Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:24, статья

Краткое описание

Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы.

Содержание

Методы социологического исследования:
Анализ существующих данных.
Наблюдение
Массовый опрос. Анкетирование и интервью
Эксперимент
Пример социологического исследования
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Социологические исследования.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Методы социологического исследования:
  2. Анализ существующих данных.
  3. Наблюдение
  4. Массовый опрос. Анкетирование и интервью
  5. Эксперимент
  6. Пример социологического исследования

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методы социологического исследования.

 

2.Анализ существующих документов. Контент-анализ.

 

    Значительная  часть информации, необходимая исследователю  в его работе, содержится в  документальных источниках. В социологии  их изучение как этап социологического  исследования называют анализом  существующих данных, или вторичным  анализом данных.

Полное представление  о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения  возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких  письменных документов, как научные  публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация.

В социологии документом называют специально созданный человеком  предмет для передачи и хранения информации.

Существуют различные  классификации документов:

1. С точки зрения целевого  назначения различают:

а) целевые документы: выбирает сам социолог;

б) наличные документы: есть в наличии.

2. По степени персонификации:

а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.;

б) безличные: например, статистические данные.

3. В зависимости от  статуса источника:

а) официальные;

б) неофициальные.

4. По источнику информации:

а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса;

б) вторичные: обработка, обобщение, описание, сделанное на основе первичных источников.

 

    Именно анализ  документов даёт первоначальную  информацию и позволяет точно  и целенаправленно использовать  другие исследовательские методы.

 

    Особый интерес  для социологов представляют  сводные данные результатов специализированных  сплошных и выборочных обследований, проводимых центральными статистическими  организациями и ведомственными  исследовательскими организациями.

 

    В последнее  время в России и за рубежом  стали появляться статистические  справочники, куда включены показатели  удовлетворённости различными сферами  жизнедеятельности человека, окружающими  условиями и другие субъективные  показатели.

 

    В социологии  существуют две группы методов  анализа информации документов:

 

1. Традиционные.

2. Формализованные.

 

    Под первым  понимают умственные операции, направленные  на анализ первичных данных  в документах с точки зрения  интересующих исследований. Имеет  недостаток- субъективизм.

 

    Суть второго  заключается в том, что исследователь  переводит количественные показатели  текстовой информации.

 

    Традиционные  методы анализа документов.

 

    Документальные  источники несут уникальную и  разнообразную информацию о социальных  явлениях и процессах. Важно  найти методы, которые бы позволяли  извлечь искомую информацию с  достаточной надёжностью. Эти  методы включают всё многообразие  умственных операций, направленных  на интерпретацию содержания  документов в соответствии с  целью исследования.

 

    Традиционный  анализ представляет собой адаптацию  содержания документа к исследовательской  задаче, основанную на интуитивном  понимании, обобщении содержания  и логическом обосновании сделанных  выводов.

 

    Необходимо сделать  оценку качества документов, которое  включает:

 

1. Выяснение условий, целей  и причин создания документа.

2. Установление его авторства.

    Иначе говоря, выясняются факторы достоверности  документального источника применительно  к целям исследования. Установление  полноты и достоверности источника  относительно целей исследования- главные параметры его оценки  до начала исследования.

    Количественный  анализ (контент-анализ).

    Наиболее существенным  ограничением, связанным с использованием  традиционных методов анализа  таких документов, как газеты  и тому подобные источники,  является возможность субъективных  влияний на результаты анализа,  т. е. влияние установок исследователя,  его интересов, сложившихся стереотипных  представлений о предмете анализа.  Данный недостаток преодолевается  методиками формализованного анализа,  которые основаны на статистическом  учёте различных объективных  характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

    Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.

    Анализ основан  на единообразных стандартизированных  правилах поиска, учёта и подсчёта  количественных показателей изучаемых характеристик текста.

    Его суть заключается  в том, чтобы найти и использовать  для подсчёта такие признаки  документа, которые отражали бы  определённые существенные стороны  его содержания.

    Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста.

 

3.Наблюдение.

    Наблюдение в  социологии- метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

 

    Существует ряд  особенностей этого метода:

 

1. Связь наблюдателя с  объектом наблюдения.

2. Наблюдатель не лишён  человеческой черты- эмоциональности  восприятия.

Люди СХОДЯТ С УМА, узнав  гороскоп от лучшей Ведьмы Сибири! Посмотри, если не боишься!

 

Чудо-метод. Девушка сбросила 75 кг, на дому! Нужно всего один раз  в день...

 

Без спортзала и химии! Корейская схема НАКАЧКИ тела!

 

70% Браков распадаются  после посещения этого сайта!  Тут есть компромат на каждого.

 

В фильмах нам врут! Вот  сколько длится ПОЛОВОЙ акт 

Ученые вычислили идеальное  время соития...  

Лучше с начала попробовать  методы омоложения кожи лица без без каких..

Лучше с начала попробовать  методы омоложения кожи лица без без каких.....  

Попробуй справится с таким громадным грузовиком

Это под силу только спецам  

Особенно это касается омоложения кожи тела и лица...

Особенно это касается омоложения кожи тела и лица...

Скорей спеши узнать свою судьбу

Это для тебя очень важно   

Звезды расположены благословно к близницам и ..

Спеши узнать что сулят звезды тебе  

Составлю гороскоп на весь год вперед

Беды можно предотвратить   

Трех знаков ждет счастье  и богатство 

Скорее жми, может это  ты

Разместить рекламу

 

3. Сложность повторного  наблюдения.

    В зависимости  от степени стандартизации техники  наблюдения можно выделить две  основные разновидности этого  метода.

 

    Стандартизированная  техника наблюдения предполагает  наличие предварительно детально  разработанного списка событий,  признаков, которые предстоит  наблюдать; определение условий  и ситуаций наблюдения; инструкции  для наблюдателей; единообразные  кодификаторы для регистрации  наблюдаемых явлений.

 

    Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

 

    Формы и приёмы  фиксации результатов наблюдателя- бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

 

    В зависимости  от роли наблюдателя в изучаемой  ситуации различают 4 вида наблюдения:

 

1. Полное участие наблюдателя  в ситуации: предполагает включение  наблюдателя в изучаемую группу  как полноправного её члена.  Роль наблюдателя неизвестна  членам группы.

2. Участник ситуации как  наблюдатель: характеризуется включённостью  наблюдателя в группу, однако  подразумевается, что всем участникам  ясна его роль как исследователя.

3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель- прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.

4. Полностью наблюдатель:  исследователь выполняет лишь  функцию наблюдателя, не взаимодействуя  с участниками ситуации, оставаясь  вне поля их зрения.

Процедура наблюдения. Процесс  исследования социального явления  методом наблюдения условно можно  представить в виде следующей  последовательности шагов:

 

- формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение  задач;

- определение единиц наблюдения  и индикаторов изучаемых аспектов  поведения;

- разработка языка и  системы понятий, в терминах  которых будут описываться результаты  наблюдения; определение выборочных  процедур с ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

- подготовка технических  документов для фиксации наблюдаемого  явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);

- запись результатов наблюдений;

- анализ и интерпретация  данных;

- подготовка отчёта и  выводов по итогам исследования.

Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство  состоит в том, что он даёт возможность  уловить детали данного явления, его многогранность.

 

Гибкость метода- ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

 

И, наконец, дешевизна- обычный атрибут, присущий этому методу.

 

Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования .

 

 

4.Массовый опрос. Анкетирование и интервью

 

    К данному методу  исследователь обращается тогда,  когда для решения поставленной  задачи ему необходимо получить  информацию о сфере сознания  людей: об их мнениях, мотивах  поведения, оценках окружающей  действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности  и т. п.

 

    Во всех подобных  случаях именно люди, участники  изучаемых социальных процессов,  выступают в роли уникального  источника информации, который не  может быть заменён никаким  другим. Однако методом опроса  может быть получена информация  и о поведении людей, различные  фактологические сведения.

 

    Суть метода  опроса сводится к общению  исследователя прямо или косвенно  через его представителя с  совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога.  Особенность этого общения состоит  в том, что оно, с одной  стороны, должно отвечать строгим  требованиям научной процедуры,  а с другой- исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

 

    Таким образом,  в опросе реализуется познавательное  взаимодействие двух различных  уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает  исследователь, и обыденного, практического,  носителем которого выступает  опрашиваемый, респондент.

 

 

    Методические  принципы конструирования вопросника. Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь  в структуре вопросника должны  отвечать двум требованиям.

 

    1. Вопросы должны  быть необходимыми и достаточными  для обеспечения эмпирической  проверки гипотез исследования, для решения его познавательных  задач. Это требование обеспечивается  на стадии эмпирической интерпретации  понятий посредством выработки  набора индикаторов и соответствующего  ему списка единиц искомой  информации.

 

    Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты  должна быть определена его  познавательная задача, его искомая  информация .

 

    2. Необходимо учитывать  социально-психологические особенности  опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др.

 

    В практической  работе при конструировании вопросника  оба требования часто пресекаются  и должны учитываться комплексно  и во взаимосвязи.

Информация о работе Социологические исследования