Социологическая характеристика современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Исследование природы и сущности современного российского общества является чрезвычайно актуальной темой как в исторической науке, экономической науке, политологии, так и социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика современного российского общества
1.1. Основные факторы развития………………………………………..5
1.2. Место России в мировом сообществе……………………………….7
Глава II. Социальный кризис как проблема современного общества
2.1 Характеристика социального кризиса………………………………10
2.2. Пути выхода из социального кризиса………………………………13
Глава III. Типологические характеристики современного российского общества
3.1. Экономическая и социальная системы современной России……15
3.2. Содержание и сущность политической системы………………….20
Заключение………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КР Лях.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути выхода из социального кризиса

Настала необходимость начать работу по корректировке социально-экономической политики государства.

Направлениями деятельности по корректировке могут быть:

        -разработка предложений по формированию новых подходов в государственной политике, направленной на преодоление дальнейшего развития негативных социальных процессов, прежде всего демографического кризиса и кризиса современной семьи, развития положительных процессов и тенденций в социуме страны;

       - разработка основ новой социальной Концепции РФ, которая должна стать составной частью государственной политики РФ;

          - определение приоритетных направлений развития государственной социальной политики;

         - определение основных показателей и критериев, которые являются, и будут являться показателями динамики социальных процессов и тенденций на данный момент и в перспективе;

          - поручение соответствующим структурам разработки государственных социальных стандартов (предусмотренных Законом «Об основных государственных гарантиях прав детей в РФ» 1998 г.) для семьи, детей, а так же для иных категорий и социальных групп населения страны;

- определение  механизмов и путей достижения, определенных государством социальных  стандартов;

- определение  перспектив по уровню и времени  достижения показателей социальных  стандартов РФ и перспективного  прогноза развития социальной  ситуации;

- поручение  проведения расчета необходимых  государственных, общественных и  иных ресурсов (финансовых, кадровых, интеллектуальных и т.д.) для достижения уровня установленного государственными стандартами (по этапам).6

В перспективе, при условии реализации новых  подходов в государственной политике, должен быть выход на следующий результат:

- стабилизация социальной ситуации в стране, в перспективе - достижение реального социального прогресса;

- укрепление  и дальнейшее развитие института  семьи, приоритета семейного воспитания  детей, стремления и реализации  возможности самостоятельного решения  семьей своих жизненных задач,  снижения уровня социальной напряженности,  социального сиротства, беспризорности  и безнадзорности детей;

- укрепление  физического и психического здоровья  населения восстановление и сохранение  генофонда страны, преодоление последствий  демографического кризиса;

- повышение  реального уровня жизни семей  с детьми, не только за счет  роста льгот и пособий, но  и за счет механизмов стимулирования  экономической активности семьи  и создания реальных условий  для проявления данной активности, в том числе и через систему  государственных поощрений и  поддержку семьи;

- включение  общественного и научного потенциала  в решение актуальных проблем  страны.

Для решения  сложнейшей задачи выхода из социального  кризиса, сохранения семьи и сохранения генофонда страны, а значит и будущего России нужны совместные усилия государства  и общества.

 

 

 

 

Глава III. Типологические характеристики современного российского общества

3.1. Экономическая и социальная системы современной России

В России главенство принимает рыночная экономическая система. Но крайне важно  отметить, что в последнее время  начинают появляться все предпосылки  для перехода к смешанной системе. Но и нельзя оставлять без внимания и тот факт, что в настоящее  время многие государства уже  отказались от рыночной экономики, которая  долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны. Отсюда вытекает, что Россия находится на прямом пути к смешанной экономике, поскольку рыночная экономика уже показала все свои плюсы и минусы. Современная рыночная экономическая система

Отличительные черты:

-многообразие форм собственности,  среди которых по-прежнему ведущее  место занимает частная собственность  в различных её видах;

-развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание  мощной производственной и социальной  инфраструктуры;

-более активное воздействие  государства на развитие национальной  экономики и социальной сферы;

-изменение структуры производства  и потребления (возрастание роли  услуг);

-новое отношение к труду (творческое);

-повышение внимания к окружающей  среде (ограничение безоглядного  использования природных ресурсов);

-информатизация общества (увеличение  численности производителей знаний);

-глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком);

-активная конкуренция.

Совершенно  очевидно, что современной России, как и большинству других развитых стран, характерна капиталистическая  система. Особенности этой системы - преобладание крупной частной собственности  на средства производства. Здесь основной способ регулирования – рынок  и рыночный механизм. В России давно установлена открытая экономическая система. Отсюда мы видим, что Россия имеет все возможности заниматься экспортом и импортом (согласно определению), а также заключать различного рода сделки с другими государствами.7

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 9-е место.

По данным на 2012 год, доля экономики  России в мировой экономике — 4,1 %. Отраслевая структура ВВП России (по данным за 2011 год):

Сельское  и лесное хозяйство, рыболовство — 3,6 %

Добыча полезных ископаемых — 9,1 %

Обрабатывающая  промышленность — 13,6 %

Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды -3,2 %

Строительство — 5,5 %

Торговля — 16,2 %

Транспорт и  связь — 7,5 %

Образование и здравоохранение — 5,7 %

Финансы и  услуги — 14,0 %

Госуправление и военная безопасность — 5,0 %

Налоги на продукты — 15,1 %

 

Социальная система

В обществе рыночных отношений главную функцию  социальной защиты берет на себя государство  как главный субъект социальной политики и социальной работы. Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные  социальные гарантии закреплены в Конституции  РФ и находят свое подтверждение  в социальной политике. Они определены в Статье 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».8 В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. В связи, с чем одной из главных задач государства является создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную жизнь. В условиях России должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура. Углубление социально-экономических проблем (безработицы, рост масштабов бедности, снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т.д.) и нарастание социальной напряженности в стране и все это и многое другое раскрывает суть социальных проблем современной России. В связи, с чем важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, а в частности система социальных гарантий населения и определение направлений ее совершенствования на современном этапе рыночных отношений. Совершенствование системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях, возможно, достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта. На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.9 Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной. В результате проводимой трансформации в России усугубились все те противоречия, которые были характерны для советской системы: коррупция, фактическое неучастие основной массы населения в управлении страной, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в результате реформ к перечисленным противоречиям добавились такие как: падение уровня жизни основной части населения страны, социальное расслоение общества, демографический кризис, криминализация сознания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

3.2. Содержание и сущность политической системы

Политическая  система современного российского  общества - есть совокупность государственных  органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политические партии и общественные объединения, участвующие в политической жизни страны.

С формально-юридической  точки зрения политическая система  современной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно - имеет сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др. Но в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.10

Особенности данной политической системы, равно  как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы  и самого общества от одного типа («социалистического», «коммунистического» и т. п.) к другому («капиталистическому», «раннекапиталистическому» и т. п.) Но для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики — к рыночной и т. п. 

       Во-вторых, выделение (по крайней мере — официально, формально-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия. Конституция Российской Федерации торжественно провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Но оно тем не менее имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

        В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий. 
В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие» и что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии.

        В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».11

        В-пятых, наличие в структуре политической системы общества вместе с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Но наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т. п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии. Вместе с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

В завершении работы хотелось бы подвести итог по поставленной в курсовой работе проблеме. Таким образом, современное российское общество является в высокой степени стратифицированным, существует большой разрыв в доходах верхних и нижних слоев, при наличии сравнительно малочисленного среднего класса. Такая социальная структура не может быть основой для полноценной стабильности и высокой социальной динамики. Поэтому достигнутая в настоящее время социальная устойчивость не может быть основой благополучного социума, так как она не обеспечивает не только социальной справедливости, но и социальную и экономическую динамику. Недостаточность такой социальной иерархии сказывается и в том, что неоправданными оказывается социальные ожидания многих россиян, особенно в связи с полнотой вознаграждения за качество труда. Тем не менее, оснований для проявления социального взрыва также пока нет. Главная задача видится в том, чтобы перевести сложившуюся устойчивость в динамичное состояние, связанное с модернизационными процессами, положительной экономической динамикой и развитием условий для самореализации граждан, как в структурах гражданского общества, так и в структурах профессионально-трудовой деятельности. Внутри российского общества существуют различные субкультуры, характеризующиеся консерватизмом, традиционализмом или приверженностью модернизационным ценностям.

Информация о работе Социологическая характеристика современного российского общества