Социологические исследования массового поведения в Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррациональные побуждения могут вообще вытеснить все другие формы регуляции поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУР Соц исслед.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Можно ли считать любое  объединение людей толпой? Можно  ли считать два человека уже толпой или три и более. Чем отличается понятие толпа от других понятий, связанных с объединением людей  в различные сообщества: коллектив, бригада, команда, школьный класс, институтская группа, буддисты, депутаты, рота, дивизия, компания друзей, панки, рокеры, садоводческие и другие общества.

Представление о толпе  у человека возникает из личного  опыта. Каждый бывал в толпе и видел ее поведение. Самое простое - это когда люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие, поддавшись простому человеческому любопытству. Количество людей увеличивается, заражаясь общим настроением и интересом. И постепенно люди превращаются в толпу.

Вот какое определение  толпы дает «Азбука социального психолога-практика»:

Толпа — во многом лишенная структуры группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при  этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута.

Гюстав Лебон в своем  труде «Психология Толп» под  словом «толпа» подразумевается собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание.

Казалось бы, что такого страшного в группе случайно собравшихся  людей. Но психологи и социологи, изучающие объединения людей заметили, что небольшие группы, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, довольно быстро перерастают в достаточно большую группу. При этом возникает стихийное поведение. Оно может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений в агрессивной форме либо на изменение ситуации через такие действия как драка, разрушение, разбой и даже убийства.

Тысячи, сотни тысяч  людей могут в определенные моменты  подпадать одновременно под влияние  некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты толпы.

Так преподаватели Мокшанцевы по социальной психологии в своем  пособие писали, что толпой как  субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

  • большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
  • контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
  • совокупность людей, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Огромные толпы, ведомые  одной идеей и охваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны, перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки.

Столетия тому назад политика государств решалась монархами, мнение масс не принималось в расчет даже если таковое на тот момент и сформировалось. В настоящее же время личные склонности президентов и других глав государств уже более не принимаются в расчет. Теперь голос толпы, голос масс определяет политику. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно старается прислушаться. Не склонные к теоретическим рассуждениям, массы склонны к действию, а благодаря организации, толпа получила огромную силу.

Психологи утверждают, что  толпами нельзя руководить посредством  правил, основанных на справедливости, надо произвести на них впечатление  и увлечь их. 9

Гюстав Лебон приводит такой  пример: если, например, какой-нибудь законодатель желает учредить дополнительный налог, то, как ни странно, самый несправедливый налог может в практическом отношении оказаться самым лучшим для масс. Если такой налог не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего легче будет принят массами. Поэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протеста толпы, так как он не стесняет ее привычек и не производит на нее впечатления, ибо взимается ежедневно и уплачивается по мелочам при покупке предметов потребления. Но попробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом на заработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, — вы вызовете единодушные протесты, хотя теоретически этот налог и был бы в десять раз легче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тут получается сравнительно высокая сумма, и когда ее придется вносить, она покажется огромной и потому произведет ярко отрицательное впечатление.

Этот пример помимо демонстрации воздействия на толпу показывает, что знание законов поведения  толпы, мер воздействия на нее  необходимо экономистам и политикам при проведении экономических реформ.

Из истории человечества видно, что все политические деятели, основатели религий, выдающиеся государственные  люди и просто руководители (учителя, тренеры, военначальники и т.п.) всегда были бессознательными психологами, чувствующие и понимающими душу толпы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своим целям и содержанию социальные движения могут быть общественно-политическими, профессиональными, экологическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, религиозными, национальными, правозащитными, культурно-историческими, спортивными и др. Среди них выделяют «старые» и «новые» социальные движения. Для «старых» характерны традиционные социально-экономические требования (например, рабочие и фермерские движения), для «новых» – постматериальные ценности: экология, уничтожение ядерного оружия, качество жизни, права личности, культурные проблемы (экологические, пацифистские, правозащитные и др.).

В зависимости от стратегии действия выделяют инструментальные и экспрессивные  движения. Первые стремятся завоевать политическую власть или оказывать на нее давление для достижения своих целей (так, экологическое движение «зеленых» имеет своих представителей в парламентах многих европейских стран), вторые добиваются своих прав с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (например, феминистские движения или движения сексуальных меньшинств).

Социальные движения различаются  и своим уровнем: 1) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т. д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (например, движение против использования полигона в Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).

В более широком историческом контексте  социологи выделяют утопические  движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского  теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолгое время и распались из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агашин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 2010.
  2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 2011.
  3. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 2011.
  4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М» 2010.
  5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 2010.
  6. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 2010.
  7. Гайденко П.П» Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М., 2011.
  8. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. Техническая эстетика // Труды ВНИИПЭ. М., 2010. Вып. 61.
  9. Эфендиева А.Г. Общая социология М.: 2010.
  10. Кончанин Т.Л. Яременко С. Н Социология Ростов-на-Дону 2011
  11. Кравченко А. И Социология СПб.: 2010
  12. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011
  13. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии М.: 2010
  14. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2011.
  15. Анурин В Ф Эмпирическая социология: Уч. пособие для вузов. М:, 2010
  16. Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.
  17. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2010.
  18. Иванов О. И Методология социологии. Уч.-мет. пос. - СПб:: социол. общество Ковалевского, 2011.
  19. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2010.
  20. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М: 2011
  21. Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2010. - 128с.
  22. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2010.
  23. Просветов Г.И. Социологические исследования: задачи и решения. М: Альфа-Пресс, 2011. - 208с.

1 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011

2 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011

3 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.

4 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.

5 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011

6 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.

7 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс М.: 2011

8 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.

9 Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2011. - 384с.




Информация о работе Социологические исследования массового поведения в Франции