Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:54, реферат
Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX - начала XX века был французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), автор классических трудов «О разделении общественного труда: Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали работы О.Конта, но Э.Дюркгейм считал их слишком неопределенными, чтобы учредить социологию как науку. Согласно Э.Дюркгейму, для превращения социологии в науку первостепенное значение имеет разработка ее научного метода.
Социологические воззрения Э. Дюркгейма
Одним из наиболее значительных
представителей социологического позитивизма
конца XIX - начала XX века был французский
ученый Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), автор
классических трудов «О разделении общественного
труда: Метод социологии», «Самоубийство»
и др. Прямое влияние на него оказали
работы О.Конта, но Э.Дюркгейм считал их
слишком неопределенными, чтобы
учредить социологию как науку.
Согласно Э.Дюркгейму, для превращения
социологии в науку первостепенное значение
имеет разработка ее научного метода.
В одной из своих основных работ «О разделении
общественного труда: Метод социологии»
он подчеркивал необходимость объективного
и рационалистического объяснения общественной
жизни на основе социальных фактов.
Понимая социологию как науку о социальных
фактах, Э.Дюркгейм разделял эти факты
на «морфологические» и духовные. К первым
относил плотность населения, наличие
путей сообщения, характер поселений и
пр. («материальный субстрат» общества);
ко вторым причислял традиции, обычаи,
религию, мораль, законы, моду и пр. («коллективное
сознание» общества). Согласно Э.Дюркгейму,
социальный факт есть лишь там, где существует
организация производственной, политической
или иной деятельности.
Основными признаками социальных фактов,
согласно Э. Дюркгейму, являются: 1) их объективное
существование по отношению к отдельным
индивидам и 2) их принудительное воздействие
на людей. Тем самым он исходил из понимания
человека как существа социального, развитие
и деятельность которого проходит под
определенным воздействием социальных
норм и предписаний.
Э. Дюркгейм продолжил разработку теории
общества как единого социального организма,
проблемы путей и способов обеспечения
в нем гармонии. Вслед за О.Контом он рассматривал
общество главным образом как сферу солидарности,
сплоченности и согласия. Не случайно
изучение согласия считается дюркгеймовской
традицией в социологии.
Особенностью социологии Э.Дюркгейма
является трактовка общества как преимущественно
нравственной реальности. Как и для О. Конта,
социальный вопрос был для него не столько
экономико - политическим, сколько нравственно-религиозным.
Мораль Э. Дюркгейм понимал как действенную
практическую силу. С его точки зрения,
все, что не имеет серьезного нравственного
основания, носит непрочный и временный
характер.
Поэтому Э.Дюркгейм рассматривал политические
революции как кровавые действия, мало
что меняющие в социальных системах. Для
того, чтобы политические преобразования
действительно вызвали социальные изменения,
они должны выразить и затронуть глубинные
нравственные ценности и устремления
общества.
Э.Дюркгейм ввел в социологию понятие
«аномия» (буквально «без норм»). Оно используется
для обозначения состояния дезорганизации
общественной жизни, отсутствия веры в
ценности и нормы, неустойчивости консенсуса
между социальными слоями и группами.
Развернутое обоснование концепция социальной
аномии получила в работе «Самоубийство».
В ней на большом фактическом материале
прослеживается динамика самоубийств
в европейских странах в зависимости от
различных социальных факторов.
Глубоки и актуальны суждения Э.Дюркгейма
о различиях нормального и патологического
в обществе, о социальных болезнях и способах
их преодоления. Социальное здоровье,
по Э.Дюркгейму, заключается в развитии
жизненных сил индивида, коллектива и
общества в целом, в их способности адаптироваться
к условиям среды и использовать эти условия
для своего развития. Болезнь может зародиться
в любой сфере общества, но если оно больно
целиком, лечить его следует комплексно.
Велико значение морального и политического
оздоровления общества, внедрения во все
его сферы эффективных стимулов деятельности
и общения людей.
Э.Дюркгейм многое сделал для институционализации
социологической науки во Франции. Он
создал первую в этой стране кафедру социологии,
руководил изданием журнала «Социологический
ежегодник», вокруг которого сложилось
влиятельное научное направление - французская
социологическая школа.