Социологические взгляды Макса Вебера
- Макс Вебер (21 апреля 1864 - 14 июня 1920) —
немецкий социолог, историк и экономист.
Старший брат Альфреда Вебера.
- В 1892-1894 годах
приват-доцент, а затем экстраординарный
профессор в Берлине, в 1894-1896 годах —
профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 —
в Мюнхенском университете. Один из основателей
«Немецкого социологического общества»
(1909). С 1918 года профессор национальной
экономии в Вене. В 1919 году —
советник немецкой делегации на Версальских
переговорах.
- Вебер внёс существенный
вклад в такие области социального
знания, как общая социология, методология
социального познания, политическая социология,
социология права, социология религии,
экономическая социология, теория капитализма.
Свою концепцию Вебер называл «понимающей
социологией». Социология анализирует
социальное действие и пытается объяснить
его причину. Понимание означает познание
социального действия через его субъективно
подразумеваемый смысл, т. е. смысл,
который вкладывает в данное действие
сам его субъект. Поэтому в социологии
находят своё отражение все многообразие
идей и мировоззрений, регулирующих
человеческую деятельность, т. е. все
многообразие человеческой культуры.
- В отличие
от своих современников Вебер не стремился
строить социологию по образцу естественных
наук, относя её к гуманитарным наукам или,
в его терминах, к наукам о культуре,
которые как по методологии, так и по предмету
составляют автономную область знания.
Основные категории понимающей социологии —
это поведение, действие и социальное
действие. Поведение — наиболее общая
категория деятельности, которая становится
действием, если действующий связывает
с ним субъективный смысл. О социальном
действии можно говорить тогда, когда
действие соотносится с действиями
других людей и ориентируется на них.
Сочетания социальных действий образуют
«смысловые связи», на основе которых
формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу —
гипотеза высокой степени вероятности,
которая затем должна быть подтверждена
объективными научными методами.
- Макс Вебер - немецкий социолог, социальный
философ, культуролог и историк. Его можно
смело назвать Леонардо да Винчи социологии.
Его базисные теории сегодня составляют
фундамент социологии: учение о социальном
действии и мотивации, об общественном
разделении труда, об отчуждении, о профессии
как призвании.
- Он разработал: основы социологии
религии; экономической социологии и социологии
труда; социологии города; теорию бюрократии;
концепцию социальной стратификации и
статусных групп; основы политологии и
института власти; учение о социальной
истории общества и рационализации; учение
об эволюции капитализма и института собственности
- Идеи Вебера пронизывают все здание современной
социологии, составляя его фундамент.
Творческое наследие Вебера огромно. Он
внес вклад в теорию и методологию, заложил
основы отраслевых направлений социологии:
бюрократии, религии, города и труда.
- Сам М. Вебер создал много научных
трудов, в том числе: «Протестантская этика
и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство
и общество», «Объективность социально
- научного и социально - политического
познания», «Критические исследования
в области логики наук о культуре», «О
некоторых категориях понимающей социологии»
(1913), «Основные социологические понятия».
- Развитие социологических представлений
об обществе все время шло по нарастающей
- от Платона и Аристотеля к Макиавелли
и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым
шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
- Благодаря М. Веберу, а также
его коллегам немецкая школа доминировала
в мировой социологии вплоть до Первой
мировой войны.
Социологические концепции М.Вебера
- Неклассический тип научности социологии
разработан немецкими мыслителем М. Вебером
(1864 - 1920 годы). В основе этой методологии
лежит представление о принципиальной
противоположности законов природы и
общества и, следовательно, признание
необходимости существования двух типов
научного знания: наук о природе (естествознания)
и наук о культуре (гуманитарного знания).
Социология же, по их мнению, это пограничная
наука, по этому она должна заимствовать
у естествознания и гуманитарных наук
все лучшее. У естествознания социология
заимствует приверженность к точным фактам
и причинно - следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
- Такая трактовка взаимодействия
социологии и других наук вытекает из
их понимания предмета социологии. М. Вебер
отвергал в качестве предмета социологического
знания такие понятия, как «общество»,
«народ», «человечество», «коллективное»
и т.д. они считали, что предметом исследования
социолога может быть только индивид,
поскольку именно он обладает сознанием
мотивации своих действий и рациональным
поведением. М. Вебер подчеркивал важность
понимания социологов субъективного смысла,
который вкладывается в действие самим
действующим индивидом. По их мнению, наблюдая
цепочку реальных действий людей, социолог
должен сконструировать их объяснения
на основе понимания внутренних мотивов
этих действий. И здесь ему поможет знание
того, что в сходных ситуациях большинство
людей поступают одинаковым образом, руководствуются
аналогичными мотивами. Исходя из своего
представления о предмете социологии
и ее месте среди других наук Вебер формулирует
ряд методологических принципов, на которые,
по его мнению опирается социологическое
знание:
- требование устранения
из научного мировоззрения представления
об объективности содержания наших знаний.
Условием превращения социального знания
в действительную науку является то, что
оно не должно выдавать свои понятия и
схемы за отражения или выражение самой
действительности и ее законов. Социальная
наука обязана исходить из признания принципиального
различия между социальной теорией и действительностью.
- По этому социология не должна
претендовать на что- то большее, чем выяснение
причин тех иили иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов». Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола.
- Социологические
теории и понятия не являются результатом
интеллектуального произвола, ибо сам
интеллектуальная деятельность подчиняется
вполне определенным социальным приемам
и, прежде всего, правилам формальной логики
и общечеловеческим ценностям.
- Социолог должен знать,
что в основе механизма его интеллектуальной
деятельности лежит отнесение всего многообразия
эмпирических данных к этим общечеловеческим
ценностям, которые задают общее направление
всему человеческому мышлению. «Отнесение
к ценностям кладет предел индивидуальному
произволу», - писал М. Вебер.
- Главным инструментом
познания у М. Вебера выступают «идеальные
типы». «Идеальные типы». По Веберу, не
имеют эмпирических прообразов сами реальности
и не отражают ее, а представляют собой
мыслительные логические конструкции,
создаваемые исследователем. Эти конструкции
формируются с помощью выделения отдельных
черт реальности, считающихся исследователем
наиболее типическими. « Идеальный тип,
- писал Вебер, - это «картина однородного
мышления, существующая в воображении
ученых и предназначенная для рассмотрения
очевидных, наиболее «типичных социальных
фактов». Идеальные типы - это предельное
понятие, используемые в познании в качестве
масштаба для соотнесения и сравнения
с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все социальные факты объясняются
социальными типами. Вебер предложил типологию
социальных действий, типов государства
и рациональности. Он оперирует такими
идеальными типами, как «капитализм»,
« бюрократизм», « религия » и т.д.
Важнейшее место в социальной философии
Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом им подразумевалась
некая идеальная модель того, что наиболее
полезно человеку, объективно отвечает
его интересам в данный момент и вообще
в современную эпоху. В этом отношении
в качестве идеальных типов могут выступать
моральные, политические, религиозные
и другие ценности, а так же вытекающие
из них установки поведения и деятельности
людей, правила и нормы поведения, традиции.
Идеальные типы Вебера характеризуют
как бы сущность оптимальных общественных
состояний- состояний власти, межличностного
общения, индивидуального и группового
сознания. В силу этого они выступают в
качестве своеобразных ориентиров и критериев,
исходя из которых необходимо вносить
изменения в духовную, политическую и
материальную жизнь людей. Поскольку идеальный
тип не совпадает полностью с тем, что
есть в обществе и нередко противоречит
действительному положению вещей, он,
по словам Вебера, несёт в себе черты утопии.
И всё-таки идеальные типы, выражая в своей
взаимосвязи систему духовных и иных ценностей,
выступают как социально значимые явления.
Они способствуют внесению целесообразности
в мышление и поведение людей и организованности
в общественную жизнь. Учение Вебера об
идеальных типах служит для его последователей
в качестве своеобразной методологической
установки познания социальной жизни
и решения практических проблем, связанных,
в частности, с упорядочением и организацией
элементов духовной, материальной и политической
жизни.
- Концепция «идеальных типов»
«Теория социального действия» М.Вебера
- Макс Вебер- автор многих научных
трудов, в том числе « Протестантская этика
и дух капитализма», « Хозяйство и общество»,
« Объективность социально-научного и
социально- политического познания», «
Критические исследования в области логики
наук о культуре», « О некоторых категориях
понимающей социологии», « Основные социологические
понятия».
- М.Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально- философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия.Что же такое социальное действие? « Действием- писал М.Вебер,- следует…называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий ( или недействующие) связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или недействующими, отнесено к поведению других и это ориентировано в своём протекании». Таким образом, наличие объективного смысла и ориентации на других выступают у М.Вебера как решающие компоненты социального действия. Тем самым понятно, что субъектом социального действия может выступать только личность или многие личности. М. Вебер выделил четыре основных вида социального действия:1) целерациональное, т.е. через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей; 2) целостно- рациональное. « т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятое просто как таковое и независимо от успеха»; 3) аффективное; 4) традиционное, «т.е. через привычку».
- М.Вебер, естественно, не отрицал наличия в обществе разных общих структур, типа государство, отношений, тенденций и т.д. Но в отличие от Э.Дюркгейма все эти социальные реальности у него производны от человека, личности, социального действия человека.
- Социальные действия составляют,
по Веберу, систему сознательного, осмысленного
взаимодействия людей, в котором каждый
человек учитывает влияние своих действий
на других людей и их ответную реакцию
на это. Социолог же должен разобраться
не только в содержании, но и в мотивах
действий людей, основанных на тех или
иных духовных ценностях. Другими словами,
необходимо осмыслить, понять содержание
духовного мира субъектов социального
действия. Осмыслив это, социология выступает
как понимающая.
«Понимающая социология» М. Вебера
В
своей « понимающей
социологии» Вебер
исходит из того, что понимание социальных
действий и внутреннего мира субъектов
может быть как логическим, то есть осмысленным
с помощью понятий, так и эмоционально-
психологическим. В последнем случае понимание
достигается путём «вчувствования», «вживания»
социолога во внутренний мир субъекта
социального действия. Он называет этот
процесс сопереживанием. Тот и другой уровни
понимания социальных действий, из которых
складывается общественная жизнь людей,
играют свою роль. Однако более важно,
по Веберу, логическое понимание социальных
процессов, их осмысление на уровне науки.
Их постижение путём « вчувствования»
он характеризовал как подсобный метод
исследования.
Понятно, что, исследуя духовный
мир субъектов социального действия, Вебер
не мог обойти проблему ценностей, в том
числе моральных, политических, эстетических,
религиозных. Речь идёт прежде всего о
понимании сознательных установок людей
на эти ценности, которые определяют содержание
и направленность их поведения и деятельности.
С другой стороны, социолог или социальный
философ сам исходит из определённой системы
ценностей. Это он должен учитывать в ходе
своих исследований.
М. Вебер предложил своё решение
проблемы ценностей. В отличии от Риккерта
и других неокантианцев, рассматривающих
указанные выше ценности как нечто надисторическое,
вечное и потустороннее, Вебер трактует
ценность как « установку той или иной
исторической эпохи», как «свойственное
эпохе направление интереса». Другими
словами, он подчёркивает земную, социально-историческую
природу ценностей. Это имеет важное значение
для реалистического объяснения сознания
людей, их социального поведения и деятельности.
1
М.Вебер-апологет капитализма и бюрократии
Вебер
исходил из того, что в историческом процессе
растет степень осмысленности и рациональности
действий людей. Особенно это видно в развитии
капитализма.
«
Рационализируется способ ведения хозяйства,
рационализируется управление как в области
экономики, так и в области политики, науки,
культуры- во всех сферах социальной жизни;
рационализируется образ мышления людей,
так же как и способ их чувствования и
образ жизни в целом. Всё это сопровождается
колоссальным усилением социальной роли
науки, представляющей собой, по мнению
Вебера, наиболее чистое воплощение принципа
рациональности».
Воплощением
рациональности Вебер считал правовое
государство, функционирование которого
целиком базируется на рациональном взаимодействии
интересов граждан, подчинении закону,
а также на общезначимых политических
и моральных ценностях.