Социологические идеи в трудах Питерима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

Питерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового уровня 20в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокин Питерим.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

      Социологические идеи в трудах Питерима Сорокина 

      Питерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового  уровня  20в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан  из  России. Его  учениками  были  многие  выдающиеся  американские   социологи,   сделал огромный вклад в теоретическую социологию.  Сорокин развивал  учение  об «интегральной»  социологии,   охватывающей   все   социологические   аспекты культуры.    Социальную     действительность     он     рассматривал     как сверхиндивидуальную социокультурную реальность,  несводимую  к  материальной реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов. Культура  как система  символов,  мотиваторов,   образцов   действий,   задает   индивидам предельно  общую  ориентацию,   освобождая   от   внутренних   противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые  высокие системы  из  них  (суперсистемы)   базируются   на   самых   фундаментальных предпосылках реальности — мировоззрениях.  Из  суперсистем  Сорокин  выделял «чувственную   суперсистему»    (реальность    воспринимается    чувствами), «умозрительную»    (реальность    познается    при     помощи     интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В  разные  периоды  истории  эти суперсистемы находятся на разных фазах развития.  В  то  же  время  в  любой период истории наряду с суперсистемами культуры в  обществе  сосуществуют  5 основных культурных систем  более  низкого  уровня:  язык,  этика,  религия, искусство, наука.

 Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как

результат   механической    эволюции    природно-биологических    отношений. Социокультурные,  исторические  отношения  связаны  с  появлением   в   акте человеческого  взаимодействия  нового  момента  в  виде  «ценностей,   норм, символов». Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости  от того, каков характер ценностей и  норм  складываются  в  обществе  различные типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы  и  формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура  определялась Сорокиным в следующем виде:

      I. Главные формы неорганизованных  и полуорганизованных групп:

      1.«внешние»  организованные группы (например, подписчики  газет и т.д.)

      2.толпа, группы незнакомых людей

      3.человечество  в целом.

II. Важнейшие  «односторонние» группы, построенные  на одном ряде ценностей:

      А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.

      Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная  общность,  3)этническая

        общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,

        7)политическая, 8)элиты.

III.  Важнейшие  «многосторонние»  группы:   1)семья,   2)община,   3)племя,

        4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный  класс.

Все  эти  группы  существуют,  отличаясь  свойствами,  вступая   в   сложные взаимодействия друг с  другом,  образуют  в  целом  общество.  Но  в  основе взаимодействия а следовательно  и  общества  лежат  ценности  и  нормы  т.е. интегративная культурная база. Исходя из социокультурного  видения  общества Сорокин предложил свое  понимание  развития  общества,  его  социокультурной динамики. Так, доминирующие суперсистемы социокультурных  феноменов  в  ходе истории   исчерпывают   свои   возможности   и   заменяются   альтернативным мировоззрением.  Этот   переход   суперсистем   сопровождается   радикальной трансформацией социальных  институтов  и  нормативных  образцов.  Разрушение интегративной культурной базы  и  возникновение  нового  культурного  базиса сопровождается   кризисами,   войнами,   бедствиями.   В   соответствие    с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих  позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г. Сорокин — один из  родоначальников  теорий  социальной  стратификации, социального  пространства  и  социальной   мобильности.   В   своей   теории стратификации  Сорокин  объяснил,  что  любое  общество  неоднородно,   слои составляющие его определяются  рядом  позиций:  имущественным  неравенством, образовательным неравенством. В теории  соц.  мобильности  он  объяснил  как происходит перемещение из одного слоя в  другой.  Ему  принадлежит  еще  ряд идей: теории конвергенции  (сближения,  приобретения  одинаковых  черт,  все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном  направлении  и  между  ними все больше общего, чем различий  и  где-то  в  перспективе  различия  станут незначительными). Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил  в  него  иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества,  как целое.  В этом  обществе  где люди  не   равны,   они   занимают   разные   места   в представлениях, мнениях окружающих. Одни из  них находятся высоко,  другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по  Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди  и целые группы  людей занимают  то  или иное  место в общественных  представлениях  о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное  геометрическое  пространство,  а  многомерное пространство. Он писал:

      1. социальное пространство — это  народонаселение Земли;

      2. социальное положение — это  совокупность  его  связей  со  всеми  группами   населения,  внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

      3.  положение   человека   в   социальной   вселенной   определяется   путем

        установления этих связей;

      4. совокупность таких групп, а  также совокупность  положений   внутри  каждой  из них составляют  систему социальных  координат,  позволяющую  определить социальное положение любого индивида.

Отсюда  следует, что люди, принадлежащие  к одинаковым  социальным  группам  и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих  групп,

находятся в одинаковом социальном положении. Он  писал,  что  для  упрощения можно сократить  число  параметров  до  двух,  указал  в  качестве  основных параметров  социального  пространства  —   вертикальное   и   горизонтальное перемещение.  По  горизонтали  социальное  положение  людей  одинаково,   по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были  удобным инструментом  для  анализа  и  описания  социальных  явлений,   например   — социальной мобильности.

 Соц.  мобильность — это передвижение  в социальном положении,  изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно.  Сорокин  указал  основные каналы (лифты), с помощью которых  люди  меняют  свое  положение  —  главным образом за счет образования, армии, церковь,  бизнес.   Наибольший  вклад  в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц.  пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во  мнении окружающих и  своем  собственном.  Для  фиксации  перемещений  он  ввел  ряд понятий, связанных социология шкалой: вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение  без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса); индивидуальная и групповая мобильность (групповая  происходит  тогда,  когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е.  изменяется  ее  оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков; восходящая и нисходящая динамика. Восходящая  когда  повышают  свой  статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая  динамика  была  характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян). Сорокин  пришел  к  выводу,  что  соц.  мобильность  является  положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам.  Исключением является  ситуация,  когда  в  состоянии  динамического   движения,   резкой мобильности находится все  общество.  Это  означает  кризис,  неустойчивость нежелательная  мобильность  для   общества   однако   другая   крайность   — противоположная ситуация —  никакой  мобильности,  застой,  что  свойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой,  что  самая оптимальна  мобильность  в  Америке,  где  каждый  чистильщик  может   стать миллионером. 
 
 
 

Информация о работе Социологические идеи в трудах Питерима Сорокина