Социологические воззрения Огюста Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:54, доклад

Краткое описание

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея-интерната, в родном Монпелье он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений

Вложенные файлы: 1 файл

Социологические воззрения Огюста Конта.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея-интерната, в родном Монпелье он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт усердно изучает  математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической  школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона. Первоначально взаимоотношения  юного ученика и знаменитого  учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним  из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно у них возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

В 1826 г. Конт приступает к чтению платных  публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его  тяжелого психического заболевания  и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного "Курса позитивной философии". Во второй половине 40-х  годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной  деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и  моральное учение. В 1847 г. он провозглашает  Религию Человечества, в 1848 - создает  Позитивистское общество. Последние  годы жизни он был занят разработкой  нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии  Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников, прожив 59 лет.

Конт  не занимал сколько-нибудь прочных  позиций в академической системе  тогдашней Франции. Его попытки  получить кафедру или занять должность  штатного преподавателя в Политехнической  школе и в Коллеж де Франс оказались  безуспешными, и он вынужден был  довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической  школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние  годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.

На  жизнь и деятельность Конта оказали  влияние две женщины, которые, благодаря  этому, в известном смысле вошли  в историю социологии вместе с  ним. Влияние одной из них сам  он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной  ошибкой, совершенной в жизни. Это  была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства ("сердца") над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно (и безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной "Системе позитивной политики" и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял.

Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности. Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота  стиля, но он всячески стремится к  полноте и точности в изложении  своих мыслей. Эти особенности  парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов  и девизов, нередко весьма эффектных  и запоминающихся

Хотя  в ранние годы Конт читал очень  много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой "мозговой гигиены" с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому  режиму он на протяжении многих лет  не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к  предметам его изысканий, за исключением  некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также  поэтических сочинений.

Конт  был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные  жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением  и непреклонной верой в свою исключительную миссию.

В общем, говоря о личности Конта, можно  сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналам, человеком "на грани", на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим  и неакадемическим мирами, между  семейным и холостым состоянием, между  здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться  на его социологическом мышлении.

Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия — теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия — метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия - позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе — социология, понятие о которой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.

Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.


Позитивистская социология О. Конта

 

Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

 

 

Конт делит все науки  на два вида: абстрактный (изучают  законы определенных групп явлений, например, явлений физических, биологических) и конкретные (которые применяют  эти законы к частным областям). Так, например, биология – абстрактная  наука, медицина – конкретная. 
 
Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).  
 
Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному. 
 
1.Астрономия 
2.Физика 
3.Химия 
4.Биология 
5.Социология 

Более сложные науки основаны на менее сложных, но не наоборот (не сводятся к ним)!  
В классификации абстрактных наук не нашлось места таким областям, как философия и математика. В других вариантах построения есть и математика (первой вместо астрономии) и этика (после социологии). 
 
По Конту, математика – есть универсальный метод решения научных задач, а не отдельная наука. Философия – это не наука и не совокупность наук.

Идея новой  религии.  
 
С точки зрения Кона три стадии развития человеческого Ума последовательно возникают вслед друг за другом: каждый следующий является более прогрессивной, но не отменяет предыдущий. 
 
Прошлые типы отношений остаются, но не нужно с ними бороться! Предлагается: Самым позитивным в религии является идея любви, но предмет любви оказывается за пределами действительного мира и поэтому любовь в человеческом мире утрачивается. Любить надо в этом мире, в этой жизни. Я за любовь не к Богу, а прежде всего к человеку и человечеству. Человечество – это колоссальный организм, но это не биологическое, а именно социальное целое, которое объединено, прежде всего, духовным интеллектуальным единством, или Умом. 
 
Разрозненная специализация составляет величайшее зло нашего времени. Труд чрезвычайно специализируется, пагубно воздействуя на интеллектуальное и нравственное развитие людей. Ничтожные частности составляют основное занятие людей. И как следствие у людей нет чувства общества, единения с себе подобными, нет чувства солидарности. Нравственное правило по Конту – «жить для других». Альтруизм должен преобладать над эгоизмом. Надо ограничивать физические и личные инстинкты. Необходимо ограничивать инстинкт потребления. 

В своей программе социального  действия Конт предлагал превратить "позитивную философию" в религию  всего человечества. Ученые и артисты (воплощение сотрудничества разума и  чувства) трансформируются в "позитивных священников". Воспитанием людей  должны руководить в первую очередь  философы-позитивисты. Принцип воспитания: суровая нравственная дисциплина.


Информация о работе Социологические воззрения Огюста Конта