Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Что мы понимаем под социологическим исследованием? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.

Содержание

Введение 3
1. Сущность методологии социологического исследования 5
1.1.Программа социологического исследования 7
1.2. Построение выборки 10
2. Методы социологического исследования 11
2.1.Опрос 11
2.2.Интервью 13
2.3.Наблюдение 14
2.4.Контент-анализ 15
3.Способы анализа и интерпретации данных, получение 17
эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций 17
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

соц. исследование2.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Что мы понимаем под социологическим  исследованием? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.

Конкретные социологические  исследования позволяют

- получить отражение  реального состояния социальных явлений и процессов в обществе;

- выявить имеющиеся  противоречия и тенденции развития  социальных отношений;

- дать прогноз социальных  ситуаций;

-определить оптимальные  пути воздействия на тенденции  общественного развития и разрешения  противоречий;

- осуществлять действенный  контроль за состоянием дел  в различных сферах общественной  жизни, осуществлять обратную  связь.

Для проведения социологического исследования нужна теоретическая  основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

Одним из главных мотивов  обращения к социологическому исследованию является потребность получения  информации, отражающей те стороны  жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешнего глаза", но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.

 

 

Цель данной работы – рассмотреть общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования. С этой целью автор работы ставит перед собой следующие задачи:

- раскрыть сущность методологии социологического исследования;

- рассмотреть  методы, приемы, процедуры и технику  социологического исследования;

- показать способы  анализа социологических  исследований.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, монографии и статьи ученых-социологов, в которых систематизировано и последовательно излагаются и анализируются принципы и методы сбора, обработки и анализа социологической информации.   

 

1. Сущность методологии  социологического исследования

Для того чтобы провести социологическое исследование одной из сфер общественной жизни, нужно разработать программу этого исследования. Но что есть программа социологического исследования? Ответ на данный вопрос не может быть найден, если мы не знаем, в чем состоит сущность методологии социологического анализа социальных явлений.

Методология определяется как учение о структуре  логической организации, принципах, формах и методах научного познания. В. Г. Харчева делит методологию на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания данной науки, например социологии. Подчеркивая данный аспект, В. Г. Харчева совершенно правильно указывает на то, что современные методологи сосредоточивают свое внимание нередко лишь на технических процедурах эмпирических исследований [7, с.259]. Надо сказать, что направленность методологии на чисто технические процедуры — это традиция западной социологии, которая оставляет за рамками своего внимания моменты общего характера, обращаясь лишь к частным случаям общественной жизни. Существует мнение, что «самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений — самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, — это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

По сути дела, в этом заключена сущность методологии  социологического анализа социальных явлений, то есть то, чем должны, как считает В. Г. Харчева, заниматься методологи. Чем бы ни занимался, например, методолог-социолог, какие бы социальные проблемы он ни рассматривал, ни анализировал, он должен всегда понимать, что главная из них — «логическая связь теории с концептуализацией предметной области эмпирического анализа, связь последней с исследуемой социальной реальностью». Методолог-социолог должен в данном случае показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой человеческой деятельностью, которую они объясняют [7, с.260]. Попробуем понять сказанное на примере повседневной учебной деятельности. Допустим, директора института тревожит успеваемость учащихся. Успеваемость — это степень успешности усвоения учебных предметов учащимися. Понятно, что директора в данном случае может волновать только низкая степень успешности усвоения учащимися учебных предметов. Директор хочет понять, в чем причины низкой успеваемости учащихся и как эти причины устранить, чтобы повысить степень успешности усвоения учебных предметов учащимися. Но для того чтобы понять причины низкой успеваемости и принять соответствующие меры для ее повышения, необходимо провести социологическое исследование этой сферы жизни института. Для этой цели приглашается социолог. Социолог начинает с изучения «теории успеваемости», то есть он изучает накопленный историей теоретический уровень знания по данному предмету. Другими словами, социолог-методолог изучает всю совокупность исторических фактов и теорий, объясняющих явление успеваемости. Однако эти теории работали до тех пор, пока они в полной мере объясняли явление успеваемости и с помощью этих объяснений педагоги, преподаватели, директора учебных заведений могли управлять процессом успеваемости и добиваться необходимых результатов. Но ничто не вечно под луной. Происходят различные изменения, появляются новые факты, подходы, в том числе и в области успеваемости учащихся в современных учебных заведениях, и факты эти уже не укладываются в существовавшую до сих пор теорию успеваемости. Следовательно, возникает необходимость дальнейшего развития теории успеваемости, которая бы объяснила все то новое, что возникло в таком явлении. Познание, изучение этих новых фактов, как полагает социолог-методолог, позволит откорректировать теорию и достичь желаемой цели, которую директор колледжа видит в высокой успеваемости, успешном усвоении учебных предметов учащимися.

Таким образом, в работе социолога-методолога возникает  то, что в социологии называют проблемной ситуацией, которая в данном случае формулируется так: существует противоречие между общественной потребностью (выражаемой директором колледжа) в высокой успеваемости учащихся того или иного учебного заведения и реальной успеваемостью учащихся, не отвечающей требованиям, предъявляемым обществом к уровню знаний современных студентов.

Формулировкой проблемной ситуации заканчивается, по существу, предварительная теоретическая работа переходного этапа к построению программы социологического исследования такого явления, как «успеваемость». Предварительная теоретическая работа состояла в том, чтобы проследить с исторической точки зрения, как возникло явление успеваемости, какие этапы развития оно проходило, чем явление успеваемости стало сегодня и чем оно должно стать завтра (желаемое состояние) и что препятствует ему стать тем, чем оно должно стать в соответствии с потребностями общества. Но для того чтобы точно знать, как повысить успеваемость, чтобы она соответствовала потребностям общества, необходимо разработать программу социологического исследования. Далее будет рассмотрена программа социологического исследования.

1.1.Программа  социологического исследования

 

После того как  социолог-методолог выявил новые  факты, связанные с успеваемостью, он должен найти методологические и методические приемы, подходы изучения нового в процессе успеваемости как социального явления. Совокупность методологических и методических приемов образует стратегию изучения новых фактов эмпирической реальности, касающихся теории, в нашем случае успешного усвоения учебных предметов. Собственно, это и есть программа социологического исследования, включающая, как уже было сказано, два крупных раздела: а) методологию исследования и б) методику исследования.

Методология исследования, в свою очередь, включает в себя:

  1. формулировку и обоснование проблемы;
  2. указание цели и задач исследования;
  3. определение объекта и предмета;
  4. осуществление логического анализа основных понятий;
  5. формулировку гипотез.

          Методика исследования включает:

  1. определение обследуемой совокупности процессов, явлений, предметов социальной реальности;
  2. характеристику используемых методов сбора социологической информации эмпирического характера;
  3. выверенную, строгую логику анализа с помощью социологического инструментария для сбора этой информации;
  4. логические схемы математической обработки полученной в ходе социологического исследования эмпирической информации.

Сама структура  программы социологического исследования сравнима с каркасом с продольными  и поперечными связями, на который  потом нанизывается по определенным правилам фактология эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования [1, с.13].

Главное в исследовании — правильно сформулировать проблему исследования, то есть указать на то противоречие, которое мешает, препятствует явлению, находящемуся в определенном состоянии, перейти в желаемое состояние, обусловленное общественной потребностью. В нашем случае проблема обусловлена противоречием между реально существующим состоянием успеваемости учащихся колледжа и желаемым состоянием успеваемости в большей мере соответствующим объективным потребностям общества. Смысл социологического исследования заключается в том, чтобы найти пути разрешения теоретически сформулированного социального противоречия в таком явлении, как успеваемость. Такой подход определяет цель социологического исследования.

Постановка  цели определяет совокупность задач, решение  которых в ходе исследования приводит к достижению его цели. Задачи представляют собой вопросы, на которые с помощью определенных операций необходимо найти правильные ответы  [1, с.14].

Проблема  исследования противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия людей, не существует сама по себе, но непременно связана с тем, кто является их носителем. Носитель исследуемой проблемы называется в социологии объектом данного исследования. Та сторона, часть объекта исследования, непосредственно содержащая исследуемое противоречие, называется в социологии предметом исследования. Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Именно это имелось в виду, когда разговор шел о программе как о каркасе жестких связей между частями социологического исследования.

Одной из таких  частей является социологическая программа, в которой осуществляется логический анализ основных понятий. Анализ основных понятий предполагает сведение теоретических понятий, например понятие «успеваемости», к таким эмпирическим выражениям, показателям, которые, как говорится, можно потрогать руками [2: С.34].

В данном случае показано, что характер анализа основных понятий связан с разработкой инструментария, в соответствии с которым будет осуществляться сбор социологической эмпирической информации.

 

1.2. Построение  выборки

 

В процессе социологического исследования была разработана теория проблемы, которую разрешают с помощью программы исследования. Выявлены объект и предмет исследования и все другое, что включает в себя программа полновесного социологического исследования. Остается открытым один вопрос — кого исследовать? Впрочем, и это известно — в вышеизложенном примере - студентов института. Но в связи с этим возникает другой вопрос — сколько студентов нужно задействовать в исследовании, чтобы получить надежные, исчерпывающие данные? На этот вопрос обычно отвечает решение о выборной совокупности опрашиваемых. Можно, разумеется, охватить опросом весь студенческий коллектив (массив опрошенных) и это будет сплошной опрос. Если опрашивается часть студентов, то это будет монографическое исследование, когда изучается какой-то определенный, достаточно типичный и представительный объект.

При выборочном исследовании определяется по специально выделенным признакам какая-то часть всей изучаемой совокупности. В таком случае мы имеем модель, по которой судим об оригинале в целом. Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения — все студенты колледжа. Выборочная совокупность — это часть генеральной совокупности, смоделированная по наиболее характерным признакам. Она представляет генсовокупность, она репрезентативна по отношению к ней [4, с.55-56]. Это должно быть и это главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности. Если, например, мы исследуем проблему успеваемости студентов, то, очевидно, нет нужды опрашивать 3000 учащихся, достаточно будет опросить 300 человек, и мы будем иметь 10-процентную выборку. Однако среди этих 300 студентов должны быть пропорционально представлены студенты всех факультетов и курсов. Если в учебном заведении 3 одинаковых по численности студентов факультета (при 5-летнем обучении), то с каждого курса каждого факультета желательно опросить 15 студентов, то есть академическую группу. Полученные результаты можно будет с уверенностью экстраполировать на генеральную совокупность и принимать управленческие решения. Наша выборка идеальна и редко встречается в жизни, но принципы выборки именно таковы, и они должны учитывать существующие реалии. Например, по множеству причин численность студентов на факультетах может быть разной, и выборка осложняется, но это преодолимые трудности.

Существует  два основных типа выборки: случайная и стратифицированная (типическая). При случайной выборке единицы наблюдения выбираются из генеральной совокупности случайно методом «тыка» (каждый пятый в классном журнале и т.п.).

При типической выборке отбор единиц наблюдения производится с учетом удельного веса каждой группы учащихся в генеральной совокупности. Наиболее распространена гнездовая (квотная) выборка, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда), например учебная группа, которые затем целиком или выборочно обследуются [5, с.442].

2. Методы социологического исследования

2.1.Опрос

В связи с  этим необходимо отметить, что важнейшим  методом сбора первичной информации является опрос, наиболее распространенный и наиболее дешевый социологический метод, потому что с его помощью получают до 90% всех эмпирических данных в социологической науке. Опрос — это метод, при котором необходим контакт с каждым участником опроса, при этом не важно, какой вид опроса (анкетный, интервьюистский, телефонный, почтовый и т.п.) используется в данном случае. Опрос незаменим тогда, когда речь идет об исследовании проблем, затрагивающих значительные группы людей. Прежде всего, это касается анкетного опроса. В этом смысле анкетный опрос в наибольшей мере отвечает представлению о социологии как науке больших чисел [6, с.99].

Информация о работе Социологические исследования