Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:56, автореферат

Краткое описание

Возникновение просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определённом этапе его становления. Но, прежде всего и главным образом теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа и на долгие годы вперёд предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него своё заметное влияние. Процесс присоединения Казахстана к России завершился во второй половине 60-х годов 19 века завоеванием русской армией южных оплотов казахской степи. Не могли остаться в стороне от политической борьбы и казахские просветители.

Содержание

1. Введение. Актуальность темы.
2. Социальные взгляды на развитие казахского общества Абая Кунанбаева
3. Социальные взгляды на развитие казахского общества Ыбырая Алтынсарина
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

срс социология 3 неделя.docx

— 186.50 Кб (Скачать файл)

В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.

 

Этот принцип достаточно рельефно выражен им в положении «ум природный способен обнимать лишь то, что его окружает». Ум, таким образом, не способен создавать, а способен обнимать то, что его окружает. Говоря, «ум природный способен обнимать лишь то, что его окружает», И.Алтынсарин далее высказывает мысль о цели познания, которая согласно его представлениям, заключается не только в знании виденного, но ещё более в достижении знания невиданного. Под знанием «невиданным» здесь, очевидно, понимаются законы природы и мира, познаваемые логическим путём, который опять-таки невозможен без светского образования. Он различает какие-то низшие и высшие ступени познания, хотя используемая им терминология не является совершенной. Таким образом, здесь ярко выражена материалистическая тенденция в мировоззрении казахского просветителя, которую, однако, не следует переоценивать. При всей своей враждебности к духовенству и религии, при всей симпатии и сочувствии знаниям и материалистическому направлению в философии, И.Алтынсарин не смог полностью освободиться от условностей своего времени, не сумел, подобно Ч.Валиханову, подняться на позиции атеизма и последовательного материализма. Он допускает идеалистические, и даже теологические отступления, которые хотя и не определяли сущность его мировоззрения в целом, но обнаружили их историческую ограниченность. И.Алтынсарин сам искренне верил в Бога, как первопричину мира, но только как в первопричину. Сотворив мир, Бог уже не вмешивается в дела мира и людей. Здесь всё идёт своим порядком без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. Следовательно, при решении основного мировоззренческого вопроса И.Алтынсарин встал на позиции деизма, в своё время распространенного среди борцов против феодального строя, и выступил как мыслитель, который, отстаивая материалистические взгляды на мир, в то же время, допускал непоследовательность, отклонения в сторону религии. С позиции деизма просветитель стремился преодолеть невежество и отсталость своего народа и с этих позиций он боролся против реакционных классов патриархально-феодального казахского общества. Ибрай Алтынсарин ввел в оборот целый пласт нравственно-публицистических категорий жизни казахского общества, попытался осмыслить их и дать необходимую оценку. Его эпистолярная публицистика предстает ключом к современной нравственно-педагогической публицистике страны. Изучение двух исторических формаций даст возможность нового творческого развития казахстанской журналистики, корни которой некогда были искусственно отделены от ее истоков. Наша задача - вернуть их всей нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 В настоящее время существуют все необходимые предпосылки для развития полноценной и всесторонней национальной философии. Но для этого необходимо творчески переосмыслить опыт предшественников, адаптировать сформированные столетие назад идеалы к современности, осмыслить богатство их разностороннего творчества, чтобы идти дальше.

 

 

 

 

 

 

          Список использованной литературы

    1. Габдуллина К.Г. Социология: учебник/ К. Г. Габдуллина, Е. Р. Раисов. - Алматы: ТОО “Нур-пресс”, 2005
    2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Социология в 3-х томах. – М.: Наука,2000.
    3. Биекенов К.У. Перспективы развития социологической науки// Перспективы развития науки. Приглашение к размышлению. Алматы: Казак университет, 1998.
    4. Слова Назидания АБАЯ

Информация о работе Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей