Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:25, реферат
Столь же необходимы для социологии, как анализ структуры общества и социальных институтов, является учение о личности. Но вначале скажем о соотношении понятий, наиболее часто сопрягающихся с понятием "личности - понятий "человек" и "индивид". Говоря о человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное.
Структура личности по Рубинштейну
С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.
В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер
Индивидуально-общественные типы личности
Анализ современного
общества актуализирует исследование
отношений различных подсистем
общества с личностью. Установить правильное
соотношение между обществом
и индивидуальным «я» человека могут
лишь те системы, которые способны дать
синтез универсализма и
Определению сущности
человека через исследования соотношения
между обществом и
Современное общество
стало более динамичным и интегрированным,
когда общественный механизм достиг
такой сложной организации, что
время от времени наступает кризис
управления наряду с другими кризисами.
Сложность общественного
Другое прямо противоположное направление - социальное, напротив, видит смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального существа, а как существа, который не может не находится вне групп и общества.
С развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.
Каждое общество
заинтересовано в определённом, наилучшим
образом соответствующем ему
типе личности и потому предъявляет
свои требования к формированию социального
характера. Это находит своё воплощение
в системе образования и
Типы личности:
1. Традиционалисты
ориентированы в основном на
ценности долга, порядка,
2. У идеалистов,
наоборот, сильно выражены критическое
отношение к традиционным
3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
4. Реалисты сочетают
в себе стремление к
5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности.
Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе.
Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.
Список литературы
4 Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2003.
5 http://www.gumer.info/