Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:54, доклад
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея-интерната, в родном Монпелье он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея-интерната, в родном Монпелье он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.
В
1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона.
Первоначально взаимоотношения
юного ученика и знаменитого
учителя носят дружеский
В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного "Курса позитивной философии". Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников, прожив 59 лет.
Конт
не занимал сколько-нибудь прочных
позиций в академической
На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, которые, благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой, совершенной в жизни. Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства ("сердца") над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно (и безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной "Системе позитивной политики" и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял.
Стиль
сочинений Конта отражает, по-видимому,
особенности его личности. Он отличается
растянутостью изложения, длиннотами,
громоздкими фразами, частыми повторами.
Конта совершенно не волнует красота
стиля, но он всячески стремится к
полноте и точности в изложении
своих мыслей. Эти особенности
парадоксальным образом сочетаются
с любовью к сочинению
Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой "мозговой гигиены" с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.
Конт
был человеком чрезвычайно
В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналам, человеком "на грани", на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на его социологическом мышлении.
Конт развил идею Сен-Симона
о стадиях развития человеческих
обществ в виде трех стадий интеллектуальной эволюц
Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.
Позитивистская социология О. Конта
Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.
Конт делит все науки
на два вида: абстрактный (изучают
законы определенных групп явлений,
например, явлений физических, биологических)
и конкретные (которые применяют
эти законы к частным областям).
Так, например, биология – абстрактная
наука, медицина – конкретная.
Выделяет пять основных абстрактных теоретических
наук, по порядку их усложнения (сложно
– это больше математических формул, сложнее
определения).
Принцип построения: по степени уменьшения
абстрактности и увеличения сложности,
от простого к сложному.
1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология
Более сложные науки основаны
на менее сложных, но не наоборот (не
сводятся к ним)!
В классификации абстрактных наук не нашлось
места таким областям, как философия и
математика. В других вариантах построения
есть и математика (первой вместо астрономии)
и этика (после социологии).
По Конту, математика – есть универсальный
метод решения научных задач, а не отдельная
наука. Философия – это не наука и
не совокупность наук.
Идея новой
религии.
С точки зрения Кона три стадии развития
человеческого Ума последовательно возникают
вслед друг за другом: каждый следующий
является более прогрессивной, но не отменяет
предыдущий.
Прошлые типы отношений остаются, но не
нужно с ними бороться! Предлагается: Самым
позитивным в религии является идея любви,
но предмет любви оказывается за пределами
действительного мира и поэтому любовь
в человеческом мире утрачивается. Любить
надо в этом мире, в этой жизни. Я за любовь
не к Богу, а прежде всего к человеку и
человечеству. Человечество – это колоссальный
организм, но это не биологическое, а именно
социальное целое, которое объединено,
прежде всего, духовным интеллектуальным
единством, или Умом.
Разрозненная специализация составляет
величайшее зло нашего времени. Труд чрезвычайно
специализируется, пагубно воздействуя
на интеллектуальное и нравственное развитие
людей. Ничтожные частности составляют
основное занятие людей. И как следствие
у людей нет чувства общества, единения
с себе подобными, нет чувства солидарности.
Нравственное правило по Конту – «жить
для других». Альтруизм должен преобладать
над эгоизмом. Надо ограничивать физические
и личные инстинкты. Необходимо ограничивать
инстинкт потребления.
В своей программе социального действия Конт предлагал превратить "позитивную философию" в религию всего человечества. Ученые и артисты (воплощение сотрудничества разума и чувства) трансформируются в "позитивных священников". Воспитанием людей должны руководить в первую очередь философы-позитивисты. Принцип воспитания: суровая нравственная дисциплина.