Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:32, курсовая работа
Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррациональные побуждения могут вообще вытеснить все другие формы регуляции поведения.
Можно ли считать любое объединение людей толпой? Можно ли считать два человека уже толпой или три и более. Чем отличается понятие толпа от других понятий, связанных с объединением людей в различные сообщества: коллектив, бригада, команда, школьный класс, институтская группа, буддисты, депутаты, рота, дивизия, компания друзей, панки, рокеры, садоводческие и другие общества.
Представление о толпе у человека возникает из личного опыта. Каждый бывал в толпе и видел ее поведение. Самое простое - это когда люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие, поддавшись простому человеческому любопытству. Количество людей увеличивается, заражаясь общим настроением и интересом. И постепенно люди превращаются в толпу.
Вот какое определение толпы дает «Азбука социального психолога-практика»:
Толпа — во многом лишенная
структуры группа людей, объединенная
между собой эмоциональным
Гюстав Лебон в своем
труде «Психология Толп» под
словом «толпа» подразумевается собран
Казалось бы, что такого страшного в группе случайно собравшихся людей. Но психологи и социологи, изучающие объединения людей заметили, что небольшие группы, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, довольно быстро перерастают в достаточно большую группу. При этом возникает стихийное поведение. Оно может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений в агрессивной форме либо на изменение ситуации через такие действия как драка, разрушение, разбой и даже убийства.
Тысячи, сотни тысяч людей могут в определенные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты толпы.
Так преподаватели Мокшанцевы по социальной психологии в своем пособие писали, что толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:
Огромные толпы, ведомые одной идеей и охваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны, перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки.
Столетия тому назад политика государств решалась монархами, мнение масс не принималось в расчет даже если таковое на тот момент и сформировалось. В настоящее же время личные склонности президентов и других глав государств уже более не принимаются в расчет. Теперь голос толпы, голос масс определяет политику. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно старается прислушаться. Не склонные к теоретическим рассуждениям, массы склонны к действию, а благодаря организации, толпа получила огромную силу.
Психологи утверждают, что толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на справедливости, надо произвести на них впечатление и увлечь их. 9
Гюстав Лебон приводит такой пример: если, например, какой-нибудь законодатель желает учредить дополнительный налог, то, как ни странно, самый несправедливый налог может в практическом отношении оказаться самым лучшим для масс. Если такой налог не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего легче будет принят массами. Поэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протеста толпы, так как он не стесняет ее привычек и не производит на нее впечатления, ибо взимается ежедневно и уплачивается по мелочам при покупке предметов потребления. Но попробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом на заработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, — вы вызовете единодушные протесты, хотя теоретически этот налог и был бы в десять раз легче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тут получается сравнительно высокая сумма, и когда ее придется вносить, она покажется огромной и потому произведет ярко отрицательное впечатление.
Этот пример помимо демонстрации воздействия на толпу показывает, что знание законов поведения толпы, мер воздействия на нее необходимо экономистам и политикам при проведении экономических реформ.
Из истории человечества видно, что все политические деятели, основатели религий, выдающиеся государственные люди и просто руководители (учителя, тренеры, военначальники и т.п.) всегда были бессознательными психологами, чувствующие и понимающими душу толпы.
По своим целям и содержанию социальные движения могут быть общественно-политическими, профессиональными, экологическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, религиозными, национальными, правозащитными, культурно-историческими, спортивными и др. Среди них выделяют «старые» и «новые» социальные движения. Для «старых» характерны традиционные социально-экономические требования (например, рабочие и фермерские движения), для «новых» – постматериальные ценности: экология, уничтожение ядерного оружия, качество жизни, права личности, культурные проблемы (экологические, пацифистские, правозащитные и др.).
В зависимости от стратегии действия выделяют инструментальные и экспрессивные движения. Первые стремятся завоевать политическую власть или оказывать на нее давление для достижения своих целей (так, экологическое движение «зеленых» имеет своих представителей в парламентах многих европейских стран), вторые добиваются своих прав с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (например, феминистские движения или движения сексуальных меньшинств).
Социальные движения различаются и своим уровнем: 1) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т. д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (например, движение против использования полигона в Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).
В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолгое время и распались из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.
1 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011
2 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011
3 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
4 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
5 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011
6 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
7 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011
8 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
9 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
Информация о работе Социологические исследования массового поведения в Франции