Социологические исследования в области рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены направления социологических исследований в области рекламы, а также основные методы социологических исследований рекламы

Содержание

Введение
Социальная стратификация и сегментирование рынка
Социологическое обеспечение рекламной кампании:
а) Понятие социологического исследования
б) Направления социологических исследований
4) Методы социологических исследований рекламы:
а) Классификация методов
б) Наблюдение
в) Опрос, его виды
г) Эксперимент
д) Специальные исследования
5) Заключение
6) Список использованных информационных ресурсов

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Основные методы проведения опроса

  • телефонный опрос;
  • письменное анкетирование;
  • личное интервью;
  • интернет-опрос.

Теперь остановимся более  подробно на каждом из них. 
А) Телефонный опрос. 
Способ получения информации в процессе исследования, путем телефонного опроса, как и любой из них, имеет свои плюсы и минусы. К плюсам данного метода следует отнести оперативность (данные можно обработать за несколько часов, в крайнем случае, за день-два) и относительную дешевизну, по сравнению с другими. К минусам - ограниченность количества вопросов в анкете (дольше 10 – 15 минут люди, как правило, не хотят разговаривать), опасность прерывания интервью, сложность формирования репрезентативной выборки, а так же проблемы с организацией подобных опросов с учетом отечественного уровня телефонизации и качества телефонной связи. Но, не смотря на это, данный метод сбора информации, широко применяется в исследовательской  
деятельности, например, при определении эффективности рекламы. 
Среди фирм, среднего масштаба, он является более популярным, поскольку, нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников, так как задавать вопросы респонденту может менеджер или секретарь, отвечающий на звонки. Кроме того, респондент, сам, звонит в фирму, что предупреждает нежданное вторжение, в случае проведения запланированного «обзвона» интервьюером. Опрос проводится после того, как, респонденту были даны ответы на интересующую его информацию.  
Рассмотрим другой не менее популярный метод сбора информации, метод письменного анкетирования.  
Б) Письменное анкетирование. 
Ф.И. Шарков, А.А. Радионов в учебном пособии «Социология массовой коммуникации» дают следующее определение: «Анкетный опрос – это один из основных видов опроса, применяемых в социологических исследованиях, его существенной особенностью является использование анкеты, заполняемой респондентами в письменной форме. 
Данный вид опроса бывает двух видов – почтовое анкетирование, при котором анкеты в прямом смысле рассылаются по почте, и анкетирование в аудитории. Основными достоинствами почтового анкетирования являются: большое количество вопросов, включаемых в анкету, широкая география охвата с возможностями региональной сегментации, большое количество потенциальных респондентов, относительно небольшие затраты из расчета на одну анкету. Основными недостатками, при данном способе сбора информации, принято считать небольшой возврат анкет (5 – 6 % вернувшихся, от общего числа, считается хорошим результатом), длительный срок ожидания возврата анкет (до 3 - 4 месяцев), невозможность уточнить ответ, если имеет место, некорректный ответ.  Анкетирование в аудитории (по месту жительства, работы, учебы, или при специальном подборе респондентов) дает организаторам право рассчитывать на весьма полное получение информации, при этом респондентов всегда можно подбирать по узким целевым аудиториям, что всегда ценится рекламодателями. В то же время данный способ сбора информации существенно ограничивает общее количество опрашиваемых (для этого анкетирования необходимо большое число респондентов во множестве различных мест, что связано с серьезными организационными проблемами). 
Анкетный опрос должен  отвечать следующим требованиям:

  • длительность опроса не должна превышать 30 – 40 минут;
  • интерес к предмету опроса должен не снижаться, а наростать;
  • первый вопрос должен быть нейтральным;
  • трудные вопросы должны располагаться в середине анкеты;
  • вопросы должны быть ясными и четкими, и отвечать требованиям логики.  (Приложение 2.)

Рассмотрим следующий  метод проведения опросов. 
В) Личное интервью. 
По мнению Ф.И. Шаркова, А.А. Радионова, интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт интервьюера с респондентом. 
Личное интервью предполагает непосредственное общение человека, задающего вопросы (интервьюера), и людей, на них отвечающих (респондентов), и реализуется в двух основных формах – в рамках группы или индивидуально.

Индивидуальные интервью и по количеству вопросов, и по составу  опрашиваемой аудитории могут быть самыми разными. Например, так называемый экспресс-опрос на улице (количественное исследование) предполагает, что интервьюер задает по три-пять вопросов в течении  нескольких минут встреченным людям , а один из сложнейших видов – глубинное интервью (качественное исследование), может длиться до двух часов, представляя собой неформальную беседу «один на один» по заранее составленному списку вопросов. Задача интервьюера заключается в акцентировании внимания респондента на интересующих исследователя вопросах. Вопросы ставятся таким образом, чтобы у респондента не было возможности отвечать односложно. Как правило, метод глубинного интервью выбирают в случаях:

  • при наличии опасности проявления чувства «стадности»

(в рамках личного  группового интервью, часть опрашиваемых, предпочитает скорее согласиться  с мнением других, чем отстаивать  собственное мнение);

  • когда это связано, с определенной тематикой обсуждения и по поводу предмета обсуждения, респондентам не хотелось бы говорить публично (например вопросы, связанные со здоровьем и его лечением, или вопросы материального достатка респондентов);
  • если респондентов слишком мало, с ними сложно связаться или их сложно собрать вместе (руководители компаний, ведущие специалисты).

У личного интервью, как способа сбора информации, есть свои достоинства и недостатки. К плюсам личного интервью можно  отнести непосредственный контакт  с респондентом, когда можно уточнить и вопрос и ответ; кроме того, есть возможность получить ответ на вопрос «почему?». Минусы, по мнению С.В. Веселова, также выглядят, достаточно однозначно: – ограниченность числа опрашиваемых, необходимость определенной специальной  подготовки интервьюеров, высокие удельные затраты на один контакт с респондентами.

 

Правила ведения беседы при  интервью:

  • интервьюер не должен допускать своей интерпретации формулировки вопросов;
  • необходимо задавать вопросы в той последовательности, которая предусмотрена анкетой;
  • исключить сознательный пропуск вопросов, кроме специально оговоренных;

Рассмотрим  еще один, относительно новый способ сбора информации, но уже успевший себя зарекомендовать, как весьма, преимущественный по сравнению с некоторыми другими  способами, метод интернет-опроса.  
Г) Интернет-опрос. Основным достоинством данного метода является, возможность взять лучшие стороны других способов проведения опросов, и объединить их вместе: Интернет-опросы позволяют достаточно оперативно и недорого (преимущества телефонного опроса), получить весьма обстоятельную информацию, с широкой географией охвата аудитории (плюсы письменного  анкетирования), и при необходимости, наладить обратную связь и контакт интервьюеров с респондентами, в режиме он-лайн (достоинства личной беседы). Но, как и другие методы сбора информации, метод интернет-опроса имеет оговорки, так, например, метод Интернет-опроса целесообразно применять при изучении весьма специфических, узких целевых аудиторий. Поскольку необходимо учитывать, что уровень достатка этой категории населения (а это, безусловно, интересно нам, в рамках данной работы, т.к. мы исследуем «уязвимую группу») значительно выше среднего по стране. А значит, при исследовании  в данной дипломной работе, его применение не целесообразно.

Г) Эксперимент

 
Эксперимент – это общенаучный метод получения  в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Данный способ сбора информации, по мнению В.Н. Лавриненко предполагает изменение одного или нескольких параметров и контроль за изменениями других параметров, зависимых от первых. В ходе эксперимента исследователь пытается выяснить причинно-следственные связи между разными факторами, влияющими на события, факты, явления, процессы. Применительно к рекламной деятельности, по мнению Ф.Э. Шереги, М.К. Горшковой,  это может быть определение степени воздействия на эффективность рекламной кампании изменения рекламной продукции или размещение рекламы по сравнению с предыдущей рекламной кампанией.

Д) Специальные исследования

Специальные исследования – под данным способом сбора информации подразумеваются, прежде всего, действия разведывательного характера, раньше обычно называвшиеся промышленным шпионажем. 
К законным способам получения данных относятся:

  • изучение открытых источников информации;
  • специальное наблюдение за деятельностью конкурентов;
  • получение информации от исследуемых компаний через подставные структуры;
  • анализ рекламной деятельности потенциальных партнеров;
  • установление контактов с сотрудниками изучаемых фирм.

 

    1. Заключение

В заключение хотелось бы сказать о том, что социологические исследования безусловно играют огромную роль при исследовании рекламы, в частности при оценке эффективности рекламной кампании.

Я рассмотрела различные методы социологических исследований, которые могут использоваться в рекламе. Изучив различную литературу можно выделить методы, которые являются  наиболее популярными в рекламной деятельности. К ним относятся метод опроса, который в свою очередь делятся на:

    • телефонный опрос, быстрый и доступный;
    • письменное анкетирование, который удобно использовать в аудитории;
    • личное интервью, которое можно использовать для проведения «фокус-групп» и глубинного подробного опроса с получением подробной информации на интересующую тему.

Этот метод является наиболее распространенным, так как он не требует больших затрат и прост  в использовании.

Таким образом, современные  исследования рекламы невозможно представить  без социологических исследований, так как с их помощью рекламодатели получают достоверную информацию о потребностях потребителей.

 

 

 

 

 

 

Список использованных информационных ресурсов:

  1. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности: Учебник. - М.: Гардарики, 2002
  2. Савельева О. Социология рекламного воздействия. — М.: «РИП-холдинг», 2006 
  3. Фексол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге: Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой – СПб., Питер, 2001
  4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: прайм-Еврознак, 2002
  5. Шереге Горшкова «Прикладная социология»
  6. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.; Под ред. В.А. Ядова. М., 1996

 


Информация о работе Социологические исследования в области рекламы