой «религии» Конт считал тождественными,
полагая, что может существовать «истинная»,
«научная» религия, или, что то же самое,
моральная наука, выполняющая религиозные
функции общественной интеграции. Отсюда
вырастал один из основных парадоксов,
характерных для воззрении Конта.
2. Социологическая концепция О. Конта.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов - «метафизиков», которые создавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они понимают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология - по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество - Действительностью, подчиняющейся естественным законам.1 Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт с исключительным уважением относился к Кондорсе, который взглянул на общество с исторической точки зрения.
Фиксируя внимание на естественном закономерном характере общественных явлений, Конт выступил против волюнтаризма и переоценки роли «великих людей», указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. Не отрицая роли экономического фактора, он все же считал цивилизацию прежде всего духовно-психологической общностью, общностью идей. «Идеи, - писал он, - управляют и переворачивают мир ... весь социальный механизм покоится, в конце концов, на мнениях».2 Главным содержанием общественного процесса развития является прогресс научной мысли, «научного духа». В соответствии с этим строится картина развития истории общества.
Основной и первоначальной действительностью, из которой должен исходить исследователь, является общество, взятое в его целостности. Конт понимал под этим органическое единство всего человечества или какой-то его большой части, связанной «всеобщим согласием», характеризуемое гармоническим функционированием его структурных элементов. Чрезвычайная сложность общества объясняется тем, что действующие в нем современные факторы сливаются с историческими, прошлые поколения оказывают влияние на современные. Общество, или, как его стал называть Конт, человечество, - это высшая действительность, высшее существо.
Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов.
Наблюдение, утверждает Конт, является основным методом исследования в социологии. Он отвергает сомнения в возможности получения точных данных посредством этого метода в социологии якобы вследствие заведомой неточности свидетельства очевидцев исторических событий.3
Однако Конт не мог определить, каким требованиям должно удовлетворять социальное наблюдение, чтобы его можно было считать достоверным и точным. Наблюдение социальных фактов должно было поставить социологию в ранг науки, придать материалу, которым оперирует социолог, характер объективности.
Отсутствие позитивной теории, опираясь на которую можно было бы собирать и обобщать факты, составляет, по мнению Конта, главную трудность социологии, которая попадает в порочный круг, поскольку для проведения наблюдений нужна теория, а для создания теории - наблюдения.
Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный, опосредованный эксперимент Конт понимал как исследование патологических отклонений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений, главным образом революционного характера
Третий метод позитивных наук, применимый и в социологии,— это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития обществ.
Для науки могут быть также полезны, по мнению Конта, сравнения обществ животных с человеческими обществами, чтобы показать их сходства и различия. Наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов одного и того же общества, однако вывод о степени влияния на них основных фаз развития цивилизации затемняется влиянием общего духа эпохи, который сглаживает различия.
Наиболее соответствующим природе социальных явлений, специфическим методом социологии Конт считал исторический метод - метод «исторического сравнения различных последовательных состояний человечества». Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, ученый может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции и на этом основании научно предсказать окончательный результат, «если только он полностью соответствует системе общих законов развития человека».
Рассуждения о методах социологии относятся к наиболее рациональной части контовской системы. Конт исходит из предположения о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе. При этом Конт не отрицал своеобразия общества по сравнению с природой и искал специфических методов его исследования.
Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая - законы развития и изменения социальных систем. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Эта концепция прямо заострена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.4 Он рассматривает прежде всего основные общественные институты - семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. При этом рассуждения Конта окрашены консервативными тонами, будущее рисуется ему в виде романтически идеализированного прошлого.
Семейные отношения Конг определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать врожденный эгоизм. Семья выступает у Конта «либо как спонтанный источник нашего морального воспитания, либо как естественная база нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья подготавливает общество будущего; в своем втором аспекте каждая новая семья продлевает жизнь настоящего общества».
Из констатации того, что существует тенденция к разложению общества, нарушению его органического единства, Конт выводил необходимость политической власти правительства как выразителя «общего духа». Социальное назначение правительства, по Конту, состоит в том, чтобы предупреждать «эту фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах, которая, будучи неизбежным результатом самого принципа человеческого развития, могла бы, если бы она не встречала на своем пути препятствий, неизбежно привести к остановке социального прогресса». Государство оказывается, таким образом, органом социальной солидарности, а подчинение ему - священным долгом индивида.