Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:23, реферат
Таким образом, целью данной работы является рассмотреть основные социологические концепции менеджмента и взгляды в рамках данных концепций. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1) раскрыть суть основных концепций "классической" школы; 2) рассмотреть содержание основных концепций школы "человеческих отношений" и принципов эмпирической школы управления; 3) проследить процесс эволюции основных социологических концепций менеджмента.
1. Социальный аспект управления
2. Основные социологические концепции менеджмента
Заключение
Литература
Подводя
итог, можно сказать, что в рамках "классической"
теории менеджмента впервые были поставлены
вопросы о роли и природе социальной организации
в управленческих системах, сформулированы
принципы формальной организации в административных
системах. Человек здесь рассматривался
как специфический и ценный для управленца
социальный ресурс, хотя ему и отводилась
роль социального механизма в сложной
организационной машине. Созданная представителями
этой теории модель рациональной административной
организации основывалась на принципах
формализации отношений и, как правило,
на иерархических механизмах власти. Иначе
говоря, сторонники "классической"
теории полагали, что эффективность управления
определяется его формальной структурой,
координацией и детализированным контролем,
строгим соблюдением дисциплины, величиной
индивидуального вознаграждения, узкой
специализацией задач, единоначалием,
авторитарными методами управления, правильным
подбором кадров и орудий труда, соответствием
людей структуре.
Школа "человеческих отношений"
Одним из критиков старого и одновременно родоначальником нового направления в социологии менеджмента считается американский философ, политолог и психолог Мэри Паркер Фоллетт (1868 – 1933).
В изучение предприятий и
- человек – "социальное
- труд человека – если он интересен и содержателен – может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;
- средний человек стремится к
ответственности, и эти
- роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и теми более универсальными;
- производственная организация
– это в том числе сфера
удовлетворения социальных
- для повышения эффективности
деятельности организации
Эмпирическая школа управления
Наиболее яркими представителями эмпирической школы считаются Э. Дэйл, С. Дэвис, П. Друкер, Г. Кунц, Р. Фэлк, а также американский топ-менеджер, президент "А.Л. Смит айрон компании" (Массачусетс) Луис Ньюмен. В своей книге "Некоторые аспекты философии менеджмента", вышедшей в 1959 г., он утверждал, что философия менеджера гораздо важнее для успеха, чем планирование, методы работы, знания, умения и навыки. Ньюмен отмечал, что будущие действия менеджера управляются принципами и методами
Ньюмен подчеркивал ситуационный характер предложенной им философии, которую он рассматривал как обобщение принципов, которыми руководствовалась его компания. Возможно, говорил он, что в других отраслях она будет выглядеть несколько иначе.
Первый принцип Ньюмена гласит: "Хорошие отношения между служащими вытекают из разумной организационной структуры"
Второй принцип – "судьба людей в организации должна зависеть от мнения более чем одного человека".
Третий принцип – "выдвигать на руководящую работу следует наиболее способных людей
Заключение
В настоящее время управление имеет множественные применения. Оно применяется не только для управления социальными организациями, но также для решения сложных социальных проблем (экономических, политических, экологических и др.), для управления любой сложной деятельностью; для управления социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления.
Разумеется, значительные расхождения имеются не только во взглядах разных школ, но и между представителями одних и тех же направлений. Вместе с тем, в каждом подходе не только обобщается большой опыт исследований и практического руководства организациями, но и заключается определенная эвристическая ценность, стимулирующая дальнейшее развитиезнания.
Анализ основных социологических концепций менеджмента наглядно показывает, что в значительной мере основные положения и принципы современной организации являются тем или иным вариантом классических, гуманистических и ситуационных представлений. При этом классические принципы организационного дизайна до сих пор являются стержнем построения большинства крупных промышленных организаций, обеспечивающих своей деятельностью жизнь подавляющего большинства населения Земли.
Развитие социологии управления не завершается, в нее включаются все новые и новые тенденции, выводы, обобщения. При всем их многообразии суть их заключается в одном: социология в изучении управленческой деятельности и в рекомендациях по ее совершенствованию сосредоточивает внимание на управлении не машинами, а людьми, на мотивации их сознательной и целеустремленной творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.
Список литературы