Социологическая мысль в России (вторая половина ХIХв.- начало ХХ в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение.
Одна из особенностей возникновения отечественной социологии стоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей социологии. Их работы не могли не оказать влияния на те или иные концепции в России.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Субъективная школа в социологии. Психологическое
направление…………………………………………………………...3
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………….9
Практическая часть…………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………...…14
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КР социология.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского

 

Значительный вклад  в развитие русской социологической мысли внес М.М. Ковалевский (1851—1916). М. Ковалевский подходил к социологии, прежде всего, как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истину от правды-справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе.

Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические особенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвидения, что повышало практическое значение социологии. Это для Ковалевского было чрезвычайно важным.

Ковалевский утверждал, что такой важный социальный фактор, как общение, начинается еще в среде животных. Даже учитывая большое различие между биологическим и социальным общением, он обращал внимание на «Многие общие черты» и писал, что в определенных отношениях животный и человеческий мир укладывается в общий процесс эволюции.

Весьма высоко ставил Ковалевский психологическую школу в социологии. Ковалевский рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший фактор их общественной жизни. Он считал, что «основы социологии не могут лежать вне психологии». Речь шла о том, чтобы изучать «психологию народов». Это необходимо для более глубокого понимания духовного состояния народов, разностороннего проявления их культур.

В своих трудах «Современные социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывал на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

С позиций  подобного плюрализма, Ковалевский считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.

Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разрабатывал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

В своей теории общественного прогресса Ковалевский  исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран. «Все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество» [3, с.107].

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его политической платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.

 

 

3. Практическая часть

 

 

Русский историк XΙX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г.Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает это суждение.

 

В России действовала  закономерность движения социальной мысли  от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX в. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале ХХ века появляется уже чисто социологические теории. К середине XIX века, когда русская социология, исходя из сложившегося мнения, начала своё формирование, западная социологическая мысль уже нашла своё воплощение в трудах О. Конта, Сен-Симона, Г. Спенсера и других обществоведов того времени. Бесспорно, на процесс зарождения социологии в России известное влияние оказали социологические воззрения западных школ и их представителей.

Весьма содержательные, основанные на определенных идеологических принципах, объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей: В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, П. Лаврова и других.

Революционные демократы  выражали идеи широкого направления социологической мысли в России, из которых Кареев особенно выделял Н.Г. Чернышевского (1828-1889).

Изучение кумиров того времени – немецких философов  Георга Гегеля и Людвига Фейербаха  – для Чернышевского оказалось  не просто данью моде. Подобно многим другим своим революционно настроенным современникам, он усвоил в учении Гегеля, прежде всего, представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира – и, естественно, сделал отсюда вполне практические выводы. Если мир постоянно обновляется, отбрасывая устаревшие формы и установления, значит, революция может послужить такому обновлению и привести человечество к счастью.

Чернышевский выступал за установление в России демократической  республики, за свободу и социальное равенство всех слоев общества, за равноправие мужчин и женщин. Большое значение он придавал развитию духовной культуры русского народа, гордился его вкладом в мировую культуру. Он считал, что «просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество, что образование есть «самое великое благо для человека».

В своих романах «Пролог» и «Что делать?» Чернышевский постоянно  указывал на характеристику социалистического  общества как общества социальной свободы, подлинной демократии и высокой  духовности. Темы любви, труда, революции  органично связаны в романе, герои которого исповедуют «разумный эгоизм», стимулирующий нравственное развитие личности [2, с.785].

«Жизнь и славу нашего времени, - отмечал Чернышевский, - составляют два стремления, тесно связанные  между собой и служащие дополнением  одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни» [2, c.786].

Таким образом, Чернышевский заложил твердую основу для образования  социологической науки как основы всестороннего изучения человека как  личности. После теории Чернышевского  социология перешла на 2 этап своего развития в России (1890-1900 гг.), когда началась утверждаться позиция, что социология есть одна из многих социологических наук, имеющая собственный предмет исследований и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принималась в научных и общественных кругах, проникалась в академическую среду.

Хотя во взглядах Чернышевского  на будущее социалистическое общество было немало утопического, он высказывал много ценных, обоснованных на уровне науки своего времени идей, касающихся совершенствования общества и человека, которые делают его произведения актуальными и в наше время.

Чернышевский заложил  прочный фундамент для начала развития социологии в России как  науки и социологического учения о человеке.

 

 

 

 

 

 Заключение

 

В ходе развития социологии, предметом  ее внимания и изучения становятся фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных  и субъективных сторон, факторы социального  прогресса, проблемы гражданского общества.

Социологическая мысль в России второй половины ХIХ- начала ХХ в. представлена множеством направлений, которые отражают  весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, М. Ковалевского.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Шамшурин В.Н. История русской социологии и интеллектуальная история. // Социс, 1995г., №3
    2. Большая литературная энциклопедия. / Красовский В.Е. и др. – М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 845 с.: ил.
    3. Социология: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407с.
    4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004.-576с.
    5. КОПР «Социология». URL: http://repository.vzfei.ru.

 

 

 

Выполнил:______________________С.А. Драгунова

 

 




Информация о работе Социологическая мысль в России (вторая половина ХIХв.- начало ХХ в.)