Социологические воззрения Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:54, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX - начала XX века был французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), автор классических трудов «О разделении общественного труда: Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали работы О.Конта, но Э.Дюркгейм считал их слишком неопределенными, чтобы учредить социологию как науку. Согласно Э.Дюркгейму, для превращения социологии в науку первостепенное значение имеет разработка ее научного метода.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологические воззрения Дюркгейма.docx

— 13.69 Кб (Скачать файл)

Социологические воззрения Э. Дюркгейма  

Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма  конца XIX - начала XX века был французский  ученый Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), автор  классических трудов «О разделении общественного  труда: Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали  работы О.Конта, но Э.Дюркгейм считал их слишком неопределенными, чтобы  учредить социологию как науку. 
  Согласно Э.Дюркгейму, для превращения социологии в науку первостепенное значение имеет разработка ее научного метода. В одной из своих основных работ «О разделении общественного труда: Метод социологии» он подчеркивал необходимость объективного и рационалистического объяснения общественной жизни на основе социальных фактов. 
  Понимая социологию как науку о социальных фактах, Э.Дюркгейм разделял эти факты на «морфологические» и духовные. К первым относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и пр. («материальный субстрат» общества); ко вторым причислял традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и пр. («коллективное сознание» общества). Согласно Э.Дюркгейму, социальный факт есть лишь там, где существует организация производственной, политической или иной деятельности. 
  Основными признаками социальных фактов, согласно Э. Дюркгейму, являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и 2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым он исходил из понимания человека как существа социального, развитие и деятельность которого проходит под определенным воздействием социальных норм и предписаний. 
  Э. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, проблемы путей и способов обеспечения в нем гармонии. Вслед за О.Контом он рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности и согласия. Не случайно изучение согласия считается дюркгеймовской традицией в социологии. 
  Особенностью социологии Э.Дюркгейма является трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для О. Конта, социальный вопрос был для него не столько экономико - политическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Э. Дюркгейм понимал как действенную практическую силу. С его точки зрения, все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный и временный характер. 
  Поэтому Э.Дюркгейм рассматривал политические революции как кровавые действия, мало что меняющие в социальных системах. Для того, чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. 
  Э.Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия» (буквально «без норм»). Оно используется для обозначения состояния дезорганизации общественной жизни, отсутствия веры в ценности и нормы, неустойчивости консенсуса между социальными слоями и группами. 
  Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе «Самоубийство». В ней на большом фактическом материале прослеживается динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. 
  Глубоки и актуальны суждения Э.Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и способах их преодоления. Социальное здоровье, по Э.Дюркгейму, заключается в развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества в целом, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать эти условия для своего развития. Болезнь может зародиться в любой сфере общества, но если оно больно целиком, лечить его следует комплексно. Велико значение морального и политического оздоровления общества, внедрения во все его сферы эффективных стимулов деятельности и общения людей. 
  Э.Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки во Франции. Он создал первую в этой стране кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление - французская социологическая школа.


Информация о работе Социологические воззрения Э. Дюркгейма