Социологические категории: «личность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других. Например, П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде:

Общее учение об обществе:
определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;
Социальная механика - изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях;

Содержание

1.Структура и функции социологии 3 стр.
1.1.Структура социологии 3 стр.
1.2.Основные функции социологии 9 стр.

2.Социологические категории: «личность» 13 стр.
2.1.Понятие личности в социологии 13 стр.

Список литературы 16 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

                                     Содержание:

 

1.Структура и функции  социологии                                           3 стр.

    1.1.Структура социологии                                                       3 стр. 

    1.2.Основные функции  социологии                                        9 стр.

 

2.Социологические категории:  «личность»                             13 стр.

    2.1.Понятие личности  в социологии                                     13 стр.

 

Список литературы                                                                     16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Структура и функции социологии

 

1.1.Структура  социологии

В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению  структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других. Например, П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде:

 

Общее учение об обществе:

определение общества или  социального явления, описание его  основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений  и учений о методах социологии;

Социальная механика - изучение закономерностей, проявляющихся в  общественных явлениях;

 

Социальная  генетика:

учение о происхождении  и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.;

учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов;

 

 

 

 

Социальная  политика:

формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно  и должно достигать цели улучшения  общественной жизни и человека.

Известный российский социолог Г.В. Осипов  предлагает следующую структуру социологии:

Социальная структура  и социальные процессы;

Специальные отрасли социологического знания;

Междисциплинарные исследования;

Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.

Другой подход к структурированию социологического знания, лежащий в  основе взглядов другого известного российского социолога Ядова В.А, более применим к практическим задачам социологии. В нем выделяется общая социология, специальные социологические теории, прикладная социология - методика и технология социологического исследования. Общая социология сосредоточена на изучении социальной сферы жизни общества, социального явления или процесса в целом, на применении на практике полученных знаний. Прикладная социология - на изучении отдельных сторон социальной сферы общественной жизни, социального явления или процесса, на применении на практике полученных знаний. Методика и технология социологического исследования - изучение и применение на практике методов, методики и технологии конкретного социологического исследования (рис. 1).

 

Рис. 1.  Структура социологии

 

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны  друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую  науку. Традиционно в качестве ее составных частей выделяют теоретическую  макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они изучают общество в целом и его системы социальных организаций, институтов, отношений, например, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера и т.п.

Микросоциологические теории сосредоточены на изучении сферы конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (отношения социальной коммуникации, сфера повседневной реальности, социальное поведение, социальная мотивация и т.п.), например символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и т.п.

Теории среднего уровня или  специальные социологические теории связаны с изучением той или  иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и  зависимостей, например, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодежи, социология медицины, военная социология и т.п.

Социологическое знание обязательно включает  мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии (или ее отрасли); знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Структура социологического знания теорий всех уровней может  быть представлена следующим образом:

методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);

б) Разделы методологии: мировоззренческие  и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о  методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;

Знания  о предмете:

а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;

Методы:

а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный  методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

Исследования:

а) Типы и уровни исследования:

по уровню знания: теоретические  и эмпирические;

по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;

по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;

по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические  и т.д.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):

социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и  т.д.

Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства и т.д.

Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Реализация метода в целом  называется методикой. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях. В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его место и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Реализация метода на уровне  операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами исследования (например, техника составления анкеты).

Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи.

 

                            1.2.Основные функции социологии

Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых  ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функции социологии.

Познавательная  функция.

Эта функция социологии заключается  в исследовании социальных явлений  с целью получить адекватные научные  представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере  и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу  объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу  функционирования социальных институтов.

Система представлений и  понятий о социальных процессах  фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные  обобщения и выводы по сравнению  со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических  исследований заключается в сборе  первичных данных, характеризующих  повседневную практику людей, и в  их эмпирическом анализе.

Познавательная функция  социологии заключается также в  том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере  материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут  иметь долговременный или текущий  характер: на уровне общесоциологических  теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических  теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

Практическая  функция.

Практическая функция  социологии состоит в том, чтобы  на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и  процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального  производства, совершенствованию экономических  и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и др.) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических размеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованны выводов и рекомендаций.

Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного  будущего общества, научные предвидения  развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая  функция.

 Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или  иных сторон общественной жизни, затрагивают  не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым  данные выводы и обобщения приобретают  идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Разумеется, неправильно, когда  научный подход подменяется идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем прошлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относительно исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Информация о работе Социологические категории: «личность»